Израиль-ПНА: борьба за культурное наследие

Во время недавнего визита в Москву премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху с восторгом рассказывал собравшимся на встречу с ним лидерам российской еврейской общины о новом проекте своего правительства – «Атарей Морешет Леумит» (Объекты культурного наследия национального значения). Речь шла о ремонте длинного списка археологических и архитектурных памятников и создания вокруг них современной инфраструктуры для приема туристов. Для правительства такой страны как Израиль, изобилующей археологическими памятниками, являющейся Святой землей для трех монотеистических религий и принимающей множество туристов и паломников со всего мира, это логичный шаг.

Однако не следует забывать, что Израиль – это еврейское государство. Поэтому премьер-министр подробно остановился в разговоре с лидерами московских евреев не на церкви Гроба Господня, также включенный в список объектов культурного наследия общенационального значения, а на Лахише. Речь идет древнееврейском городе Лахиш, развалины которого расположены километрах в 30 к юго-востоку от современного израильского города Ашкелон, на холме, известном под названием Тель-Лахиш.

На протяжении большей части эпохи Первого Храма (в Х – VI вв. до н.э.) неоднократно упомянутый в Библии Лахиш был вторым по значению городом Иудеи после Иерусалима. В конце VIII в. до н.э. во время вторжения ассирийского царя Санхерива город был захвачен после длительной осады. Широко известны находящиеся ныне в Британском музее в Лондоне стелы из дворцы Санхерива в Ниневии с описанием захвата Лахиша и барельфами, изображающими штурм и взятие города. После падения Ассирии иудейские цари вернули себя контроль над Лахишем и заново отстроили городские стены.

В начале VI в. до н.э. Лахиш, наряду с Иерусалимом и Азекой, дольше всего оказывал сопротивление вторгшемуся в Иудею войску вавилонского царя Навуходоносора. Огромную ценность представляют собой обнаруженные археологами на развалинах Лахиша остраконы, являвшиеся частью архива военного коменданта города. Большая часть из них относится к периоду вавилонского вторжения и представляет собой буквально донесения с поля боя, проливающие дополнительные свет на сообщения Библии об этом драматическом моменте в истории Израиля.

Лахиш – один из важнейших, но далеко не единственный еврейский археологический объект, являющийся одновременно памятником героизма наших предков, противостоявших иноземным завоевателям. Поэтому после упомянутой встречи с Нетаньяху автор поинтересовался у сопровождавшего премьер-министра депутата кнесета Зеева Элькина относительно судьбы Иродиона. Дело в том, что Элькин, как и автор этих строк, живет в поселении Кфар-Эльдад неподалеку от этой крепости-дворца, возведенной иудейским царем Иродом Великим во второй половине I в. до н.э. Неоднократно упоминаемый в сочинениях античного еврейского историка Иосифа Флавия Иродион до сих пор величественно возвышается над окрестностями и виден за много километров. Здесь был похоронен царь Ирод (его гробницу обнаружили несколько лет назад израильские археологи). Иродион был одной из трех крепостей (наряду с Масадой и Михваром), ставших оплотом еврейских повстанцев после падения Иерусалима во время Иудейской войны 66-73 гг. Позднее он был одним из важнейших опорных пунктов Шимона Бар-Кохбы, возглавившего восстание против Рима в 132-135 гг. Туристов на Иродион приезжает немало, а вот с инфраструктурой для их приема здесь слабовато.

Ответ Элькина разочаровал. Иродион не был включен в список объектов культурного наследия общенационального значения. Проблема в том, что он расположен за пределами незримой «зеленой черты», отделяющей собственно Израиль от контролируемых им территорий Иудеи и Самарии (или Западного Берега, если пользоваться арабской терминологией). Не попали в этот список и множество других объектов, несомненно, являющихся частью культурного и исторического наследия еврейского народа, но расположенных за «зеленой чертой».

Их список обширен: жертвенник на горе Эйвал к северу от Наблуса (Шхема), идентифицированный израильским археологом Адамом Зерталем в качестве жертвенника Иисуса Навина, упомянутого в библейской книге Иисуса Навина; развалины столицы северного Израильского царства города Шомрона (Самарии, Себастии) к северо-западу от Наблуса, неподалеку от еврейского поселения Шавей-Шомрон; расположенный рядом с еврейским поселений Шило Тель-Шило – развалины библейского города Шило (Силом – в русском переводе Библии), являвшегося культовым центром колен Израилевых и местопребыванием Скинии Завета; развалины древних синагог в Иерихоне, Сусии, Эштемоа (Самуа) и т.д. и т.д. Решение правительства Нетаньяху не включать все эти памятники в официальный список памятников культурного наследия общенационального значения было продиктовано стремлением избежать ненужных Израилю конфликтов.

Однако в Иудее и Самарии расположены не только еврейские археологические памятники, но и важнейшие святые места иудаизма. Спустя несколько дней после упомянутого разговора два из них были под давлением религиозных партий все же включены в упомянутый список. Речь идет о гробницах праотцев и праматерей еврейского народа: Авраама, Исаака, Иакова, Сарры, Ревекки, Рахили и Лии. Нет сомнения, что, если бы Нетаньяху не уступил этому требованию религиозных партий, на него бы посыпались упреки в продаже могил предков.

Согласно зафиксированной Библией традиции, Авраам, Исаак, Иаков, Сарра, Ревека и Лия похоронены в Хевроне в пещере Махпела, а праматерь Рахиль – на окраине Вифлеема.

На гробницы праотцев (пещера Махпела), упоминаемые в библейской книге Бытия, в прошлом (до Шестидневной войны) мусульмане не позволяли евреям подниматься выше седьмой ступени по лестнице, ведущей в огромное здание, сооруженное в I в. до н.э. над гробницами иудейским царем Иродом Великим. В настоящее время это здание функционирует одновременно и как синагога, и как мечеть, что неоднократно приводило к столкновениям между приверженцами двух религий, иногда сопровождавшимися человеческими жертвами. В дни еврейских религиозных праздников в Хеврон, и, прежде всего, к гробнице праотцев, прибывают тысячи еврейских паломников из всех городов Израиля.

Что касается гробницы праматери Рахили, то, согласно Норвежским соглашениям, сама она и ведущий от нее к Иерусалиму участок дороги (несколько более 500 м) остались под полным контролем Израиля. На гробнице Рахили расположена иешива. В ходе столкновений между израильтянами и палестинцами во время интифады «Аль-Акса» это здание было укреплено и превращено фактически в военный опорный пункт. Доставка паломников из Иерусалима на гробницу Рахили до недавнего времени, как правило, осуществлялась бронированными автобусами.

Решение правительства Израиля включить гробницы праотцев в Хевроне и гробницу Рахили в Вифлееме в список объектов культурного наследия общенационального значения вызвало бурю негодования со стороны палестинских лидеров. И это, несмотря на то, что включение их в список подразумевает не изменение их нынешнего статуса, а лишь выделение дополнительных денежных средств на их обустройство и поддержание. Начались беспорядки в Хевроне и и на Храмовой горе в Иерусалиме. Пошли разговоры о начале третьей интифады.

Причина такого поворота событий очевидна. Палестинская пропаганда придает значительно большее, чем европейцы, значение символике и пытается упорно отрицать связь еврейского народа с Эрец Исраэль/Палестиной. При этом неважно, опираются претензии евреев на те или иные объекты на сугубо научные данные или же на многовековые религиозные традиции.

Нетаньяху не мог этого не понимать. Именно по этой причине он пытался избежать включения гробниц праотцев и праматерей еврейского народа в новый проект. С другой стороны, он не мог не ожидать мощного давления со стороны религиозных партий в данном вопросе и не включил эти святые для иудаизма места в первоначальный список потому, что в противном случае религиозные партии могли бы потребовать расширения этого списка, а список святых для иудаизма мест в Иудее и Самарии (на Западном Берегу) весьма велик.

Достаточно упомянуть о том, что сам город Хеврон является, согласно средневековой еврейской традиции, одним из четырех святых городов Эрец Исраэль (наряду с Иерусалимом, Цфатом и Тверией). Издавна существовавшая в этом городе еврейская община была уничтожена в ходе погрома 1929 г. Уцелевшие хевронские евреи бежали в Иерусалим. В 1931 г. отдельные еврейские семьи вернулись в Хеврон, однако в 1936 г. с возобновлением антиеврейских беспорядков («арабское национальное восстание», согласно арабской терминологии) они были вынуждены его покинуть. Последняя еврейская семья оставалась в Хевроне вплоть до решения ООН о разделе Палестины 1947 г.. В 1968 г., вскоре после Шестидневной войны в Хевроне обосновались еврейские поселенцы, занявшие часть домов, ранее принадлежавших еврейской общине. Позднее на окраине Хеврона было основано поселение городского типа Кирьят-Арба, само название которого, являющееся альтернативным вариантом библейского названия города, выражает претензию на иудаизацию Хеврона. Помимо пещеры Махпела, объектами паломничества евреев в Хевроне являются гробницы Руфи-моавитянки, прабабки царя Давида, Иессея, отца царя Давида и Авенира, сына Нирова, полководца царя Давида, а также средневековая синагога «Авраам-Авину» и древнее еврейское кладбище, на котором похоронены многие выдающиеся раввины. Согласно Библии, Хеврон был первой столицей царя Давида на протяжении первых семи лет его правления. В связи с этим еврейские археологические памятники города также служат объектом паломничества, носящего отчасти религиозный характер.

Важное значение в еврейской религиозной традиции занимает и город Шхем (Сихем в русской традиции, Наблус по-арабски). Он является первым городом Эрец Исраэль, упомянутым в книге Бытия в связи с праотцем еврейского народа Авраамом. Здесь же, согласно книге Бытия, праотец Иаков купил участок земли и выкопал колодец. Согласно книге Иисуса Навина, в Шхеме был подтвержден союз между сынами Израиля и Всевышним, в связи с чем Шхем именуется в еврейской традиции «городом союза». Объектом еврейского паломничества в Шхеме является гробница Иосифа, сына Иакова (согласно книге Иисуса Навина). В соответствии со средневековой еврейской традицией, здесь же похоронены сыновья Иосифа Ефрем и Манассия. Согласно Норвежским соглашениям, после передачи Наблуса под контроль Палестинской национальной администрации (ПНА) гробница Иосифа осталась под контролем Израиля в качестве анклава. Здесь же продолжала действовать иешива «Од Йосеф хай». В 2000 г. после ожесточенных боев гробница Иосифа была оставлена израильскими войсками, после чего палестинцы сожгли здание иешивы, а доступ евреев к этой святыне был временно прекращен. Летом 2002 г., когда Шхем был взят израильскими войсками, религиозные евреи, прежде всего брацлавские хасиды, возобновили паломничество на гробницу Иосифа.

В список священных для иудаизма гробниц в Иудее и Самарии (на Западном Берегу) входят также гробница первосвященников Финееса и Ифамара и семидесяти старцев, преемников Иисуса Навина, в селе Аварта, к юго-востоку от Наблуса; гробниц Иисуса Навина, Халева, сына Иефоннии, сподвижника Иисуса Навина и Навы, отца Иисуса Навина, в селе Кифл-Харис к югу от Наблуса. Кифл-Харис идентифицируется еврейской традицией как Фамнаф-Сараи, упоминаемый в книге Иисуса Навина как место его погребения. В недавнем прошлом объектом паломничества евреев была и гробница пророка Нафана в Халхуле, к северу от Хеврона. В настоящее время она недоступна для евреев. Объектами паломничества, носящего отчасти религиозный характер, являются и некоторые археологические памятники, расположенные в Иудее и Самарии (на Западном Берегу).

Если бы правительство Нетаньяху действительно пыталось спровоцировать конфликт, как утверждают палестинцы, оно легко могло бы сделать это со значительно большим размахом, получив значительно больший политический кредит среди религиозных и не только религиозных израильтян. Однако палестинскому руководству, вероятно, выгодно по тем или иным соображениям игнорировать то, что евреи имеют связь со страной своих предков, и премьер-министр еврейского государства при всем желании избегать конфликтов не может с ними согласиться в том, что такой связи нет.

Вполне вероятно, что, разжигая конфликт по поводу израильского списка объектов культурного наследия общенационального значения, руководители ПНА подсознательно руководствуются словами Абу-Хурайры, одного из сподвижников пророка Мухамеда, сказавшего в частности: «Последний час не придет до тех пор, пока мусульмане не сразятся вновь с иудеями. Мусульмане станут поражать их, пока иудеи не станут скрываться за камнями и деревьями, а камни и деревья будут говорить: «О мусульманин! О раб Аллаха! Иудей прячется позади меня! Приди и убей его». Только дерево гаркад будет молчать, ибо это дерево иудеев». Однако иудеи не могут согласиться с тем, что все их культурное наследие сводится к дереву гаркад.

52.24MB | MySQL:103 | 0,631sec