Юг Йемена: «низы не хотят»

28 февраля было объявлено о введении чрезвычайного положения в южнойеменской провинции Ад-Дахия. Связано это было с массовыми протестными демонстрациями, которые прошли в этой провинции под эгидой т.н. «Движения юга». Одновременно ровно такие же по размаху манифестации прошли еще в двух провинциях Абъян и Лахдж, правда, там чрезвычайных мер введено не было. Да и в Ад-Дахия «чрезвычайное положение» самостоятельно ввело МВД, от чего министерство обороны потом категорически «открестилось», и «чрезвычайка» закончилась, по сути, не начавшись.

Это совершенно не означает, что демонстрации носят показушный характер. Ситуация с сепаратизмом на юге Йемена обострилась не вчера. Беспорядки с разной интенсивностью бушуют там уже как минимум год. Самое опасное в этой ситуации заключается в том, что отсутствует реальная единая сила, которая этот взрыв эмоций контролирует и направляет. Т.н. «Движение юга» представляют собой некие стихийно образованные комитеты, в которых выбираются неформальные лидеры. При этом они имеют очень слабую связь между собой, а зачастую и сложные межличностные отношения. Например, члены комитетов в провинции Лахдж и Хадрамаут совершенно не терпят друг друга, а в провинции Абъян демонстрации возглавляют вообще исламисты. Во многих комитетах заправляют бывшие военные функционеры НДРЙ, которые в новых реалиях остались без работы. Чтобы понять разрозненность этого движения, достаточно посмотреть на флаги протестующих. До недавнего времени это были флаги НДРЙ, затем появились американские и английские. Например, после лондонской конференции признанный лидер исламистов Т.аль-Фадли повесил на своем доме американский и английский флаги. Теперь демонстранты вывешивают просто зеленые. Вся эта «пестрота» говорит об отсутствии какой-либо общей идеологической основы сепаратистского движения.

Общим стимулом к протестам является элементарная нищета и невозможность большинства населения элементарно прокормить себя и свои семьи. Причем запустение касается не только непосредственно сельского хозяйства и скотоводства, но и еще одной важной для Йемена отрасли. Имеем ввиду рыболовство, которое на юге кормит шесть из каждых десяти йеменцев. Виной всему пиратство и захват рыболовных судов. Если в 2007 году было захвачено около 10 рыболовецких шхун, то за последний год таковых насчитывалось уже более 100.

Сепаратизм в принципе порожден самим правительством в Сане, которое после гражданской войны грубо нарушило все возможные условия для нормальной трансформации южнойеменцев в общие государственные и экономические структуры. Клан Аль-Ахмар фактически приватизировал все отрасли и недвижимость на юге, не оставив местной элите (кроме Хадрамаута) ничего. Это и явилось основной причиной экономического упадка, массовой безработицы и вспышки протеста. Природа южнойеменского сепаратизма в своей основе имеет причину не национально-идеологическую, а чисто экономическую. Недаром протестующие вывесили американские флаги: они просто показывают, что готовы поддерживать любого, кто их накормит и даст работу. Кстати, зеленые флаги появились после совещания стран Персидского залива два дня назад в КСА, по итогам которого ожидается вброс в экономику юга порядка 10 млрд долларов США. Учитывая, что в Йемене очень любят выражать свои сокровенные желания «эзоповым языком», то нынешний посыл с флагами разных государств видимо должен означать «с кем угодно, только не с Салехом».

Стоит отметить, что предполагаемые инвестиции «заливников» являются выполнением договоренностей «о мерах по стабилизации ситуации на юге», которые были достигнуты на Лондонской конференции в конце января с.г. В отличие от прежних мер по поддержке в этот раз страны Персидского залива договорились предоставлять деньги не «в живую», а путем строительства и ремонта уже существующих объектов экономической и социальной инфраструктуры. Это свидетельствует о глубоком недоверии к «честности и некоррумпированности» нынешнего йеменского режима со стороны его ближайших соседей.

В настоящее время эту стихию стараются «стреножить» различные политические оппозиционные лидеры. Прежде всего, это последние южнойеменские лидеры С.аль-Бейд и Х.Аттас. Оба пользуются популярностью в массах в силу того, что оба они фактически спровоцировали гражданскую войну в 1994 году, целью которой было отделение юга от севера. После той неудачи они друг с другом не разговаривали, и их союз наметился только около года назад, когда ситуация на юге Йемена достигла своего критического градуса. Сейчас более влиятелен Х.Аттас, которого прочат в премьер-министры. Такая договоренность была достигнута с ним в процессе его встречи с саудовским королем Абдаллой на прошлой неделе. Можно предположить, что эта позиция является солидарной для всех арабских финансовых спонсоров Йемена в настоящее время и жестко увязана с дальнейшим оказанием экономической помощи.

Х.Аттас является фигурой компромиссной. Естественно в Эр-Рияде предпочли бы видеть на этой должности одного из лидеров «Аль Ислах» Хамида Ахмара, но он не проходит по ряду причин: северянин, фактически скупил после гражданской войны все имущество на юге; к тому же умеренный, но исламист. А сейчас не до особого выбора, надо найти фигуру, которую южане будут слушать и которой будут верить.

Похоже, что это понимают не только в Эр-Рияде, но и в Сане. Х.ат-Аттас. по просьбе Эр-Рияда, сыграл свою позитивную посредническую роль в достижении мира между саудовцами и повстанцами-зейдитами. Теперь президент Салех через посредников ведет переговоры с лидером повстанцев Я.аль-Хути о том, чтобы он убедил бывшего южнойеменского премьера возглавить правительство страны в этот переломный для нее момент. Видимо, по оценке Салеха, Х.ат-Аттас это идеальный вариант и для повстанцев-зейдитов, и для бурлящего юга. В крайнем случае сейчас в ФРГ выехали эмиссары йеменского президента для того. что уговорить Я.аль-Хути в этом.

Сможет ли Аттас «успокоить» юг? Сможет, если Сана пойдет на ряд ключевых шагов в перераспределении национального продукта и начнет делиться с южнойеменской элитой. В качестве первого шага, который бы стал своеобразным индикатором, мог стать допуск представителей южнойеменских деловых кругов в сферу добычи и переработки углеводородов, которую сейчас фактически монополизировали северяне.

Насколько реальна сама экономическая и политическая трансформация позиции президента А.Салеха в настоящее время? Политическая фактически поставит «крест» на его надеждах передать власть сыну «по наследству». Перераспределение экономического продукта грозит подорвать его и так не очень сильную поддержку в рядах северойеменских крупных кланов.

Ситуация в армии, как показала недавняя война с повстанцами на севере, тоже вызывает массу беспокойства. Как следствие, Салех уже сменил всех командующих военными округами в стране (кроме своего брата Ахмара в Сааде).

В этой связи представляется, что подавить недовольство силой тоже мало реально, так как оружия и безработных военных на юге хватает в избытке. Кстати, среди наиболее реальных шагов по нормализации ситуации была бы интеграция бывших южнойеменских военных в национальные вооруженные силы. Это само по себе в состоянии серьезно подорвать боевой потенциал протестующих. Но для кардинальной ликвидации протестных настроений необходимо глубинные сдвиги в психологии северойеменской элиты, которые, как показывает неутешительная практика, на Востоке происходят в большинстве случаев вследствие кровопролитной войны.

52.3MB | MySQL:106 | 0,736sec