О первой турецкой реакции на обострение палестино-израильского конфликта. Часть 5

В связи с беспрецедентной эскалацией палестино-израильского конфликта продолжаем анализировать турецкую позицию, которая на протяжении всего периода правления президента Р.Т.Эрдогана была активно пропалестинской.

Часть 4 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=102313.

Продолжаем анализировать материалы ведущих политических обозревателей Турции на предмет текущей ситуации палестинско-израильского обострения.

Обратимся к материалу, опубликованному Фондом политических, экономических и социальных исследований Турции и изданием Yeni Şafak, посвященному «приоритетам Джо Байдена» в нынешнем палестино-израильском противостоянии. Автором материала стал Кадир Устюн – координатор деятельности Фонда SETAV в Вашингтоне.

Обратимся к материалу, цитируем:

«Неудивительно видеть продолжение позиции США по защите и поддержке Израиля на международной арене после нападений ХАМАСа на Израиль. Помимо объявления о том, что Израиль имеет право на самооборону и оказывает полную поддержку этой стране, администрация Байдена направила в регион военный корабль США. Очевидно, что отправка военного корабля дает понять, что США без колебаний вмешаются, если конфликт перерастет в региональную войну. Но это также можно рассматривать как превентивный шаг, поскольку Байден хочет избежать пути, который приведет к региональному конфликту с Ираном за год до президентских выборов.

Нападение ХАМАСа, произошедшее через несколько недель после того, как США достигли соглашения об обмене пленными с Ираном, ставит администрацию Байдена в сложную ситуацию. Байден, которого в настоящее время жестко критикуют республиканцы за 6 млрд долларов, выделенных Ирану, будет избегать эскалации конфликта с Ираном, одновременно поддерживая Израиль. В этом контексте следует оценивать и заявления администрации Байдена о том, что неизвестно, сыграл ли Иран роль в атаках ХАМАС, который осознает, что Иран может нанести США большие издержки в регионе. Можно сказать, что администрация Байдена не может позволить себе роскошь атаковать Иран.

Тот факт, что Байден не предпринял серьезных усилий для установления мира на Ближнем Востоке, был самым важным признаком того, что он потерял надежду на Нетаньяху в этом вопросе. Выразив обеспокоенность развитием событий во внутренней политике Израиля, Байден дал понять, что не хочет приглашать Нетаньяху в Вашингтон. Самым конкретным признаком того, что он хочет заключить ядерное соглашение с Ираном в случае его переизбрания, было соглашение об обмене пленными на сумму 6 млрд долларов. Будучи лидером западного альянса, который испытывает трудности с оказанием помощи Украине, Байден, осознающий цену регионального конфликта с Ираном, не захочет, чтобы операции Израиля в секторе Газа превратились в непредсказуемый региональный конфликт.

Поскольку голос сторонников жесткой линии в Израиле становится все сильнее, администрация Нетаньяху чувствует себя обязанной реализовать свою военную риторику. Однако, если он попытается уничтожить Газу, конфликт может также включить в уравнение «Хизбаллу» в Ливане. Риск конфликта Израиля с «Хизбаллой» может означать открытие двух фронтов и втягивание Ирана в конфликт. Поэтому ему, возможно, придется ограничить свои операции сектором Газа, по крайней мере, на данный момент. Поскольку ХАМАС удерживает большое количество заложников, Израилю необходимо будет сдержанно относиться к своим нападениям на сектор Газа.

В нынешней ситуации необходимость Израиля создать видимость единства внутри страны принесет Нетаньяху политическую выгоду, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Сторонники жесткой линии в Израиле утверждают, что по отношению к ХАМАСу, до сих пор, была проявлена слишком большая терпимость. Эти имена, которые говорят, что усилия Нетаньяху изменить структуру судебной власти внутри страны разделили израильский народ и заставили его забыть о внешних врагах, сигнализируют о том, что они вступят в политическую борьбу, когда ситуация успокоится. Поэтому, похоже, в ближайшие месяцы Нетаньяху почувствует себя обязанным жестко отреагировать на ХАМАС, обеспечить обмен пленными и отчитаться за произошедшее.

Нетаньяху, который воспринял признание Трампом Иерусалима столицей Израиля и последующие «Соглашения Авраама», подписанные с различными арабскими странами, как достижение, не пришлось идти на какие-либо существенные уступки в ответ. Напротив, он пытался убедить весь мир, что нормализация отношений с Израилем возможна без постоянного мира с палестинцами дома, разрешения строительства новых поселений и усиления давления на Иерусалим. Нападение ХАМАСа показало тот факт, что региональная нормализация Израиля не будет возможна без мира с Палестиной.

Хотя сигналы о том, что Саудовская Аравия движется к нормализации, становились все сильнее, в прессе сообщалось, что Эр-Рияд ждет уступок в отношении палестинцев, однако последние события приведут к приостановке этого процесса в краткосрочной перспективе. Нетрудно предсказать, что чем жестче будут операции Израиля против сектора Газа, тем дольше будет откладываться нормализация отношений с Саудовской Аравией. Если операции Израиля перерастут в неконтролируемый региональный конфликт, вероятность того, что Саудовская Аравия и Иран снова вступят в опосредованную войну, станет сильнее.

Продолжая политику Трампа, направленную на региональную нормализацию Израиля без мира с Палестиной, администрации Байдена придется оказывать давление на Израиль, требуя мира, если она считает, что эта политика не работает. Можно сказать, что администрация Байдена, понимая, что это нереально в краткосрочной перспективе, предпочла бы, чтобы конфликт ограничился сектором Газа. Конфликтная обстановка, которая распространится на Ливан и Сирию, а затем на Иран и Саудовскую Аравию, будет означать кошмарный сценарий в год выборов для Байдена, который пытается продолжить помощь Украине».

Итак, о каких выводах турецкого эксперта можно говорить исходя из изложенного выше:

  1. Основная цель США в нынешнем противостоянии – это своими действиями предотвратить расползание кризиса по региону с вовлечением третьих стран. В этом смысле, речь идет о попытках предпринять превентивные шаги.
  2. Администрация Байдена, в ситуации выборного года, вынуждена занять нетипичную для США позицию – позицию маневрирования между Ираном и Израилем.
  3. Администрация Байдена инвестировала в нормализацию отношений с Ираном и сейчас не может, без имиджевых потерь, развернуться на 180 градусов.
  4. Что касается отношений с Израилем, то, как фиксирует турецкий эксперт, в Вашингтоне произведена переоценка возможностей Нетаньяху – не в пользу последнего.
  5. «Соглашение Авраама» между Израилем и Саудовской Аравией сейчас не просто поставлено под вопрос, оно стало функцией палестино-израильского конфликта. И то же касается нормализации отношений и с другими арабскими государствами, на «парад признаний» со стороны которых можно было бы рассчитывать после ОАЭ и КСА.

Главным итогом изложенного выше становится наиболее вероятное обнуление договоренностей по нормализации отношений с Израилем со стороны арабских государств, то, что автор характеризовал как «без предварительных условий». И, в этом смысле, можно говорить, что ХАМАС достиг своей задачи: не дать себя вывести за скобки ближневосточных процессов.

Второй аспект касается того зыбкого баланса, который складывается в регионе. Достаточно ли будет отправки американского авианосца в регион и предупреждения о возможном вмешательстве для того, чтобы предотвратить расползание кризиса в регионе, которое чревато самыми серьезными последствиями не только для администрации Джо Байдена, но и для, и без того пошатнувшегося положения, США на Ближнем Востоке. Даже сам факт, что США будет брошен вызов кем-то из региональных игроков уже будет знаменовать переход Рубикона.

Таким образом, действующая американская администрация накануне выборов потенциально получает два удара: неудача украинского «контрнаступления» и выход из-под контроля палестино-израильского вопроса.

Вместе с этим, на Запад и США пошла волна информационного давления со стороны турецкого руководства. Президент Реджеп Тайип Эрдоган раскритиковал западные страны за их «соучастие и продолжающееся молчание», когда Израиль совершил «военные преступления», заблокировав доступ к продовольствию, воде и электричеству в секторе Газа, нарушив Всеобщую декларацию прав человека.

Выступая 12 октября на заседании Молодежного фонда Турции (TÜGVA) в Анкаре, Эрдоган заявил, что Запад, особенно США, предпочли раздувать пламя, а не снижать напряженность в секторе Газа.

Президент Турции Р.Т.Эрдоган раскритиковал Вашингтон за отправку военного корабля в регион, заявив: «Что американский авианосец делает в Израиле? Стоит ли такой стране, как США, восстанавливать мир или подливать масло в огонь?».

Эрдоган отметил, что «бесчеловечно со стороны Израиля отрезать доступ к воде, электричеству, топливу и пище для 2 миллионов палестинцев, живущих на территории площадью 360 квадратных километров (139 квадратных миль), и что это нарушает право войны».

Цитируем турецкого лидера: «Мы не хотим, чтобы конфликты распространились на наш регион; вместо того, чтобы слепо поддерживать кого-то, мы призываем влиятельных игроков снизить напряженность». Он отметил, что с тех пор, как разразился кризис, Турция последовательно призывала к сдержанности со всех сторон, проводя дипломатию телефонных звонков для решения проблемы посредством диалога, отметил он.

«Наш министр иностранных дел (Хакан Фидан – И.С) и руководитель разведки (Ибрагим Калын – И.С.) продолжают разговаривать со своими коллегами. Мы пытаемся понять, что мы можем сделать с отправкой гуманитарной помощи через пограничный переход Рафах, но они и его разбомбили», — посетовал Эрдоган. Западные страны, по словам президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, не беспокоятся о доставке еды и воды палестинцам в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека, а Турция беспокоится. На момент данного написания данного материала, два самолета Турции с гуманитарной помощью для сектора Газа приземлились в аэропорту Ариш в Египте.

55.91MB | MySQL:116 | 0,905sec