Саудовская Аравия и стратегия США по Афганистану

Отказ саудовских властей посодействовать президенту Афганистана Х.Карзая в установлении контактов с «умеренными» талибами был публично мотивирован отсутствием у Эр-Рияда «связей с руководством движения в настоящее время». Как представляется, подобное заявление в большей степени рассчитано «на публику» и мало соответствует действительности. Такая «неуступчивость» Эр-Рияда связана, прежде всего, с неприятием самой личности афганского лидера.

При этом саудовское руководство вынуждено маневрировать, и начинает постепенно уступать давлению Вашингтона, который связывает с саудовским посредничеством в этом вопросе свои основные надежды на достижение некого равновесия в Афганистане. У американцев есть, конечно, еще и пакистанское руководство, но их усилия в налаживании контактов между Кабулом и «умеренными» талибами пока вызывают больше озабоченности, чем положительных эмоций.

В любом случае саудовцы «дрогнули» и в настоящее время проводят активные негласные консультации с представителями «афганского сопротивления» на предмет их интеграции в государственные структуры и отказу от вооруженной борьбы. Как и водится в таких случаях, основная роль в установлении этих контактов отводится спецслужбам. Указанную операцию курирует в силу ее деликатности руководитель УОР КСА, принц М.Бен Абдулазиз. Сразу отметим, что «процесс пошел» только после личных переговоров принца с руководителем британской разведки Дж. Соерсом и директором ЦРУ США Л.Пенеттой, которые ради этого должны были специально прилетать в Эр-Рияд в феврале с.г. Такой прессинг предстоит им осуществлять и впредь, так как большого желания «компрометировать» себя перед талибами открытой поддержкой режима Х.Карзая саудовцы не испытывают.

В настоящее время переговоры идут с двумя основными лидерами сопротивления Г.Хекматияром и Д.Хаккани. С первым контакт поддерживается через бывшего представителя талибов в Вашингтоне Дауда Абеди. Со вторым саудовцы имеют старые и добрые связи, история которых насчитывает уже более десяти лет. В резерве у Эр-Рияда есть еще бывший представитель талибов в Пакистане А.С.Засеф, который сейчас проживает в КСА. Сразу отметим, что все перечисленные фигуры не являются командирами «первой десятки» и их влияние на процессы в стране сильно ограничены. Та же «Хизб Аль-Ислам» Г.Хекматияра сильно пострадала в результате межклановых и межэтнических столкновений и ее лучшие времена давно позади. Единственным стимулом для активизации этих фигур на «площадке афганского сопротивления» будут саудовские деньги. По большому вопросу, это сейчас основной вопрос ведущихся консультаций. То есть обсуждается «цена вопроса».

Саудовцы по-прежнему категорически отрицают свои связи с наиболее непримиримыми фигурами в командовании повстанцев. Однако по некоторым данным, такие контакты они все-таки имеют. В крайнем случае, бывший руководитель саудовских спецслужб принц Турки Аль-Фейсал не только имел опосредованные контакты с лидером талибов муллой Омаром и даже с У.бен Ладеном, но и снабжал их различным оборудованием, в частности средствами связи. После 11 сентября 2001 года и начала военной активности американцев эти контакты были заморожены, но Эр-Рияд на всякий случай держит «порох сухим». Просто каналы этих контактов переведены из-под компетенции спецслужб в область межличностных отношений. В качестве идеального посредника используется члены семьи Бен Ладен, которая в свою очередь имеет прекрасные отношения с разными организациями сомалийских исламистов, прежде всего с «Сунна уа Аль-Джамма». Последняя используется саудовцами как проводник своих интересов на Африканском Роге и финансируется, в том числе, семейством Бен Ладен, которое имеет перспективные бизнес-интересы в этом регионе. Большинство полевых командиров сомалийских исламистских групп в свою очередь имеют устойчивые контакты в командовании «Аль-Каиды», что позволяет в принципе без больших усилий наладить постоянный канал обмена информацией. Другое дело, что в Эр-Рияде официально всегда будут отрицать даже гипотетическую возможность таких контактов. Да и обмен информацией совершенно не означает готовность «непримиримых» талибов контактировать с Х.Карзаем.

Кстати, «выход» на У.Бен Ладена и командование «Аль-Каиды» имеют и в Дохе. Но характер двухсторонних отношений между Катаром и КСА вряд ли позволит здесь «действовать единым фронтом», а американцам как-либо стимулировать этот процесс.

Связь саудовской верхушки с исламистами в Ираке, Пакистане и Афганистане, которые, по большому счету, «идеологически родственны» многим «сильным саудовского мира сего», обусловлена стремлением Эр-Рияда руками джихадистов выстроить устойчивую модель противодействия иранско-шиитской экспансии на Ближнем Востоке. Эту угрозу удивительно синхронно с Эр-Риядом понимают и верхушке «Аль-Каиды». Недаром в ряде своих последних заявлений У.Бен Ладен уделил достаточно много места «шиитской угрозе». Отметим, что это явно диссонирует с «общемусульманской» идеологической основой «Аль-Каиды».

Саудовцам вообще отводится одно из центральных мест в новой стратегии США. Американцы сильно надеются на них по двум основным причинам. Во-первых, еще со времен «холодной войны» это традиционный «денежный мешок», без которого на Востоке проводить тайные операции и создавать альянсы довольно затруднительно. Вспомним, например, как саудовцы по просьбе американцев финансировали действия марокканских войск в Конго в 70-х годах. Совершенно очевидно, что вся деятельность саудовских спецслужб бывает успешной не из-за высокой квалификации ее сотрудников, а исключительно из-за финансовой составляющей, перед которой редко кто может устоять. Все свои дела (в том числе и негласные консультации) саудовская разведка предпочитает проводить в уютной офисной обстановке, а не в поле. Но таких подвигов от нее и не требуется.

Второй момент – это безусловная связь многих членов королевской семьи с нынешними полевыми командирами высокого уровня в различных точках земного шара. Кто-то жил в Саудовской Аравии, кто-то здесь учился, кто-то работал в различных фондах. Но главное стимул – все тот же пресловутый денежный рычаг, да и многие исламисты ведут вполне легальный бизнес в королевстве.

В условиях мирового финансового кризиса Вашингтон уже без особого стеснения использует финансовые возможности своего союзника по всем направлениям. Теперь саудовцам предстоит поучаствовать еще и в модернизации пакистанской армии. Решение об этом было достигнуто во время прошедшей Лондонской конференции в январе с.г. Причем из-за тотальной коррупции, вследствие которой Вашингтон был даже вынужден заморозить на некоторое время выделение Исламабаду очередного транша финансовой помощи и принято решение финансировать непосредственно строительство тех или иных объектов и закупку военной техники. Саудовцам в этой связи предстоит профинансировать закупку для пакистанской армии истребителей F-16 и подводных лодок. Предстоят также затраты и по линии подготовки «национальных кадров» для армии Афганистана. Но главное – это налаживание контактом между Х.Карзаем и талибами, что позволило бы американцам выйти из «афганской трясины», и что сейчас обозначено Госдепартаментом США «как приоритетная задача».

52.24MB | MySQL:103 | 0,587sec