В пятницу, 29 сентября (т. е. за неделю до нападения ХАМАСа на территорию Израиля), Даниэль Зайдеман, израильский юрист, специализирующийся на израильско-палестинских отношениях в Иерусалиме, внес последние штрихи в аналитическую работу, которую ему поручило написать исследовательское подразделение Arab News. Отметим, что эта англоязычная саудовская газета считается среди экспертов неофициальным рупором саудовского руководства, имея в виду донесения до международной общественности той или иной точки зрения Эр-Рияда, минуя дипломатические каналы. Интересно, что Зайдеману было поручено осветить тему мечети Аль-Аксы, которая стала триггером нынешних событий в Израиле и секторе Газа и которая собственно и непосредственно влияет на позицию мусульманского мира на этот конфликт. Командир ХАМАСа Мохаммед Дейф назвал нападение «операцией «Потоп Аль-Акса»», которая, по его утверждению, была начата в отместку за «осквернение» Израилем комплекса мечети Аль-Акса. Выводы Зайдемана таким образом можно совершенно оправданно считать позицией по этому вопросу и официального Эр-Рияда. Повторим, что предметом исследования Зайдемана стал комплекс мечети Аль-Акса в Харам аш-Шарифе, известный евреям и христианам как Храмовая гора, которая имеет такое значение для всех трех авраамических религий, но где могут молиться только мусульмане, а представители других конфессий могут только посещать. Таков, по крайней мере, статус-кво, который сохраняется на этом месте с 1967 года. Но как основатель «Земного Иерусалима», неправительственной организации, сосредоточенной на поиске решения вопроса о городе в соответствии с принципом сосуществования двух государств, в последние месяцы Зайдеман все больше осознавал и был обеспокоен тем, что хрупкое равновесие, которое поддерживалось на этом месте в течение последних 56 лет, находится под угрозой нарушения. Независимо от того, было ли нападение ХАМАСа мотивировано исключительно недавними событиями в мечети ( ХАМАС и ранее выпускал предупреждения о все более частых нарушениях давно установившегося статус—кво на этом месте) Зайдеман четко констатировал, что: «Аль-Акса, без сомнения, способствовала этому. Все всегда возвращается к Аль-Аксе, и последнее слово всегда остается за Иерусалимом. Мы всегда будем иметь дело с вопросом Аль-Аксы, и никто в арабском или мусульманском мире не может позволить себе игнорировать это». Деликатность этой темы была подчеркнута 27 сентября, когда Наиф ас-Судаири, недавно назначенный посол КСА в Палестине, согласился отложить запланированное посещение мечети Аль-Акса из уважения к неопределенным палестинским проблемам. Считается, что это связано с нежелательным усилением присутствия израильских сил безопасности у мечети, чему способствовали серии провокационных визитов еврейских религиозных экстремистов, которые в конечном итоге намерены построить на этом месте еврейский храм. Экстремистов поддерживают многие в израильском правительстве. 3 октября Итамар Бен-Гвир, правый министр национальной безопасности Израиля, призвал Кнессет и кабинет государственной безопасности срочно рассмотреть вопрос об «открытии Храмовой горы для евреев 24/7». В тот день 500 членов израильского поселенческого движения посетили это место. На следующий день, на пятый день еврейского праздника Суккот, более 1000 человек ворвались в комплекс, повторив провокационную демонстрацию, которые в последние месяцы можно наблюдать все чаще. На этот раз вторжение, не только при свидетелях, но и при содействии сотрудников израильских сил безопасности, вызвало упрек в адрес израильского правительства со стороны Иордании, которая с 1924 года является общепризнанным хранителем мечети Аль-Акса под эгидой назначенного Иорданией Иерусалимского вакфа и Департамента по делам мечети Аль-Акса. В письме протеста в посольство Израиля в Аммане Министерство иностранных дел Иордании осудило «вторжения сторонников жесткой линии, поселенцев и членов Кнессета в Священную мечеть Аль-Акса под охраной полиции» и «ограничение доступа верующих в мечеть, осквернение исламских могил и участившиеся нападения на христиан в оккупированном Иерусалиме». Зайдеман считает, что идеологическое мышление, стоящее за вторжениями в Аль-Аксу «того, что начиналось как небольшая, возможно, сумасшедшая группировка, стало более распространенным. Национально-религиозная партия, идеологические правые, включая кабинет министров, рассматривают Израиль как продолжение древней библейской истории. Для них это «третье еврейское содружество» после первого и второго храмов». «Первый храм» — это Храм Соломона, который, по мнению евреев, существовал на месте Храмовой горы с 10 по 6 век до нашей эры, когда он был разрушен вавилонским царем Навуходоносором II в 587 году до нашей эры. «Второй храм», его замена, был разрушен римлянами в 70 году нашей эры. «С точки зрения религиозных правых, величайшей ошибкой, которую допустил Израиль с 1967 года, было решение (тогдашнего министра обороны Израиля) Моше Даяна снять израильские флаги на Храмовой горе и передать ключи от вакфа», — указал Зайдеман. После победы в Шестидневной войне 1967 года Израиль оккупировал Восточный Иерусалим, включая Харам аш-Шариф, и удерживает его до сих пор. 7 июня 1967 года, вскоре после штурма комплекса израильскими десантниками, их командир полковник Дж. Мотта Гур передал по радио в штаб-квартиру сообщение, которое с тех пор вызывает споры у правых израильтян: «Храмовая гора в наших руках». Противоречиво, потому что это ненадолго окажется в их руках. История гласит, что Даян наблюдал за разворачивающейся сценой в бинокль, когда, к своему ужасу, увидел, что один из десантников взобрался на вершину Купола Скалы и поднял израильский флаг. Даян, прекрасно понимая, какую роль сыграет грубая символика в исламском мире, приказал немедленно снять флаг. Позже, стоя у Стены Плача, в момент победы Израиля, Даян сделал удивительно примирительное заявление: «Нашим арабским соседям мы протягиваем, особенно в этот час, руку мира. Представителям других религий, христианам и мусульманам, я искренне обещаю, что их полная свобода и все их религиозные права будут сохранены. Мы пришли в Иерусалим не для того, чтобы завоевывать чужие святыни». Ключи от ворот и ответственность за охрану порядка и контроль над комплексом Аль-Акса были возвращены вакфу. В течение последующих десятилетий евреям разрешалось входить в комплекс в определенные дни через ворота Муграби. Это был единственный вход, через который немусульмане могли попасть на эспланаду. Все это начало меняться, по оценке Зайдемана, после 2003 года, когда израильское правительство в одностороннем порядке ввело новые соглашения, которые все больше отодвигали вакф на второй план. Сегодня именно израильская полиция решает, кому можно, а кому нет посещать комплекс, на который в настоящее время претендует все большее число поселенцев и других активистов: «Они считают, что смысл существования этого правительства в том, чтобы отменить решение Даяна, потому что это мешает осуществлению божественного плана, которым является Израиль. Теперь это стало мейнстримом». Это также стало символом веры для многих в израильском кабинете министров, несмотря на заявление (нынешнего премьер-министра) Биньямина Нетаньяху в 2015 году, сделанное по настоянию госсекретаря США Джона Керри, о том, что «Израиль продолжит проводить в жизнь свою давнюю политику: мусульмане молятся на Храмовой горе; немусульмане посещают Храмовую гору». В то время генеральный секретарь ООП Саиб Эрекат отверг заверения Нетаньяху: «До 2000 года туристы входили в Харам аш-Шариф под охраной сотрудников департамента вакфов, и немусульманам не разрешалось там молиться. Но теперь израильтяне изменили правила, и туристы посещают это место после получения разрешений от израильских властей и под защитой израильской полиции». С тех пор провокации усилились. В январе этого года израильская газета Haaretz назвала «еще одной безответственной провокацией» посещение комплекса Аль-Акса крайне правым министром национальной безопасности Израиля Бен-Гвиром. По словам Зайдемана, это был «триумфальный визит, показавший им, кто здесь главный». Поощряемые такими политиками, как Бен-Гвир, члены групп поселенцев, движения за Храмовую гору и религиозных сионистов, все чаще стали собираться у Аль-Аксы, несмотря на то, что в соответствии с давним законом раввинов, связанным с концепцией ритуальной чистоты, евреям запрещено посещать это место. «В мае прошлого года тысячи молодых ультраправых религиозных израильтян, празднующих победу в 1967 году, прошли маршем по мусульманскому кварталу, выкрикивая «Смерть арабам». Это было просто ужасно. Я думаю, что это был худший день в Иерусалиме, который я могу вспомнить. Перед маршем сотни ультранационалистов вошли в комплекс Аль-Акса. Они могли бы пойти любыми другими путями, но они прошли через мусульманский квартал, чтобы показать им: «Это наше место, мы хозяева, вы арендатор». И не только мусульмане страдают от новой волны религиозной нетерпимости. В последние месяцы также произошел серьезный всплеск преступлений на почве ненависти против христиан, инспирированных, я полагаю, некоторыми людьми в правительстве, которое осудило это только на прошлой неделе, впервые за восемь месяцев. Между тем, мэр Иерусалима не осудил это, и городской совет не осудил это», — констатирует Зайдеман. Экстремисты также настаивают на строительстве национального парка на Елеонской горе, месте, имеющем центральное значение для христианской веры.
«Это зеркальное отражение того, что происходит в Аль-Аксе. Христианская святыня превращается поселенцами в общую христианско-еврейскую святыню таким образом, что движение за Храмовую гору хочет превратить Аль-Аксу из мусульманского объекта в общий еврейско-мусульманский объект. Дело не в том, что политики, которые пытаются саботировать статус-кво в Иерусалиме, обязательно по своей сути расисты. Дело в том, что они понимают, что говорить с сочувствием и уважением к интересам других, мусульман, арабов или христиан, является обязанностью на выборах, и они потеряют голоса среди своей базы. Лично я предпочел бы, чтобы они были расистами, потому что в противном случае это отражение того, что с нами стало», — считает Зайдеман. Он опасается, что Израиль, все больше оказывающийся во власти экстремистских религиозных групп и политиков, рискует сбиться с правильного пути: «Оккупация — это не то, что мы делаем. Оккупация — это то, кем мы стали, и это подрывает моральные основы израильского общества. Аль-Акса становится важнейшей ареной конфликта для израильтян и палестинцев, евреев и мусульман. Это не облагораживает души ни одного из нас и в определенной степени осквернило очень священное место».
6 сентября Тамир Пардо, бывший глава израильской разведки «Моссад», заявил Associated Press, что Израиль насаждает систему апартеида на Западном берегу. «Он сказал это до начала войны, но я думаю, что он сказал бы это и сейчас. Он сказал, что для Израиля в этом поколении существует только одна экзистенциальная угроза. Это не иранская ядерная угроза — с этим мы справимся. Это не 100 000 ракет «Хизбаллы» — ужасно, но мы можем с этим справиться. Но Израиль не может выжить в качестве постоянно оккупирующей державы. Израиль прекратит оккупацию, или оккупация станет концом для нас», — констатирует Зайдеман.