Турецкая Республика приняла на вооружение новую военно-морскую стратегию возвращения в мировой океан.
Частью этой стратегии является уже известная в отечественном информационном пространстве идея о «Синей родине» — в том числе о спорном пространстве Восточного Средиземного моря, за которое развернулась борьба между Грецией и Республикой Кипр с одной стороны и Турцией и Турецкой Республикой Северного Кипра (частично признанное государство – И.С.) – с другой стороны.
В свежем выпуске журнала Insight Turkey, который публикуется Фондом политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) вышла знаковая статья, посвященная эволюции и современному состоянию турецкой военно-морской мысли, под заголовком: «От геополитической тревоги к напористой позиции: историческая конструкция и трансформация военно-морской стратегии Турции».
Часть 3 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ http://www.iimes.ru/?p=102552.
Напомним, что в прошлой части нашей публикации мы перешли к рассмотрению к военно-морской стратегии Турции в новейшее время – с начала 2000-х годов вплоть до текущий момент. Именно на этот период времени приходится кратное наращивание турецкой военно-морской мощи, в первую очередь, за счет собственных производственных возможностей страны. Турецкие судоверфи, по самым скромным оценкам, по своим возможностям и по своей мощи входят в первую десятку в мире.
Продолжаем цитирование материала, выделяя наиболее интересный текст жирным шрифтом:
«Второй отличительной особенностью этого периода было увеличение количества военно-морских сил и желание участвовать в международных операциях, изложенных в стратегическом документе, что возникло как часть цели Турции по изменению статуса региональной державы. Это желание и геополитические цели увеличили возложенные на флот обязанности.
В этом контексте, наряду с регулярным ежегодным участием в 2-й постоянной морской группе НАТО (SNMG-2) и 2-й постоянной группе противоминной защиты НАТО (SNMCMG-2), в 2001 году ВМС приняли участие в операции «Активные усилия».
Они продолжили участие в составе Черноморских военно-морских сил (BLACKSEAFOR). В этот период силы ВМФ участвовали в:
(i) Инициативе Турции по гармонизации Черного моря 2004 года, выдвинутая совместно со странами региона для обеспечения морской безопасности Черного моря,
(ii) Временных силах Организации Объединенных Наций в Ливане (ВСООНЛ), созданные в 2005 году для предотвращения проникновения запрещенного оружия и материалов в порты Ливана,
(iii) С 2009 года они участвуют в Объединенной оперативной группе (CTF-151), созданной Организацией Объединенных Наций для предотвращения пиратства в отношении торговых судов в Аденском заливе.
(iv) После преобразования операции «Активные усилия» в операцию «Морской страж» 5 июля 2016 г. Турция стала страной, которая вносит наибольший вклад в операцию «Морской страж».
Помимо вышеупомянутой международной деятельности, они (турецкие ВМС – И.С.) также играли активную роль в установлении мира и стабильности в условиях быстро возникающих кризисов. В данном контексте:
(i) Военно-морской флот участвовал в эвакуации НАТО из Ливии 21 февраля 2011 г. на основании резолюций СБ ООН для эвакуации гражданского населения, оказавшегося в ловушке внутренней нестабильности и вооруженного конфликта,
(ii) В июле 2014 года военно-морские силы сопровождали корабли с химическим оружием в поддержку уничтожения химического оружия в Сирии,
(iii) Военно-морской флот участвовал в миссии по эвакуации турецких граждан после конфликта в Йемене в апреле 2015 года, разместив элементы ВМС Турции на расстоянии 2500 морских миль,
(iv) В июне 2017 года ВМС Турции сопровождали миссию турецкого Красного Полумесяца по оказанию гуманитарной помощи в Йемене из-за пиратства и терроризма в регионе. Благодаря участию в большем количестве международных миссий ВМС начали действовать в открытых и региональных морях.
Устранение опасностей на самом дальнем расстоянии от родины, сформулированное в новой стратегии, и установление морской безопасности в окружающих морях были совместимы с доктриной безопасности, сформулированной президентом Эрдоганом».
Итак, как мы можем видеть на 2000-е и 2010-е годы пришёлся бурный рост не только в части оснащения турецких ВМС новыми судами, но и выходом турецких ВМС на оперативный простор.
Большую часть из перечисленного выше составляют международные миссии и инициативы, в которых Турция приняла участие – по больше части речь идет о «турецких морях», то есть, о тех, к которым Турция имеет выход – Черное и Средиземное море. Однако, обращает на себя внимание и выход Турции к Африканскому рогу – борьба с пиратством и эвакуация граждан из Йемена. Это полностью соответствует тем акцентам, которые расставляет Турция в плане своей африканской политике «на суше» — заметен акцент страны и на Ливию, и на Сомали, которые считаются в стране стратегическими направлениями работы турецкой дипломатии.
Следующий подраздел материала озаглавлен как «Активная военно-морская дипломатия».
В этом смысле, турецкие материал приводит следующую карту:
Цитируем:
«Еще один вопрос, определенный в стратегическом документе, — Турецкая морская оперативная группа (TMTG), которая была впервые сформирована для поддержки эффективного мониторинга и защиты морских интересов Турции. В этом контексте первая средиземноморская миссия, которая посетила девять стран за два месяца, была проведена в 2010 году с использованием четырех фрегатов и одного корабля материально-технического обеспечения (Карта 1). Следовательно, республиканский флот вернулся со своей оперативной группой в Средиземное море, откуда он ушел, и предоставил свою защиту британцам и французам согласно Ньонскому соглашению.»
Далее следует описание второй турецкой миссии во «вновь открытых» Турцией морях:
Цитируем:
«В 2011 году вторая миссия TMTG, охватывающая Красное море, Аденский залив, Индийский океан, Аравийское море и Персидский залив, была выполнена в течение 70 дней с использованием трех фрегатов и одного корабля логистической поддержки (см. карту выше). В ходе этой миссии миссия также поддерживала операцию НАТО «Активные усилия» и операции по борьбе с пиратством, проводимые CTF-151».
Последней по времени, на момент написания турецкого материала, стала третья миссия, проведенная в 2014 году. Её карта приводится ниже.
Цитируем далее:
«Последняя миссия TMTG отправилась в Африку с двумя фрегатами, одним корветом и одним кораблем поддержки. (Миссия) TMTG-3 провела 102 дня с 17 марта по 27 июня 2014 г., обогнув африканский континент, включая побережье Северной и Западной Африки, Гвинейский залив, мыс Доброй Надежды и побережье Восточной Африки (см. карту выше). Эта оперативная группа называлась «Барбарос», который своей морской победой при Превезе подчинил Средиземноморье Османской Империи. За время миссии было посещено 24 страны и пройдено около 15 000 миль.
Одна из важнейших задач миссии — стрельба управляемыми ракетами и артиллерией — была успешно выполнена в южной части Атлантического океана 13-14 мая 2014 года. Впервые ракеты были выпущены так далеко от материка.
В то время как эти действия проводились в ближайшем бассейне, определенном как Мраморное, Эгейское и Средиземное моря, национальные учения «Белый шторм-14» были проведены с участием 69 кораблей, 17 вертолетов и 3951 личного состава. Таким образом, по состоянию на 2014 год военно-морской флот достиг самого широкого охвата за 1000 лет военно-морской истории Турции, появившись одновременно в Балтийском море, Атлантическом океане, Индийском океане, Аравийском море, Средиземном море и Черном море.
Этот период в военно-морской истории Турции был назван главнокомандующим ВМФ вторым наиболее сильным периодом».
Обращает на себя внимание тот географический охват интереса, который обозначила для себя Турция, а также уровень отношений Турции с африканскими странами, который позволил турецким ВМС проводить столь масштабные инициативы.
Завершающий раздел материала озаглавлен как «Стратегия открытых морей». Цитируем:
«Цели, поставленные в стратегическом документе ВМФ 1997 года, обусловленные постоянно расширяющимся геополитическим видением, были успешно реализованы.
ВМС Турции проверили свои возможности, одновременно присутствуя в Балтийском море, Атлантическом океане, Индийском океане, Аравийском море, Средиземном море, Эгейском и Черном морях.
Восемнадцать лет спустя ВМС Турции опубликовали свой второй стратегический документ с четкой геополитической перспективой.
Он был выпущен в виде буклета за подписью главнокомандующего ВМФ. Видение военно-морских сил было описано так:
«Чтобы быть в безопасности на родине, быть сильным на море; иметь голос в мире, присутствовать во всех морях».
Целями этого видения являются: (i) устранить опасности, стоящие перед родиной с самого дальнего возможного расстояния, и (ii) защитить права во всех морях, особенно в качестве основной цели были определены региональные воды Черного, Эгейского морей и Восточного Средиземноморья.
Для выполнения этих обязанностей он стремился иметь сдерживающий и современный военно-морской флот, способный поддерживать присутствие в течение длительного времени во всех морях, находящихся в сфере влияния и интересов турецких военно-морских сил.
Военно-морской флот планировал достичь уровня средних глобальных сил проекции Navy за счет добавления новых платформ.
Устранение опасностей на самом дальнем расстоянии от родины, сформулированное в новой стратегии, и установление морской безопасности в окружающих морях были совместимы с доктриной безопасности, сформулированной президентом Эрдоганом.
Он заявил: «Проблемы за пределами границ не заставят себя ждать; с ними будут иметь дело там, где они появятся».
Это новое понимание безопасности изменило положение Турции как более подготовленной к вмешательству в ее местный бассейн и географию, сосредоточив внимание на сдерживании и способности проводить длительные периоды времени за пределами границ.
Силами, которые быстро отреагировали на новую и меняющуюся концепцию безопасности Турции, были военно-морские силы. Однако вызов этой новой стратегии с растущим геополитическим воображением с начала 1990-х годов исходил от Греции и Администрации киприотов-греков (GCASC).
2 апреля 2004 г. GCASC объявили об одностороннем объявлении исключительной экономической зоны (ИЭЗ) в Восточном Средиземноморье.
Кроме того, соглашения об ИЭЗ были подписаны с Египтом 17 февраля 2003 г., Ливаном 17 января 2007 г. и Израилем 17 декабря 2010 г. Некоторые из этих территорий пересекались с турецким континентальным шельфом.
В дополнение к ИЭЗ, объявленной GCASC, в Севильском университете впервые была опубликована карта места, где Греция планировала объявить ИЭЗ. Карта, о которой идет речь, обеспокоила Турцию и рассматривалась как шаг к блокированию Турции в заливе Антальи. Эта территория пересекалась с континентальным шельфом Турции, уменьшая площадь морской юрисдикции Турции площадью 189 000 кв. км до 41 000 кв. км.
Союз Греции с Кипром был предотвращен в прошлом (речь идет о Кипрском кризисе 1970-х годов). В 2006 году, с принятием GCASC в качестве представителя острова Кипр, он был принят в Европейский Союз; точно так же, в конечном итоге, свое место в том же союзе заняла и Греция. Таким образом, Европейский Союз стал инструментом максималистских претензий Греции и GCASC в Эгейском море и Восточном Средиземноморье.
Кроме того, помимо ранее установленного увеличения суверенитета в Эгейском море, Греция подтвердила желание расширить свои территориальные воды с 6 до 12 миль.
План Греции по увеличению своих территориальных вод был воспринят как прямой вызов стратегии военно-морского флота.
Таким образом, Греция повысит свое право на суверенитет в Эгейском море с 44% до 72%; однако суверенитет Турции увеличится всего на 1%. Для Турции из-за закрытия доступных территорий в Эгейском море связь между Черным и Средиземным морями будет разорвана, и турецкий военно-морской флот не сможет достичь открытого моря, не проходя через территориальные воды Греции.
Ранее турецкий парламент заблокировал эту попытку решением о поводе для войны от 8 июня 1995 года. Однако, при поддержке Европейского союза (которую тот оказывает Греции и Кипру – И.С.) тема вернулась в повестку дня.
Эта трансформация означает решимость Турции утвердить свое присутствие и защитить свои интересы в постоянно развивающейся морской сфере.»
Как отмечается изданием, эти события обеспокоили турецкие военно-морские силы, которые хотели выйти в открытое море. В частности, с изменениями, которые означали блокирование залива Антальи и перекрытие морских путей между Черным и Средиземным морями, ВМС Турции реализовали доктрину «Синяя родина» (Мави Ватан), чтобы предотвратить такое развитие событий.
Цитируем:
«Хотя название «Голубая родина» не использовалось во втором стратегическом документе, опубликованном в 2015 году, были введены в оборот «защита суверенных прав, морских интересов и интересов Турецкой Республики на морях; обеспечение морской безопасности в наших окружающих морях, создание стабильной зоны безопасности в непосредственной близости от Турции, поддержка защиты Турецкой Республики Северного Кипра и защита морских прав и интересов».
Карты, на которых описывалась «зона безопасности в окружающих морях», и ситуация в этих водах, упомянутая в документе, полностью совпадают с картами, на которых сегодня описывается «Синяя родина». По этой причине доктрина «Синяя родина» является частью стратегии, предложенной ВМС Турции.
Для того чтобы турецкие военно-морские силы могли ходить в открытом море и защищать интересы и права Турции в дальних морях, обеспечение безопасности окружающих морей имело важное значение.
Следовательно, доктрина «Синяя родина» была предложена как часть стратегии по окружающим морям, призванной ограничить максималистский политический подход Греции.
В качестве свидетельства решимости страны в этом вопросе в 2019 году одновременно в трех морях были проведены самые масштабные военно-морские учения в истории республики — военно-морские учения «Синяя родина».
Определив окружающие моря как свою родину и показав, что ее приграничная площадь в 460 000 кв. км равна половине площади поверхности Турции, эта земля была введена в качестве территории, которую будет защищать военно-морской флот.
Таким образом, наряду с идеей о том, что оборона Родины начинается на море, ВМФ постепенно укреплял свои позиции в военной доктрине. Он занял свое место рядом с сухопутными войсками, которые считались главной линией национальной обороны, как еще одна фундаментальная сила.
Со времени основания Турецкой Республики ВМФ с его возрастающей ролью в обороне родины был преобразован из 23 платформ общим водоизмещением 48 000 тонн в структуру с составом 182 кораблей различных типов вместимостью 260 000 тонн, а также 50 самолетов, десантную бригаду морской пехоты, группы специальных операций ВМФ и 50 000 человек личного состава, способных действовать на трех фронтах.
После поступления на вооружение десантного корабля TCG Anadolu и поступления на вооружение новых платформ в ближайшие годы ВМС, являющиеся единственной силой в составе Вооруженных сил, обладающей средствами и возможностями проведения надводных, подводных, воздушных и наземных операции, станут высокомобильной силой, способной проецировать региональную мощь, и важнейшим элементом поддержки внешней политики Турции».