Открывшаяся в Тегеране 23 октября вторая по счету встреча руководителей дипломатических ведомств 6 стран, включавшая, с одной стороны – 3 страны Южного Кавказа – Азербайджан, Армению и Грузию (последняя, по всей видимости, находится на этапе выхода из этого формата и поэтому на тегеранской встрече не присутствует, хотя на церемонии открытия встречи вечером 23 октября глава МИД ИРИ выразил надежду на «конструктивное и эффективное участие в продолжение встречи дружественной нам Грузии), а с другой, — Россию, Турцию и Иран, преследовала своей главной и неизменной целью обсуждение проблем региона Южного Кавказа в попытке расширить региональное сотрудничество по всем возможным направлениям в сферах политического взаимодействия, экономики, безопасности, транзита, энергетики и др. Ее проведение под эгидой главного дипломата ИРИ Хосейна Амира Абдоллахиана было официально подтверждено буквально накануне, хотя заблаговременно было анонсировано участие премьер-министра Армении Никола Пашиняна, согласившегося на инициированный президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым формат как реальную возможность обсудить взаимодействие на армянско-азербайджанском направлении в свете последних трансформаций в регионе Южного Кавказа.
Иранские СМИ напомнили, что первая встреча в этом формате на уровне заместителей министров иностранных дел прошла в Москве два года назад — 10 декабря 2021 г., также без присутствия Грузии. Российский МИД постулировал ее итоги следующим образом: обсуждалась перспектива развития многостороннего регионального сотрудничества и состоялся обмен мнениями. Участники встречи пришли к единому мнению относительно продолжения работы над реализацией практических вопросов, ставших темой проведенных переговоров. Они касались мер по повышению взаимного доверия, участию в торгово-экономической и культурно-гуманитарной сфере в Южно-Кавказском регионе и совместному противодействию вызовам и угрозам в разрезе региона, над которым участники продолжат работать. Предполагалось в ближайшее время достичь согласия по всем упомянутым направлениям. Кроме того, участники московской встречи решили проводить совместные консультации по проблемам региона Южного Кавказа не реже двух раз в год. Как информирует интернет-портал «Иранская дипломатия», такие заседания регулярно проводились на уровне экспертов всех вовлеченных в формат сторон.
И вот 23 октября открылась первая после московской встречи конференция министров, и опять в «усеченном» формате, без Грузии. В Иране это вызвало оживленную полемику, в которой участвовали многие аналитики-политологи. Накануне проведения конференции обсуждалась сама возможность этого форума выработать эффективные для региона Южного Кавказа решения, принимая во внимание его состав и возможные трения внутри стран – участников. Эксперты давно уже обратили внимание на крайнюю маловероятность конструктивного диалога на российско-грузинском и армяно-азербайджанском треках. Подобное можно констатировать и на примере диалога между Арменией и Турцией. Российско-украинская конфронтация также генерирует возможность и иных недружественных коллизий в формате встречи. Многие сходятся в том, что заявленный ранее формат «никуда не ведет», ибо он с самого начала не реализуется даже полнотой участия всех сторон. Вот и на этот раз объявлено об отказе Грузии приехать в Тегеран. Подтверждается мнение всех экспертов и наблюдателей, что формат «3+3» с самого начала вызывает множество вопросов как по форме и структуре, так и по эффективности. Известный аналитик по евразийским вопросам Джалал Насери в интервью радикальной газете «Шарк» полагает, что формат «3+3» изначально был мертворожденным, и посему он не смог предотвратить появление в регионе внерегиональных акторов, особенно Запада. Это связано со снижением роли России в регионе Южного Кавказа, которая сконцентрировалась сейчас на войне в Украине. США сумели на этом фоне, считает Джалал Насери, завладеть пространством для невиданного доселе влияния на процессы, проходящие на Кавказе и Нагорном Карабахе.
По его мнению: «На самом деле, одной из важнейших целей формирования этой региональной группы является решение проблем региона с присутствием самих стран региона и без вмешательства. внерегиональных и западных стран. Вот почему одной из осей встречи 23 октября должна быть дискуссия о мире между Азербайджаном и Арменией». «Кроме того, — считает иранский аналитик, — проведение встречи «3+3» станет важным шагом в направлении реализации политики нынешнего правительства президента Э.Раиси, где в качестве главного концептуального принципа выдвинуто создание благоприятного климата в соседних странах, стабилизация и расширение дружественных отношений между своими соседями и решение проблем региона без вмешательства посторонних сил». Однако аналитик подвержен пессимизму в отношение формата тегеранской встречи, считая, что формат «3+3», вероятно, не обладает необходимым потенциалом и способностью собирать своих участников на уровне лидеров. Поэтому он делает вывод о том, что нынешняя встреча в Тегеране не сможет решить серьезные проблемы Южного Кавказа. Возвращаясь к московской встрече двухлетней давности, Насери отмечает: «То, что даже лва года назад этот формат собирался без полного присутствия всех сторон, подтверждает тот факт, насколько серьезные разногласия между ее членами существуют относительно развития событий на Южном Кавказе. За прошедшее с тех пор время ничего не изменилось, а если изменилось, то не в лучшую сторону».
С таким выводом аналитика солидаризируется и его коллега Амир Алипур, который в интервью тому же изданию, подтверждая сделанный им экскурс в историю этого переговорного формата, более подробно разъясняет противоречия внутри сформировавшегося альянса. Он удивлен тем, как внутри этого формата могут сотрудничать Грузия и Россия, приведя в пример нападение россиян на территорию Грузии в 2008 г., «в результате чего у Москвы и Тбилиси исчезло стремления к двустороннему или многостороннему политико-дипломатическому сотрудничеству в региональных и внерегиональных вопросах». Поэтому аналитик считает идею объединения России и Грузии в формате «3+3» со стороны каждой страны фундаментально ошибочной идеей. Однако он констатирует формирование другой оси притяжения: «Грузины за последние три года, после Второй карабахской войны осени 2020 г., практически сцементировали тройку, присоединившись к Баку и Анкаре, по сути объединившись против Еревана. Ось политической, дипломатической, силовой, военной и оборонительной активности этой триады лежит в плоскости геополитического сдерживания Армении и ее дистанцирования от деструктивных поползновений.
С другой стороны, Алипур также обращает внимание на историко-политические разногласия между Арменией, с одной стороны, и Азербайджанской Республикой и Турцией, с другой, что, по его мнению, не позволяет формату «3+3» иметь необходимый потенциал решать вызовы и кризисы как на всем Южном Кавказе, так и в Нагорном Карабахе. Результаты тегеранской встречи позволят решить, насколько обоснованы были опасения экспертов.