Как указывают американские эксперты в области безопасности, роль Ирана в нападении на Израиль ХАМАСа, близкого союзника Тегерана, по-прежнему оспаривается, но никто не возражает, что Иран подготовил почву для атаки ХАМАСа путем поставки вооружения, обучения боевиков и сопровождения группы на протяжении нескольких десятилетий. Иран поставил ХАМАСу ракеты и ракетные технологии, которые он использовал для нанесения многих тысяч ударов по израильской территории до, во время и после атаки 7 октября. В то время как Израиль готовится у наземной операции в секторе Газа, чтобы попытаться разгромить и отстранить ХАМАС от власти, кризис продолжает расширяться из-за негласных, но все более частых трансграничных столкновений между Израилем и главным союзником Ирана ливанской «Хизбаллой» и нападений на американские и израильские объекты со стороны региональных союзников Ирана в Йемене, Сирии и Ираке. В течение 18-20 октября поддерживаемые Ираном шиитские ополченческие группировки обстреляли ракетами две базы в Ираке, где дислоцируются силы США в поддержку правительства Багдада; проиранские элементы атаковали базы в Сирии, с которых силы США действуют против «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России); а хоуситы в Йемене запустили три крылатые ракеты наземного базирования, полученные из Ирана, в направлении Израиля. Сразу отметим, что хоуситы не располагают таким классом ракет: их ракеты в лучшем случае могут долететь только до середины КСА. Что касается остальных инцидентов, то надо отметить, что они имеют характер не нападения (никто не погиб и никакого серьезного материального ущерба нанесено не было), а скорее предупреждения. И оно вызвало настоящую панику среди американских экспертов. Они указывают, что иранские угрозы вмешательства, а также нападения, проводимые поддерживаемыми Ираном вооруженными группировками, поступают, несмотря на недвусмысленные предупреждения США Тегерану не обострять кризис. В многочисленных публичных заявлениях президент США Джо Байден, госсекретарь США Энтони Блинкен и министр обороны США Ллойд Остин заявили, что если какой-либо региональный субъект рассматривает возможность расширения конфликта, то послание США этому субъекту – «Не надо». Чтобы поддержать эту угрозу, официальные лица США направили одну авианосную ударную группу в Восточное Средиземноморье и расширили развертывание другой, а также направили в регион дополнительные корабли, современные боевые самолеты и экспедиционное подразделение морской пехоты (численностью примерно в 2000 человек). Хотя развертывание американских войск не удержало региональных союзников Ирана от ракетных обстрелов американских объектов, усиление военного присутствия США все же может преуспеть в том, чтобы отговорить иранских лидеров от более прямого вмешательства, такого как запуск большого числа иранских баллистических ракет средней дальности (например «Шахаб-3») по израильской территории. Развертывание американских войск может также удержать «Хизбаллу» от вступления в конфликт в полную силу.
Действия и заявления Ирана и его региональных союзников на сегодняшний день в основном пресекались тем или иным образом и причиняли небольшой ущерб, но все еще могут привести Соединенные Штаты и Иран к длительному, прямому вооруженному конфликту. Несмотря на то, что официальные лица США заявили, что они не стремятся к конфликту с Ираном, поддержка последним ХАМАСа и его очевидная готовность расширить боевые действия сместили политические расчеты в Вашингтоне и в европейских столицах в сторону ужесточения позиции в отношении Тегерана. Некоторые видные члены Конгресса США ссылались на тесные отношения Ирана с ХАМАСом, которая является одной из ключевых опор «оси сопротивления», чтобы аргументировать военные удары США по иранским нефтяным месторождениям и другим целям. Другие предлагают принять закон, официально разрешающий применение военной силы США против Ирана, что разрешило бы американским чиновникам предпринять упреждающие, а не чисто ответные военные действия против Ирана.
Несмотря на риски конфликта, иранские лидеры рассматривают нынешний кризис как успех иранской политики. Ведущая роль Ирана как регионального противника Израиля была поддержана крупными демонстрациями в поддержку палестинцев, которые произошли по всему региону. И это нападение, по крайней мере, на данный момент, предотвратило любые дальнейшие шаги по нормализации отношений между Саудовской Аравией и Израилем – пакту, который еще больше изолировал бы Иран в регионе. Иранские лидеры также осознают возобновившееся внимание международного сообщества к военной мощи своего ключевого союзника «Хезбаллы», которая, по всем оценкам, способна пробить израильскую противоракетную оборону, если она направит всю мощь своего арсенала против Израиля. Лидеры иранского режима также надеются, что их демонстрация силы от имени палестинцев испугает молодежь, женщин, интеллектуалов и других людей в Иране, которые составляли авангард все более частых и прогрессивно усиливающихся протемтопротив режима за последние несколько лет.
В то же время позиция и действия Ирана создают новые проблемы для его лидеров. Имидж режима внутри страны и в регионе пострадает, если Израиль войдет в сектор Газа, а реакция Тегерана будет слабой, неэффективной или потерпит поражение из-за контрмер США и / или Израиля. Кроме «Хизбаллы», региональные союзники Ирана на сегодняшний день не смогли нанести значительный ущерб своими обстрелами американских и израильских целей или существенно повлиять на ход кризиса (а они не планировали пока это делать –авт.). Если Израилю удастся отстранить ХАМАС от власти в Газе, «ось сопротивления» Ирана потеряет важного члена, и региональная стратегия Ирана может быть значительно отброшена назад. У Израиля также есть потенциал для эскалации своей «теневой войны» против Ирана, которая на сегодняшний день состояла из тайных операций против иранских ядерных объектов и ученых, кибератак и другой деятельности. А глобальные союзники Ирана, особенно Россия, поглощены собственными проблемами на Украине и, вероятно, и не смогут встать на защиту Тегерана, если между Соединенными Штатами и Ираном разразится серьезный конфликт (а кто сказал, что Россия в принципе готова и желает это делать? – авт.).
Более того, возросшая напряженность подорвала перспективы любого продолжения сентябрьского обмена заключенными между США и Ираном, который, по мнению многих экспертов, прокладывает путь к дополнительной деэскалации по ядерным и региональным вопросам. В свете ужесточения позиции по отношению к Тегерану в Вашингтоне и в европейских столицах практически нет перспектив для возобновления многосторонних переговоров 2021-2022 годов по восстановлению иранского ядерного соглашения 2015 года (СВПД), из которого администрация Трампа вышла в 2018 году. Позиция Ирана в ближневосточном кризисе также стоила ему использования 6 млрд долларов иранских нефтяных доходов, переведенных из южнокорейских банков в банки Катара в рамках обмена заключенными. Через несколько дней после нападения ХАМАСа официальные лица США и Катара договорились заморозить использование этих иранских активов, по крайней мере временно – решение, несомненно, увеличит и без того значительную нагрузку на бюджет Ирана (по данным ряда источников, эти деньги уже собственно у Ирана – авт.). Наряду с замораживанием активов в Вашингтоне и европейских столицах усилились призывы к введению дополнительных санкций против Тегерана, включая ужесточение санкций США в отношении закупок иранской нефти Китаем, который в подавляющем большинстве является крупнейшим ее покупателем. В региональном плане позиция Ирана в кризисе также, вероятно, посеяла новые сомнения среди лидеров стран Персидского залива относительно преимуществ заключения соглашений о деэскалации с Ираном в интересах укрепления региональной стабильности. Государства Персидского залива, входящие в ОПЕК, решительно отвергли предложение Тегерана о том, чтобы исламский мир ввел эмбарго на экспорт нефти в Израиль (дело обстоит ровно наоборот: кризис в Газ дал новый импульс ирано-саудовским отношениям: состоялись телефонные переговоры на высшем уровне, а министр иностранных дел ИРИ собирается в КСА с визитом). С другой стороны, мало что было замечено во время ближневосточного кризиса, так как 18 октября истек срок действия запрета ООН на передачу Ирану или из Ирана ракетных технологий и боевых беспилотников. Россия сослалась на прекращение действия запрета как на оправдание новых закупок у Тегерана вооруженных беспилотников, которые Москва использовала против гражданской инфраструктуры Украины.
Основные выводы
— Перспективы Ирана по деэскалации напряженности в отношениях с Соединенными Штатами и их союзниками рассеялись из-за угроз Тегерана напрямую вмешаться в кризис между ХАМАСом и Израилем.
— Региональные союзники Ирана совершили несколько нападений на американские и израильские объекты в знак сочувствия ХАМАСу и палестинцам и могут еще более обостриться в ближайшие дни, в зависимости от того, что произойдет дальше в Газе.
— Угрозы Ирана и действия его региональных союзников приблизили Тегеран к реальному конфликту с Израилем и увеличили шансы на то, что Соединенные Штаты также могут вмешаться.
— Поддержка Ираном нападения ХАМАСа на Израиль уже стоила Тегерану ужесточения санкций и, вероятно, заставит Соединенные Штаты и их европейских союзников принять дополнительные экономические и дипломатические меры против Ирана в ближайшие недели.