Об отрицательном влиянии войны Израиля против ХАМАСа на реализацию проекта экономического коридора Индия-Ближний Восток-Европа (IMEC)

По мнению американских и индийских аналитиков, продолжающаяся война Израиля против  ХАМАСа подчеркнула проблемы, с которыми сталкивается амбициозная инициатива по строительству нового торгового маршрута из Индии через Ближний Восток в Европу. Объявленный на саммите G 20, состоявшемся в Индии в прошлом месяце, экономический коридор Индия-Ближний Восток-Европа, или IMEC, рассматривается как современный маршрут доставки товаров и альтернатива китайской инициативе «Один пояс, один путь». Его поддерживают, в частности, Соединенные Штаты, Европейский союз и Саудовская Аравия. Целью коридора является создание железнодорожной и судоходной сети, соединяющей ОАЭ, Саудовскую Аравию и Иорданию с израильским портом Хайфа на Средиземном море. Затем товары можно было бы отправлять в Европу в обход Суэцкого канала. Но боевые действия в секторе  Газа поставил пред этим проектом ряд серьезных вопросов. Указывая на то, что проект предполагает прохождение через некоторые из наиболее нестабильных регионов Ближнего Востока, аналитики говорят, что война Израиля против ХАМАСа является «тревожным сигналом» о масштабе проблем, с которыми IMEC придется столкнуться. «Сейчас мы сталкиваемся с возможностью распространения этой войны на более широкий регион, и это является проверкой реальности для IMEC. В разгар этого конфликта вся идея IMEC теряется», — полагает Чинтамани Махапатра, основатель Института индо-тихоокеанских исследований Калинги в Нью-Дели.  «Новая война является трагическим напоминанием о том, насколько трудно будет построить новый коридор. Дело не только в финансовых проблемах, но также в стабильности и дипломатическом сотрудничестве. Война до боли ясно показала, что эти условия остаются недостижимыми», — считает Майкл Кугельман, директор Института Южной Азии при Центре Уилсона в Вашингтоне, в комментариях «Голосу Америки» по электронной почте.  Когда было объявлено о проекте, стремление Вашингтона к нормализации отношений между Саудовской Аравией и Израилем продвигалось вперед, и были надежды, что это сможет изменить давнее соперничество на Ближнем Востоке. Этот аспект  является важнейшим элементом проекта. Соглашение между Израилем и Саудовской Аравией последовало бы за «Соглашениями Авраама», подписанных при посредничестве США, согласно которому Израиль установил дипломатические отношения в 2020 году с тремя арабскими странами. «Этот проект разрабатывался исходя из предположения, что в регионе установятся мир и стабильность. Но даже если в ближайшие дни и месяцы не будет более масштабного конфликта, будущее сейчас не определено», — уверен  Манодж Джоши, авторитетный  научный сотрудник Исследовательского фонда Observer в Нью-Дели. Он отметил, что проект требует инвестиций в миллиарды долларов и предполагает строительство 2-3 тысяч километров железнодорожных линий. Поскольку регион сейчас погружен в политическую нестабильность, вопрос в том, кто будет инвестировать?».

Как указывают аналитики из Институт исследований Южной Азии (ISAS, Сингапур)  экономический коридор Индия-Ближний Восток-Европа (IMEC) был анонсирован на саммите лидеров G 20 в Нью-Дели 9 и 10 сентября 2023 года. В него входят восемь членов G20 – Европейский союз (ЕС), Франция, Германия, Индия, Италия, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Соединенные Штаты. IMEC привлек значительное внимание своей геополитической значимостью. Он был описан как стратегическая альтернатива, предложенная США и их союзниками китайской инициативе «Один пояс, один путь» (BRI). Он также был отмечен как отражение более глубокого стратегического взаимодействия Индии с Ближним Востоком, Европой и США, в частности, инициативы I2U2, включающей Индию, Израиль, ОАЭ и США. Геополитический фокус отвлек внимание от его экономических перспектив. Они касаются того, что IMEC является экономически эффективным альтернативным вариантом для перемещения товаров из Индии в Европу. IMEC должен иметь  восточный и северный маршруты. Первый соединит Индию и Ближний Восток через Персидский залив. Второй соединит Персидский залив с Европой. Оба коридора будут морскими участками. У ОАЭ и Саудовской Аравии будут специальные порты, соединяющиеся с индийскими портами через восточный коридор. Исходя из структуры текущих морских транспортных потоков между Индией и Ближним Востоком, ожидается, что порты Абу-Даби и Джебель-Али в ОАЭ, наряду с портом короля Абдул-Азиза (Даммам) в Саудовской Аравии, будут ключевыми портами Ближнего Востока в IMEC, в то время как порты Мумбаи и Мундра, вероятно, будут ключевыми портами западного побережья Индии. Что касается северного коридора, то порт Хайфа в Израиле, вероятно, станет ключевыми воротами на морском пути, соединяющем Ближний Восток с крупными портами Южной и Западной Европы. Морские коридоры IMEC будут соединены железнодорожной артерией, соединяющей ОАЭ и Саудовскую Аравию с Иорданией и Израилем. Именно здесь IMEC станет мультимодальным. В настоящее время большая часть морских грузов Индия-Европа перевозится через Суэцкий канал. Суэцкий канал – искусственный водный путь, расположенный в Египте и функционирующий почти полтора столетия, – является самым быстрым маршрутом для товаров, перемещающихся из Индийского океана в Европу. Суэцкий канал длиной 193 километра соединяет Средиземное море с Суэцким заливом в Красном море и  является одним из самых загруженных судоходных каналов в мире, наряду с Малаккским проливом в Юго-Восточной Азии и Ормузским проливом в Персидском заливе, на его долю приходится около 13% мировой торговли товарами. Глобальные и региональные компании, осуществляющие торговлю между Индией и Европой, опасаются перегруженности Суэцкого канала и его разрушительного воздействия на цепочки поставок. Показательным примером стали серьезный сбой в логистике, произошедший в марте 2021 года после того, как контейнеровоз застрял боком в Суэцком канале, не оставив места для прохода судов в любом направлении. Беспрецедентная пробка привела к скоплению транспорта в обоих направлениях. Нескольким контейнеровозам пришлось проделать большой путь в обратном направлении, чтобы переключиться на другие маршруты. Этот инцидент открыл глаза руководителям глобальных цепочек поставок на серьезные трудности, которые могут возникнуть в узком Суэцком канале в случае непредвиденных обстоятельств. Индия и другие заинтересованные стороны IMEC из Европы и Ближнего Востока настоятельно требуют поиска альтернативы Суэцкому каналу. Это обусловлено их общей заинтересованностью в защите цепочек поставок, поскольку торговля между Индией, Ближним Востоком и Европой должна быстро расширяться после заключения действующих внешнеторговых соглашений Индии (FTA). Индия и ОАЭ подписали и внедрили двустороннее соглашение о свободной торговле. Ведутся переговоры между Индией и ЕС, а также между Индией и Соединенным Королевством  по двум двусторонним соглашениям о свободной торговле. Поддерживаемый Западом коридор рассматривался не просто как торговый маршрут – по мнению аналитиков, у него были геополитические мотивы. Он рассматривался как противодействие Китаю, влияние которого на Ближнем Востоке растет. По словам Кугельмана, он также был направлен на укрепление доверия и политического капитала для нормализации отношений между Израилем и Саудовской Аравией, но  этот план пока отложен, хотя в будущем он может быть пересмотрен: «Саудовская Аравия и Израиль имеют сильные стратегические императивы по нормализации отношений, но для Эр-Рияда политические издержки этого, пока Израиль проводит свою жестокую кампанию в Газе, слишком высоки». Нью-Дели заявил, что продолжающийся конфликт не повлияет на планы по созданию IMEC. Индия, экономика которой растет, была бы одним из основных бенефициаров предлагаемого маршрута. Премьер-министр Индии Нарендра Моди назвал IMEC «основой мировой торговли на сотни лет вперед». «IMEC рассчитан на долгосрочную перспективу. Хотя краткосрочные сбои могут вызывать беспокойство и занимать наши умы, мы будем продолжать взаимодействовать со всеми заинтересованными сторонами», — заявила министр финансов Нирмала Ситхараман в Марокко на прошлой неделе, где она присутствовала на встрече министров финансов G 20.  Для Нью-Дели новый торговый маршрут сократит транспортные расходы и ускорит доступ к рынкам Ближнего Востока и Европы. Связи Индии с такими странами, как Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет, а также Израиль, в последние годы значительно потеплели. Торговля с этими странами растет, в то время как Европейский союз является ее третьим по величине торговым партнером. По мере развития текущего конфликта Нью-Дели обратился как к Израилю, так и к палестинцам. В знак солидарности с Израилем премьер-министр Моди осудил нападение ХАМАСа как террористические акты. Индия также подтвердила свою давнюю поддержку созданию независимого палестинского государства и направила гуманитарную помощь в Газу. Но даже если Нью-Дели удастся найти баланс в своих связях с арабскими странами и Израилем, будущее проекта IMEC критично  зависит от того, как будут складываться отношения между странами региона.

56.01MB | MySQL:116 | 0,950sec