Анализ программ кандидатов в президенты Судана

На участие в борьбе за пост президента Судана подали документы 13 человек, 12 из них были официально зарегистрированы, один кандидат был дисквалифицирован за несоответствие требованиям избирательного законодательства. В число утвержденных кандидатов вошли Омар Хасан аль-Башир (Национальный конгресс), Садык аль-Махди (партия «Аль-Умма»), Хатем ас-Сир (Юнионистско-демократическая партия, ЮДП), Ясир Арман (СНОД), Абдалла Денг Ниал (Национальный народный конгресс, ННК), Мухаммед Ибрагим Нугуд (Суданская коммунистическая партия), Мубарак аль-Фадиль («Партия Умма за реформы и возрождение»), Абдель-Азиз Халид (Суданские объединенные силы), Мунир Шейк ад-Дин (Новая Национальная Демократическая партия), Фатима Абдель-Махмуд (Социал-демократический союз), Камил ат-Таиб Идрисс (независимый кандидат) и Ахмед Гоа (независимый кандидат).

Однако центральных персонажей предстоящих апрельских выборов всего шесть: Омар аль-Башир, Садык аль-Махди, Хатем ас-Сир, Ясир Арман, Мубарак аль-Фадиль и Абдалла Денг Ниал. Называя этих политиков главным действующими лицами избирательной гонки, мы, конечно же, не имеем ввиду, что кандидаты от «Аль-Уммы», ЮДП, СНОД, «Партии Умма за реформы и возрождение» и ННК могут составить, сколько-нибудь реальную конкуренцию нынешнему главе государства, да они, и не будут к этому на самом деле стремиться.

Но в тоже время и Омар аль-Башир вместе с уже упомянутой «пятеркой» представляют крупные политические силы Судана, взаимодействие которых и создает в собственности то, что мы именуем суданской политикой. Поэтому апрельские выборы помимо всех прочих значений, о которых уже неоднократно говорилось и писалось (подготовка к референдуму, распределение власти в стране и т.д.), важны для нас ещё и потому, что это отличная возможность изучить взгляды ведущих политических партий и движений на то, как собственно развиваться Судану в ближайшее время.

Анализу этих взглядов главной избирательной «пятерки», выраженных в их программах, речах, выступлениях, интервью, а также их сравнению и посвящена данная статья.

Начинаем мы с безусловного фаворита этих выборов, чье поражение может стать поражением всей страны (так как на нем и его ближайшем окружении завязаны все нити реализации ВМС), действующего главы Судана Омара аль-Башира. «Кандидат номер 1» как и положено начал свою избирательную компанию раньше официальных сроков и своих «соперников». Символом этого стал запуск интернет-сайта http://www.albashir.sd, состоявшийся несколько месяцев назад.

Центральный лозунг компании Омара аль-Башира «Свобода. Развитие. Мир», чтобы раскрыть его истинную суть и понять, что же за этим на самом деле кроется, необходимо изучить основные пункты избирательной программы суданского лидера:

— политический курс основывается на верности нормам шариата;

— защита и выполнение мирных соглашений;

— сохранение единства Судана;

— обеспечение социальных нужд населения (водоснабжение, медицина, образование, дороги, мосты).

При этом интересно посмотреть, как официально трактуются термины «Свобода», «Развитие», «Мир». «Свобода» в понимание О.аль-Башира означает, независимость Судана от влияния враждебных ему внешних сил (в первую очередь, блока западных стран во главе с США), «Развитие» — создание условий для промышленного прогресса страны, «Мир» — реализация ВМС, мирного соглашения с Восточным фронтом, будущего соглашения по Дарфуру.

На первый взгляд мы не находим ничего неожиданного и интересного в программе «кандидата №1», но если мы ещё раз взглянем на призыв О.аль-Башира к «Свободе. Развитию. Миру» то мы обнаружим одну важную деталь: отсутствие слова «Единство», так как в свете вышеизложенных положений избирательной программы суданского президента, данный лозунг должен звучать как «Свобода. Мир. Единство». Почему же все иначе?

Дело в том, что этот лозунг ключ к пониманию не только избирательной компании О.аль-Башира, но всей его политики, суть которой в ставке на сохранение страны через её развитие, соответственно, если Хартум откажется признать волю южан, выбравших себе в 2011 году независимость, то это может привести к новой гражданской войне и тогда о развитие страны и тем более её спасении придется забыть. Очень наглядно об этом свидетельствует заявление самого кандидата: «если произойдет отделение [Южного Судана от Северного – авт.] отношения между Северным и Южным Суданом станут самыми тесными взаимоотношениями двух соседних государств в мире».

Нам могут возразить, сказав, что О.аль-Башир как опытный и весьма искушенный политик, делает всего лишь то, что положено любому уважающему себя кандидату на высший пост в своей стране: на Севере он обещает избирателям бороться за единство, а обращаясь к южанам, говорит об уважении любого их выбора (независимость/единство с Северным Суданом). Да, с одной стороны, это так, но с другой, мы видим, что О.аль-Башир и его окружение прямо или косвенно готовят население страны, а особенно Севера, к возможному отделению Юга. Далее, когда О.аль-Башир на Севере говорит о единстве страны, то он не говорит ни слова о том, что это можно обеспечить политико-силовым путем, продемонстрировавшим за последние более чем полувека свою полную неспособность решить «южную проблему», а наоборот упирает на то, какие блага могут получить южане, если останутся в составе единого Судана.

Кстати, раз мы признаем, что О.аль-Башир и команда стараются чутко улавливать настроение основной массы своих избирателей, то тот факт, что главный лозунг его компании «Свобода. Мир. Развитие» свидетельствует о том, что это суть всех мечтаний рядовых и не очень суданцев, не учитывать которые будущий президент страны не имеет ни права, ни возможности.

Теперь обратим наши взоры на политическую программу «главного оппонента» О.аль-Башира кандидата от СНОД на пост президента Судана Ясира Армана. Девизом своей избирательной компании Арман избрал «Надежда и перемены», подразумевая под этим реализацию проекта «Новый Судан» — построение светского государства (устранение шариата из законотворческой и правоприменительной практики) на базе равных гражданских прав для всех суданцев, независимо от их религиозного и этнического происхождения.

Кроме этого выбор кандидатом от СНОД лозунга «Надежда и перемены» возможно отчасти был продиктован стремлением быть немного похожим в глазах избирателей на другого, гораздо более известного чернокожего политика, нынешнего 44-го президента США Барака Обаму, чьим избирательным лозунгом было «Мы должны полностью изменить Америку».

Также Арман выступает в поддержку прав женщин, заявляя, что насилие в отношении женщин является наиболее вопиющей формой дискриминации и нарушения прав человека.

Демонстрируя приверженность идеям покойного южносуданского лидера Джона Гаранга, мечтавшего о «Новом Судане», Арман в своем выступлении на митинге в Омдурмане процитировал слова Али Абд аль-Латыфа (национальный суданский герой, выступавший в 1920-е гг. за независимость своей родины): «Суданцы, будь они арабами, или африканцами-мусульманами или христианами, прежде всего суданцы».

Арман, как и его конкурент О.аль-Башир, в своих выступлениях делает упор на сохранении единства страны, правда, и в это его существенное отличие от первого кандидата, путем трансформации «Старого Судана» (олицетворением которого является О.аль-Башир и НКС) в «Новый Судан».

Куда более развернутую и амбициозную программу выдвинул лидер партии «Аль-Умма» Садык аль-Махди. Её основные положения можно свести к следующим пунктам:

1. Консолидация на выборах всех исламских сил Судана («Мы выступаем на предстоящих выборах под избирательной эмблемой полумесяца, символизирующей привлекательность единства всего Судана»).

2. Соблюдение следующих принципов и ценностей: уважение гражданства и суверенитета народов, национальности людей, вне зависимости от места происхождения и подданства, без исключения, интеграции и равновесия, правосудия, уважение религий, суданской индивидуальности, демократии, достойной власти, международных правовых норм, уважение прав человека, защита окружающей среды, мира, прав женщин, постоянного прогресса, гражданский курс и отказ от насилия.

3. В области политики: требования достойной демократической и федеральной системы управления страной, полного и справедливого мира, исполнения ВМС и выработки решений по спорным вопросам переписи населения, границам и национальной столице [В соответствие со ст. 152 Временной конституции 2005 г. «Хартум является столицей Республики Судан, а также «символом национального единства», отражающим этническое, конфессиональное и культурное разнообразие Судана, поэтому в случае отделения Южного Судана статус Хартума должен быть пересмотрен – авт.], агитация за единство страны, не признания возможного отделения Южного Судана («не заключать Протокол о братских и соседских отношениях между двумя суданскими государствами»), справедливого решения дарфурской проблемы на основе возврата региональной администрации причитающихся ей денежных сумм, а также возвращением к прежним границам административно-территориальной форме [До 1991 г. Дарфур был единым регионом, а после был разделен на Южный, Северный и Западный Дарфур, поэтому речь идет о возврате к единому Дарфуру – авт.], исполнения требования дарфурцев о компенсации и покончить с безнаказанностью.

4. В области экономики: проведение политики экономической либерализации с устранением перекосов и обеспечением социального благосостояния, борьба с нищетой, искоренение коррупции, решения проблем строительства плотин.

5. В области государственного сектора и гражданской службы: ликвидация дискриминации партий и местной маргинализации, возвращение к структуре государственных учреждений на национальной, справедливой и сбалансированной основе [имеется ввиду пропорциональный баланс между представителями того или иного региона, конфессии и национальности в отдельном взятом госучреждении – авт.], проведение реформы гражданской службы, принятие закона о профсоюзах, восстановление на службе тех, кто был незаконно уволен.

6. В области вооруженных сил: строительство национальных вооруженных сил без развития других вооруженных сил [Суданской народно-освободительной армии – авт.], полиция должна стать дисциплинированной силой, проникнутой национальным духом, ограничение её компетенции в сфере безопасности работой по сбору информации.

7. Уважение прав женщин и их позитивных устремлений и обеспечении их на основе ратификации международных и региональных договоров, устранение женской дискриминации, реформа национального законодательства в целях достижения справедливости.

8. В социальной области: удвоение расходов на образование до 20% бюджета развития, реформа образования, поддержка технического и высшего образования, а также научных исследований, связанных с национальными нуждами, поддержка основных медицинских услуг и обеспечение уровня расходов на здравоохранение не менее 15% бюджета развития.

9. В области культуры: соблюдение культурного многообразия нации в рамках программы развития, общественной пропаганды, образования, принятие законов по борьбе с идеями культурного, расового, религиозного и иного превосходства.

10. В области СМИ: освобождение средств массовой информации от диктата государственного телевидения, демонтаж госмонополии на средства массовой информации и коммуникации.

11. В области гражданского общества: свобода, независимость и поддержка без предвзятости.

12. Поддержка молодежи путем возвращение национального государства и национальных интересов в сферу образования.

Несмотря на огромный размах предвыборных обещаний лидера «Аль-Уммы», ничего нового в них нет: большинство из того, о чем сейчас говорит одна из старейших партий Судана, было актуальным ещё на заре независимости страны. Интересно совсем другое, а именно то, что Садык аль-Махди хочет стать на этих выборах воплощением единства всех исламских партий Судана, то есть играть ту роль, которую в 1990-е годы исполнял Хасан ат-Тураби.

Фактически, если называть вещи своими именами, апрельские выборы важны для Садыка аль-Махди и «Аль-Уммы» возможностью вновь подтвердить свой статус влиятельной политической силы в стране, выразительницы интересов миллионов суданских мусульман, силы без которой политику страны невозможно себе представить. Главной целью на выборах для «Аль-Уммы» будет не победа, а, как не странно, активное участие, при этом, чем больше препятствий ей будет чинить власть, тем это будет лучше для имиджа партии, которую боится команда О.аль-Башира.

Ввиду того, что лидеры «Аль-Уммы» и «Партии Умма за реформы и возрождение» (ПУРВ) Садык аль-Махди и Мубарак аль-Фадиль начали 27 февраля с.г. процесс слияния своих организаций в единую политическую силу, программные установки ПУРВ сильно напоминают аналогичные пункты из программы «Аль-Уммы»:

1. Обеспечение добровольного единения с Юга на основе полного соблюдения основных пунктов Договора о всеобъемлющем мирном соглашении.

2. Остановка кровопролития и установление мира в Дарфуре.

3. Переход от авторитарного правления к демократическому правлению через свободные и справедливые выборы.

4. Борьба против бедности 95% суданцев и превращения их жизни в ад, тогда как ресурсы страны тратятся впустую на нужды безопасности, коррупции и войны.

Главной интригой объединительного процесса «Аль-Уммы» и ПУРВ остается вопрос об едином кандидате на президентских выборах, так как в настоящее время в избирательной гонке на высший пост в Судане участвуют оба партийных лидера: Садык аль-Махди и Мубарак аль-Фадиль. Как нам представляется в данной ситуации возможны два варианта развития событий: первый состоит в том, что не один из кандидатов не снимет своей кандидатуры и не призовет своих сторонников поддержать единого кандидата от объединенной «Аль-Уммы», второй же заключается в отказе М.аль-Фадиля от претензий на президентский пост в обмен на уступки со стороны С.аль-Махди (согласие последнего на то, чтобы высшие функционеры ПУРВ, включая самого М.аль-Фадиля, заняли высокие должности в партаппарате объединенной «Аль-Уммы»).

Следующая партия, участница президентских и парламентских выборов, чью программу также важно изучить, это ЮДП, вечная соперница «Аль-Уммы» в суданской политике. При этом стоит подчеркнуть, что это соперничество никогда не носило принципиального идеологического характера, как например противостояние той же самой «Аль-Уммы» с Суданской коммунистической партией в 1964 – 1965 гг., завершившиеся запретом СКП. Скорее конкуренция ЮДП и «Аль-Уммы» носила и продолжает носить характер борьбы за раздел важнейших постов в государстве и прибыльных сфер в экономики, но в тоже время эти партии как стояли, так и продолжают стоять на позициях приверженности нормам и ценностям ислама.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что призыв ЮДП на выборах 2010 г. звучит как «Возвращение к подлинной демократии», для чего, по мнению партийных идеологов, необходимо всеобъемлющее национальное примирение, достижение согласия между различными общественно-политическими силами по основным проблемам Судана, включая исполнение ВМС и дарфурский кризис.

Куда больший интерес, нежели предвыборная программа ЮДП вызывает аналогичный документ ННК, который поразил многих наблюдателей весьма смелым ходом — выдвижением от исламистской партии чернокожего кандидата, 56-летнего выходца из племени динка, Абдаллы Денг Ниала на пост президента страны. Хасан ат-Тураби, лидер ННК, в очередной раз продемонстрировал великолепное политическое чутье, верно определив, как следует ударить в самую болевую точку нынешнего суданского общества, стоящего на перепутье между выбором варианта с отделением Юга от Севера и вариантом сохранения национального единства. Партия Х.ат-Тураби выбирает второй вариант, но видит его реализацию через подлинную политическую, а главное абсолютно легитимную революцию – прихода на высшие посты в Судане южан, реального, а не формального уравнивания их в правах с северянами. Также Ниал как и другие кандидаты на президентский пост, призывает уничтожить коррупцию, бороться с нищетой посредством улучшения образования, здравоохранения и коммунальных систем. При этом не стоит забывать, что неизменным остается исламская сущность Судана, так как, по мнению Мохаммеда аль-Амина Халифы, высокопоставленного функционера ННК, в исламе нет места расовой дискриминации, а поэтому он годится в качестве основы для построения полноценного единого суданского государства.

Разумеется, и сам Ниал и его патрон Х.ат-Тураби не рассчитывают победить в президентской гонке, да им это совершенно не нужно. Цель компании Ниала привлечь внимание как суданской, так и мировой общественности к проблеме понимания сути национального единства в Судане, возможного лишь в одном случае, когда все жители страны реально равны в своих возможностях и ответственности перед обществом и государством.

Завершая данную статью, мы можем сделать ряд следующих выводов:

— Во-первых, только две политические силы и их кандидаты на президентский пост смогли нас по-хорошему удивить – это НКС с его лозунгом «Свобода. Развитие. Мир» (О.аль-Башир и его команда ловко и изящно обошли острую проблему суданского единства, заменив «единство» на «мир», который можно трактовать и как единый и неделимый мирный Судан, так и как установку на нормальные добрососедские, опять таки мирные отношения между ставшем независимым Южным Суданом и Северным) и ННК со своей программой «южанизации» Судана при сохранении его исламской сущности. Остальные партии, из числа рассматриваемых здесь, выдвинули традиционные для них лозунги и требования.

— Во-вторых, анализ предвыборных программ НКС, ННК, СНОД, «Аль-Уммы», ПУРВ и ЮДП наглядно показал, что современная политическая элита Судана явно или тайно надеется решить проблемы общественно-политического, социально-экономического, культурно-идеологического развития страны посредством отделения Юга от Севера, ибо реальных «рецептов» создания единого Судана, не раздираемого противоречиями по этно-конфессиональным, политико-экономическим и иным причинам нет. Все что скрывается за пафосными фразами о «Новом Судане», «Возвращении к подлинной демократии» и т.д. есть давно уже устаревшие, а главное абсолютно не пригодные в суданских реалиях, варианты разрешения ключевых проблем страны (крайне низкий уровень жизни большинства населения, его огромная безграмотность, неразвитость социально-экономической инфраструктуры, нестабильность политической системы, завязанной на кланы, племена и семьи, противостояние мусульманского Севера с анимистско-христианским Югом и др.).

52.33MB | MySQL:103 | 0,522sec