Дальнейшая эскалация палестино-израильского конфликта после нападения ХАМАСа на Израиль 7 октября создает определенные риски военно-политического характера для соседней Иордании. На этот счет сегодня озвучиваются различные экспертные оценки и прогнозы, большая часть которых сводится к тому, что в среднесрочной перспективе 2024-2028 гг. отсутствует угроза перерастания боевых действий между Израилем и движением ХАМАС в масштабный региональный конфликт, в который будет вовлечена Иордания. Причин этому, как минимум три.
Во-первых, такой сценарий не выгоден США и их союзникам в регионе, для которых Иордания является важнейшим стратегическим форпостом в регионе.
Во-вторых, такому сценарию будут активно противится ключевые игроки суннитского мира, прежде всего, Саудовская Аравия и ОАЭ, для которых сохранение стабильной и нейтральной Иордании является не только ключевым фактором регионального баланса, но и важным окном возможностей для торгово-экономического взаимодействия с Израилем.
В-третьих, иорданские элиты, включая входящих туда этнических палестинцев, в последнее десятилетие последовательно выстраивали стратегическое партнерство и тесные связи с израильскими властями, в том числе исходя из сильной зависимости в импорте энергетических и водных ресурсов из Израиля на фоне роста дефицита воды и небывалых циклов засухи в регионе. О стремлении иорданских властей дистанцироваться от втягивания в конфликт и сохранить свой нейтральный статус свидетельствуют сдержанные заявления Аммана с первых дней конфликта, призывающие обе стороны к деэскалации.
С другой стороны, существуют риски внутренней дестабилизации в Иордании, которые могут — прямо или опосредовано – втянуть Иорданию в большую войну на Ближнем Востоке. Главный фактор, разумеется, заключается исторически основную часть иорданского населения составляют этнические палестинские беженцы либо беженцы новой волны. По данным последней по времени переписи населения в 2015 году более 50% из 6.6 млн иорданских подданных являлись палестинцами. Это без учета еще порядка 650 тысяч палестинцев, не имеющих иорданского гражданства, но постоянно проживающих на территории этой страны. Примечательно, что подавляющая часть палестинцев переселилась в Иорданию после 1948 года из сектора Газа либо Западного берега р. Иордан, и большинство из них по-прежнему сохранились в статусе беженцев, в том числе для доступа к социальным пособиям.
Таким образом, наличие в стране существенного протестного потенциала может теоретически создавать угрозу внутренней дестабилизации, особенно в случае дальнейшей активизации военной операции Израиля в Газе. Однако в практическом плане, такой сценарий не является приоритетным, поскольку иорданские палестинцы в большей степени связаны семейными узами и поддерживают своих соотечественников на Западном берегу, но не в самой Газе. На политическом уровне аналогично, палестинская диаспора в Иордании традиционно находится на стороне другого крыла палестинской внутриполитической конфигурации, возглавляемого противостоящим ХАМАСу умеренным движением ФАТХ. Эти данные подтверждаются результатам социологических опросов в Иордании, согласно которым поддержка именно движения ХАМАС внутри иорданского общества с 2014 года неизменно снижалась, а доля населения, относящегося к этому движению негативно, выросла за последние десять лет с 28% до почти 60% населения. Складывается ощущение, что только в случае масштабизации конфликта и его перехода в региональный формат, можно говорить об угрозе втягивания в него Иордании. При этом, однако, риски прямого вовлечения в идущее сегодня противостояние государств шиитской оси – Ливана и Ирана – оцениваются как гораздо более высокие.
Таким образом, несмотря на фактор палестинского большинства в Иордании, реальные риски втягивания этой страны в вооруженный конфликт на сегодня не велики, поскольку как политические элиты страны, так и общество не настроены на подрыв стратегических отношений с Израилем.
На внешнем фронте, главным триггером может стать масштабизация, регионализация конфликта, в который будет втянут вся Палестина национальная администрация, которая управляет Западным берегом, с которым иорданские палестинцы тесно связаны. Пока, при активном вмешательстве ведущих внешних игроков, предпринимаются все усилия, чтобы не допустить эскалации боевых действий на Западном берегу.
На внутреннем фронте, угрозой военно-политической дестабилизации может стать резкое ухудшение социально-экономической ситуации в стране, что на фоне политического контекста может послужить спусковым крючком для активизации социального уличного протеста. Действительно, в Иордании выражение уличного протеста является важной и составной частью политической культуры, в том числе оно наблюдалось и на различных этапах обострения палестино-израильского противостояния. Однако, судя по прогнозам экономических экспертов Всемирного банка, в ближайшие годы финансово-экономическая ситуация в Иордании будет относительно стабильная, уровень инфляции и безработицы в целом контролируемый при довольно неплохом росте экономики за счет наращивания сферы услуг, особенно туризма. В целом такой прогноз позволяет предположить, что основные риски дестабилизации социальной ситуации внутри страны, которые под воздействием палестинского фактора могли бы спровоцировать внутренние беспорядки, могут быть правительством успешно нивелированы.
Думается, при сохранении нынешней эскалации на Ближнем Востоке в формате военной операции Израиля против ХАМАСа, риски для втягивания в этот конфликт Иордании крайне не велики. Амман продолжит лавировать между США и другими западными странами, с одной стороны, и ведущими арабскими государствами, с другой, в попытках стабилизировать свое позиционирование в регионе на фоне угрозы обострения палестино-израильского конфликта.