После нападения на Израиль 7 октября 2023 г. из сектора Газа ЦАХАЛ наносит удары по анклаву откуда по израильской территории было выпущено 8 500 ракет. Согласно официальным сообщениям, на территории Израиля в результате атаки погибли более 1 400 человек, 5 431 ранены, 242 взяты в заложники и уведены в сектор Газа (включая 4 чел., плененных много лет назад), 5 чел. освобождены, от 100 до 200 чел. числятся пропавшими без вести. По последним опубликованным данным, в ходе столкновений погибли 332 израильских солдат и 58 полицейских[i]. Согласно Министерству здравоохранения в секторе Газа на 1 ноября в результате израильских авиаударов по анклаву с начала войны более 21 000 раненых, погибли как минимум 8 610 человек[ii]. Из них – более 3 450 детей. По словам представителя Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) Джеймса Элдера, «Газа стала кладбищем для тысяч детей. Для всех остальных это настоящий ад»[iii].
Госсекретарь США Энтони Блинкен начинает визит в Израиль и Иорданию 3 ноября с .г., на этот раз с несколько более детальным посланием, чем он предложил сразу после событий 7 октября. Согласно The Times of Israel, как и в прошлом месяце, Блинкен заявит о поддержке Израиля и попытается предотвратить более широкую войну на Ближнем Востоке. Но на этот раз его повестка дня более насыщенная и сложная, поскольку конфликт усиливается, и администрация Дж.Байдена сталкивается с гневом и конкурирующими внутренними и международными интересами.
Сообщается, что Блинкен будет настаивать на эвакуации большего количества иностранцев из сектора Газа и увеличении объема гуманитарной помощи. Он также окажет давление на Израиль, чтобы тот понизил уровень насилия против палестинцев на Западном берегу р. Иордан со стороны еврейских поселенцев. Он подчеркнет важность защиты гражданского населения, хотя Белый дом воздержался от какой-либо критики Израиля за удары, которые привели к гибели тысяч мирных жителей в секторе Газа. Таким образом, призывая к непродолжительным паузам в авиаударах и боевых действиях в гуманитарных целях, он продолжит противостоять растущим призывам к более широкому прекращению огня.
1 ноября президент США Джо Байден заявил, что, по его мнению, необходимо сделать гуманитарную «паузу» в войне для освобождения «заключенных».
Согласно СМИ, Блинкен также попытается подвигнуть Израиль и региональных игроков к планированию поствоенной ситуации в секторе Газа. Так, официальные лица США, в том числе Байден и Блинкен, неоднократно заявляли, что они не верят в возможность повторной израильской оккупации Газы, и Израиль с этим согласен. Однако отсутствует понимание будущего этого анклава, за исключением комментариев Блинкена, который выступая перед Конгрессом, допустил возможность восстановления в постконфликтном секторе Газа власти Палестинской национальной администрации (ПНА) и, возможно, значительной роли арабских государств и международных организаций.
Согласно официальному представителю Госдепартамента США Мэтью Миллеру, Блинкен расскажет об «обязательстве США работать с партнерами над созданием условий для прочного и устойчивого мира на Ближнем Востоке, включая создание палестинского государства, которое отражает чаяния палестинского народа в Газе и на Западном берегу р. Иордан»[iv].
Омер Достри, специалист по стратегическим вопросам и национальной безопасности Израиля в Иерусалимском институте стратегии и безопасности (JISS), считает, что Израиль должен признать и оценить историческую поддержку со стороны американского народа и администрации США и быть готовым выполнить определенные просьбы Вашингтона. При этом израильское руководство должно избегать чрезмерной зависимости от Америки, поскольку это может усилить аргументы его противников о том, что он, по сути, является колонией США. Такое восприятие ослабит влияние еврейского государства в регионе.
Помимо первого «исторического визита» Байдена в Израиль в разгар конфликта с ХАМАСом и выражения непоколебимой поддержки еврейскому государству, эксперт отмечает тот факт, что госсекретарь Блинкен принял участие в многочасовом заседании военного кабинета Израиля, что вызвало определенные споры в стране.
Эксперт JISS перечисляет ряд произральских шагов Вашингтона.
Во-первых, наложение американцами вето на предложенную Советом Безопасности ООН резолюцию, призывающую к прекращению огня, чтобы облегчить поступление гуманитарной помощи в сектор Газа. По мнению эксперта, такая позиция соответствует праву Израиля на самооборону и цели победы над ХАМАСом в секторе Газа. Более того, публичные заявления США стали предупреждением Ирану и «Хизбалле», предостерегая их от использования ситуации для нападения на еврейское государство.
Во-вторых, США направили два авианосца, другие корабли и истребители в регион Восточного Средиземноморья.
В-третьих, американское правительство согласилось предоставить Израилю беспрецедентную помощь в области безопасности на сумму 10 млрд долларов, что эквивалентно трехлетнему объему выделяемых ему финансовых средств. Допускается, что в пакет помощи входит система ПРО «Железный купол», 155-миллиметровые снаряды и высокоточные бомбы. Помимо повышения обороноспособности, эта помощь позволяет Израилю направить свой бюджет на другие нужды.
С одной стороны, О.Достри подчеркивает ценность такой поддержки Израиля со стороны Белого дома с учетом напряженности между двумя лидерами, особенно по поводу Ирана и палестинского вопроса, а также судебной реформы. По его оценке, «нынешняя политика США в отношении Израиля усиливает неофициальный союз между двумя странами, сигнализируя региону и всему миру, что Израиль не одинок, поэтому не стоит пытаться воспользоваться ситуацией для атак на него».
С другой стороны, эксперт признает, что эта политика соответствует американским интересам, которые выходят за рамки интересов Израиля, а значит, являются для него своего рода «медовой ловушкой». Имеется в виду то, что помимо публичных заявлений о поддержке еврейского государства, намерение США заключается в том, чтобы разрешить продолжающийся палестино-израильский конфликт путем создания двух государств.
По мнению О.Достри, тот факт, что госсекретарь США участвовал в заседании израильского военного кабинета, самом важном органе принятия ключевых решений, указывает на то, что вовлеченность американцев не ограничивается вопросами международных отношений Израиля, но свидетельствует об их участии во внутренней политике страны.
В этих условиях эксперт допускает, что «поддержка Израиля администрацией Байдена сопряжена с потенциальными издержками. Хотя президент США поддерживает поставленную израильским руководством цель победить ХАМАС, он выразил несогласие с возможной израильской оккупацией сектора Газа и выразил обеспокоенность по поводу развития ситуации после победы над ХАМАСом. Кроме того, Вашингтон оказал давление на Израиль, чтобы тот разрешил доставку гуманитарной помощи жителям Газы (которая поступает через египетскую границу) вопреки требованию израильского руководства о взаимности в действиях посредством таких шагов, как предоставление списков заложников и доступ к ним таких организаций, как Красный Крест. Эксперт считает, что сопротивление блокаде Газы усиливает позиции ХАМАСа. К тому же США попросили Израиль отложить наземное вторжение ЦАХАЛа в анклав, чтобы выиграть время для освобождения американских заложников и повышения уровня защиты американского военного присутствия в регионе.
О.Достри указывает на еще одну цену, которую Соединенные Штаты могут потребовать от Израиля. Речь идет о северном фронте. Он ссылается на газету New York Times, согласно которой президент Байден и его советники призвали израильских лидеров воздержаться от превентивного удара по «Хизбалле». Они обеспокоены тем, что такая атака может втянуть в конфликт Иран и спровоцировать более широкую региональную войну, потенциально вовлекая в нее американские силы.
Помимо этого эксперт допускает, что в более долгосрочной перспективе Вашингтон может использовать свои нынешние «медвежьи объятия» для оказания давления на Израиль, чтобы тот пошел на уступки палестинцам на Западном берегу р. Иордан. Таким образом, он считает, что США рассматривают нынешний конфликт как возможность ускорить реализацию концепции двух государств для двух народов.
В таких условиях О.Достри полагает, что «Израиль должен выразить свою благодарность американскому народу и администрации США за историческую и непоколебимую поддержку. Израиль также должен быть готов удовлетворить определенные просьбы американской администрации, например, разрешить поступление гуманитарной помощи в южную часть сектора Газа, особенно с египетской стороны, учитывая важность американской помощи в сфере безопасности. Однако Израиль должен избегать того, чтобы его воспринимали как государство-сателлит США, т.к. это сыграет в пользу его врагов, которые утверждают, что он де-факто является американской колонией и экзистенциально зависит от американской помощи. Такое восприятие подорвет израильские силы и средства сдерживания в регионе».
Эксперт JISS предполагает, что на протяжении конфликта в секторе Газа силы США на Ближнем Востоке будут уязвимыми для атак шиитских ополченцев. Тем более что такие атаки уже начались: бригады «Хизбаллы» и шиитские ополченцы в Ираке и Сирии атакуют американские военные объекты с помощью дронов и ракет. В результате нападений пострадали американские базы «Аль-Харир» и «Айн аль-Асад» в Ираке, а также база «Эт-Танф» и нефтяное месторождение «Коноко» в Дейр-эз-Зоре, в результате чего многие американские военные получили ранения.
Кроме того, 19 октября ВМС США в сотрудничестве с Саудовской Аравией перехватили 5 крылатых ракет и 15 БПЛА, запущенных из Йемена в сторону Израиля. Этот инцидент привлек внимание к региональному оборонительному альянсу, созданному Центральным командованием ВС США после того, как оно взяло на себя ответственность за военные отношения с Израилем.
По мнению О.Достри, «у Израиля есть возможность усилить региональное сдерживание, особенно против «Хизбаллы», и продемонстрировать мощное присутствие на Ближнем Востоке. Израиль мог бы рассмотреть возможность участия в совместных авиаударах с США против повстанцев-хоуситов в Йемене, а также против шиитских ополченцев в Сирии и даже Ираке. Если же американцы в этом не заинтересованы, жизненно важно, чтобы Израиль действовал независимо. Кроме того, Израиль и США могли бы сотрудничать в проведении тайных кибератак против Ирана и «Хизбаллы», чтобы препятствовать их участию в военных действиях против Израиля».
Что касается северного фронта, эксперт указывает на заявление американцев о том, что их военного присутствия в зоне конфликта не будет. При этом отмечается, что Израиль в этом не нуждается. Однако израильскому руководству дается совет – повлиять на администрацию США, чтобы она активировала системы противовоздушной обороны в регионе и на борту своих авианосцев, если «Хизбалла» начнет войну против Израиля.
Относительно сектора Газа, эксперт настаивает на том, что «Израиль должен сообщить американской администрации, что он сам будет определять цели войны и управлять ею. Он также должен дать понять, что будет формировать ситуацию в секторе Газа после разгрома ХАМАСа и других террористических организаций в соответствии со своими национальными интересами и задачами в сфере безопасности. Кроме того, Израиль должен заявить о своем намерении предотвратить возврат к прежнему статус-кво и разработать свою послевоенную политику.
По мнению О.Достри, наиболее благоприятным вариантом для Израиля стала бы оккупация и установление контроль над сектором Газа, как это было в период между Шестидневной войной 1967 г. и соглашениями Осло в 1993 г. Он считает, что передача ПНА контроля над анклавом может привести к возрождению радикальных исламистских группировок в виду слабости и коррупции палестинского руководства.
В целом предполагается, что для реализации этого решения Израилю следует работать с американской администрацией над созданием новой региональной структуры в сотрудничестве с европейскими странами, Саудовской Аравией и монархиями Персидского залива. После победы над ХАМАСом Израиль должен создать существенную буферную зону безопасности по всей длине сектора Газа.
О.Достри предлагает Израилю для решения проблемы с беженцами из Газы заручиться поддержкой администрации США в передаче контроля и ответственности за них другой стране, например Египту. По его мнению, Соединенные Штаты и Саудовская Аравия потенциально могли бы предложить Египту экономические стимулы и помощь в области безопасности для размещения и реабилитации беженцев из Газы на Синайском полуострове или для контроля над ними на юге сектора Газа.
Эксперт JISS откровенно говорит о том, что «реализация такой стратегии потребует от Израиля дипломатического взаимодействия с международным сообществом и постепенного установления «фактов на земле» для реализации частей плана, что может вызвать противодействие со стороны мирового сообществай». То есть, противодействие подходу, который Израиль реализовывает на Западном берегу р. Иордан путем расширения еврейских поселений на оккупированных территориях[v].
[i] Real-time Updates / INSS. 02.11.2023. https://www.inss.org.il/publication/war-data/
[ii] Gaza: Dozens killed and injured in Israeli airstrikes on day 26 of aggression // WAFA. 01.11.2023. https://english.wafa.ps/Pages/Details/138859
[iii] Gaza now a ‘graveyard’ for children – UN agency // RT. 31.10.2023. https://www.rt.com/news/586304-unicef-decries-gaza-child-casualties/
[iv] Blinken to enter Gaza diplomatic fray as Biden calls for ‘pause’ to get hostages out // The Times of Israel. 02.11.2023. https://www.timesofisrael.com/blinken-to-enter-gaza-diplomatic-fray-as-biden-calls-for-pause-to-get-hostages-out/?utm_source=article_hpsidebar&utm_medium=desktop_site&utm_campaign=netanyahu-protesters-joining-forces-with-plo-iran-defaming-israel-before-world
[v] America’s support for Israel: Watch out for the honey trap / JISS. 30.10.2023. https://jiss.org.il/en/dostri-americas-support-for-israel/