Ключевым событием октября стала массированная террористическая атака палестинской группировки ХАМАС на южные районы Израиля 7 октября и последующее начало операции «Железные мечи» в секторе Газы. Задаче аккумулирования поддержки международного сообщества в течение месяца была подчинена деятельность израильской дипломатии. По причине введения военного положения принимались только политические решения, непосредственно связанные с ведением боевых действий. Об этих и других событиях пойдет речь в настоящем обзоре.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Вопросы войны и мира
В начале октября обстановка на границе с сектором Газы характеризовалась напряженностью, 3 октября был зафиксирован ракетный пуск в сторону моря, однако в целях продолжения работы над нормализацией отношений с Саудовской Аравией власти Израиля стремились избежать прямой конфронтации. В Иерусалиме рассчитывали на поступление в анклав средств из Катара, а также готовились предложить собственные экономические послабления, в том числе расширить квоту на трудоустройство палестинцев. Неспокойной была ситуации в Иудее и Самарии, а самой конфликтной точкой стала Хавара.
Утром 7 октября в праздник Симхат-Тора вооруженные террористы ХАМАС численностью порядка 2,5-3 тыс. человек на различных транспортных средствах, в том числе на моторизованных дельтапланах, а также пешком вторглись в южные районы Израиля, включая базы ЦАХАЛа в Южном военном округе и населенные пункты, в том числе Сдерот, Офаким, Кфар-Аза, Беери, Киссуфим, Нир-Оз. Отдельно боевики атаковали музыкальный фестиваль в кибуце Реим. Попытка высадки палестинского десанта с моря была пресечена. Жертвами агрессии стали 1200 человек, среди которых 1000 – мирное население, еще порядка 240 человек были насильственно увезены в Газу. Боевики ХАМАС действовали с особой жестокостью. Среди погибших и взятых в плен оказались не только израильтяне, но и граждане иностранных государств.
Предположительно информация об обострении обстановки на южной границе поступила в ночь на 7 октября, но была истолкована как очередные учения ХАМАСа. На предупреждение отреагировал ШАБАК, направивший в данный район свое спецподразделение, однако дивизия «Газа» ЦАХАЛа в состояние боевой готовности оперативно приведена не была. Самоотверженно сражались с боевиками местные жители захваченных населенных пунктов и военные с атакованных баз и КПП, авиация АОИ стала наносить удары по террористам с воздуха спустя несколько часов после вторжения. Параллельно с наземным нападением по территории Израиля наносились массированные ракетные удары.
С 7 октября в Израиле было объявлено военное положение и мобилизация 300 тыс. резервистов, началась операция «Железные мечи». На первом этапе, полностью завершившемся к 27 октября, она включала в себя зачистку территории страны от проникших боевиков, нанесение ударов по объектам террористической инфраструктуры в секторе Газы, точеную ликвидацию командиров подразделений ХАМАС, причастных к планированию и осуществлению нападения. С 27 октября стартовала вторая фаза, основой которой стало расширение наземной операции при поддержке с моря и воздуха.
В поддержку ХАМАС в регионе стали действовать ливанская «Хизбалла», йеменские хоуситы, а также палестинские боевики с Западного берега. ЦАХАЛ провел комплекс контртеррористических мероприятий в Тулькарме, Дженине и лагерях беженцев на Западном берегу. АОИ пресекла попытки проникновения на территорию страны в районе северных границ, отразила и нанесла удары по позициям «Хизбаллы», ракетные атаки из Йемена были отражены при поддержке США и Саудовской Аравии. Одновременно с началом боевых действий усилилась угроза для израильтян за рубежом. В частности, туристы из ближневосточной страны были атакованы в Александрии. Помимо этого, возросло количество антисемитских инцидентов.
Официальные визиты и переговоры
После террористической атаки ХАМАС состоялась серия телефонных переговоров первых лиц Израиля с мировыми лидерами, включая президентов США Дж.Байдена, Франции Э.Макрона, Украины В.Зеленского, канцлера Германии О.Шольца, глав правительств Великобритании Р.Сунака, Италии Дж.Мелони, Нидерландов М.Рютте, Греции К.Мицотакиса, короля Великобритании Карла III. Все они выразили поддержку Израилю в связи с нападением палестинских боевиков, а также подтвердили право ближневосточного государства на самооборону.
Отдельно следует упомянуть телефонное общение с президентами России В.В.Путиным и ОАЭ Мухаммедом бен Заидом. В первом случае глава правительства ближневосточной страны проинформировал о своей решимости продолжать операцию ЦАХАЛа «Железные мечи» до выполнения поставленных задач, в то время как российский лидер подчеркнул готовность Москвы оказать поддержку мирному урегулированию. Глава ОАЭ стал первым арабским лидером, позвонившим в Израиль после атаки 7 октября. Своим жестом страна продемонстрировала стремление продолжать сотрудничество в рамках «Соглашений Авраама», а также участвовать в стабилизации ситуации в регионе.
Помимо этого, была проведена серия т. н. визитов солидарности. Наиболее активное участие в данной инициативе приняли представители США. В течение октября в Израиле побывали президент Дж.Байден, госсекретарь Э.Блинкен, министр обороны Л.Остин, а также двухпартийная делегация Конгресса. Кроме того, страну посетили главы государств и правительств стран Европы, в том числе уже упоминавшиеся О.Шольц, М.Рютте, Дж.Мелони, Р.Сунак, Э.Макрон.
О визите главы Пятой республики следует сказать подробнее, так как президент Франции не только согласился с израильским подходом, приравнивающим ХАМАС к группировке «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ), но и высказал инициативу привлечения к борьбе с палестинскими боевиками международной антитеррористической коалиции, созданной для противодействия ИГ. В последний раз столь четко израильскими формулировками руководствовался экс-президент США Д.Трамп, взяв за основу своего подхода к СВПД израильскую формулу «исправьте или откажитесь». Более того, особенно примечательны действия Парижа в связи с тем, что прежде отношения с Иерусалимом оказались под серьезным влиянием израильского политического кризиса. Бывший премьер-министр Я.Лапид старался сделать Францию одной из опор своей внешней политики, назначив послом коллегу по партии Я.Герман. После возвращения к власти Б.Нетаньяху глава дипмиссии фактически отказалась от исполнения своих обязанностей, заявив о неготовности представлять интересы правительства, которое не поддерживает. Наконец, немаловажно и то, что до 7 октября Э.Макрон хотя и вел переговоры с израильским кабмином, но весьма критично отзывался о судебной реформе и поселенческой активности, что также осложняло контакты.
В октябре в Израиле побывали также канцлер Австрии, глава правительства Чехии и министр иностранных дел Румынии. Их визиты подтвердили готовность оказать содействие ближневосточному государству со стороны его традиционных союзников из Вишиградской группы и Группы Крайова, которые пользуются поддержкой Австрии. В личных беседах с президентом и премьер-министром Израиля свою солидарность выразили первые лица Греции и Кипра, продемонстрировавшие тем самым, что их стратегический альянс распространяется и на такую чрезвычайную ситуацию. Особую значимость трехстороннему взаимодействию Иерусалима, Афин и Никосии придало охлаждение турецко-израильских отношений, наступившее вследствие заявлений Р.Т.Эрдогана, поддерживающих ХАМАС.
Наконец, министр иностранных дел Израиля Э.Коэн в середине месяца провел переговоры с представителями Ватикана, призвав Святой Престол «четко и недвусмысленно осудить терроризм, направленный против израильских граждан». Данные слова последовали после того, как Папа Римский Франциск и кардинал госсекретарь Ватикана П.Паролин назвали нападение ХАМАС «бесчеловечным», призвали освободить всех заложников, одновременно подчеркнув необходимость для ЦАХАЛ действовать «соразмерно» и в соответствии с нормами международного права.
Отношения с международными организациями
13 октября Тель-Авив с визитом солидарности посетила глава Еврокомиссии У. фон дер Ляйен, а еврокомиссар по вопросам политики соседства и расширения О.Вархели, представляющий Венгрию, в первые дни после начала «Железных мечей» анонсировал «немедленное» замораживание помощи палестинцам по программам сотрудничества в целях развития до «комплексной переоценки всего портфеля». Однако затем при выработке консолидированной линии Евросоюза по ситуации на Ближнем Востоке возникли трения, так как Верховный представитель ЕС по внешней и оборонной политике Ж.Боррель стал ратовать за обязательный принцип «соразмерности» и учет международного права, также не удалось согласовать полную остановку финансовых траншей палестинцам.
Еще более напряженной для Израиля стала обстановка в ООН. 16 октября Совбез отклонил проект российской резолюции, в котором при осуждении насилия и терроризма в отношении мирного израильского населения не упоминался ХАМАС. В поддержку документа в СБ ООН выступили лишь Китай, ОАЭ, Мозамбик и Габон. 18 октября США наложили вето на бразильскую резолюцию, предлагавшую введение гуманитарной паузы. Наконец, 27 октября 121 голосом «за» при 14 против и 44 воздержавшихся Генеральная Ассамблея приняла резолюцию, призывающую к «немедленному и устойчивому гуманитарному перемирию, ведущему к прекращению боевых действий между Израилем и ХАМАС».
Руководство Израиля при поддержке американской администрации категорически отвергло идею т. н. «гуманитарных пауз», предполагая, что они будут способствовать перегруппировке ХАМАС. Статистика голосований в ООН, в свою очередь, продемонстрировала, что Иерусалим для блокирования противоречащих его интересам решений в рамках организации по-прежнему может полагаться лишь на вето США, не на большинство в Генеральной Ассамблее.
Отдельная линия разлома между государством и организацией возникла после слов Генерального секретаря ООН А.Гутерриша, в которых он осудил не только ХАМАС за нападение на Израиль, но и Израиль, указав, что атака 7 октября «произошла не на пустом месте», а вследствие «ухудшающейся оккупации», добавив к этому обвинения в адрес израильского руководства в нарушении норм международного гуманитарного права. С резкой критикой в адрес сказанного выступил Э.Коэн, подчеркнувший невозможность «соглашаться на прекращение огня с кем-то, кто поклялся убить вас» и отказался от запланированной личной встречи с Генсеком. Постоянный представитель Израиля при учреждениях ООН в Нью-Йорке Г.Эрдан призвал А.Гутерриша подать в отставку.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
Повестка дня Кнессета
16 октября с минуты молчания открылась зимняя сессия Кнессета, которая была прервана на 40 минут в связи с ракетным обстрелом Иерусалима. Операция против палестинской группировки ХАМАС стала центральной темой пленарного заседания. Так, во вступительной речи глава правительства Б.Нетаньяху заявил, что причины произошедшей 7 октября нападения палестинских террористов «будут тщательно расследованы», а также отметил, что «непосредственные уроки уже были извлечены». Помимо этого, премьер-министр обозначил цели операции в виде «сокрушительной победы над ХАМАС» и рассказал о ситуации в регионе, назвав палестинскую группировку частью «Оси зла Ирана, “Хизбаллы” и их приспешников». Вместе с тем, сразу несколько экспертов, включая бывшего главу Совета национальной безопасности Э.Хулату и полковника ЦАХАЛа в отставке И.Ронена пришли к выводу, что одной из причин, позволивших атаке 7 октября состояться, послужило то, что Израиль слишком много уделял внимания Ирану, а также недооценивал стратегические цели ХАМАС, понимая группировку исключительно в контексте прокси-конфликта с ИРИ в регионе.
Законотворческая деятельность депутатов также была подчинена задачам военного времени. После открытия зимней сессии парламентарии приступили к разработке инициативы по переносу муниципальных выборов, намеченных на конец октября, на 30 января 2024 г. Помимо этого был подготовлен законопроект, разрешающий министру национальной безопасности И. Бен-Гвиру менять условия содержания в тюрьмах. Основной задачей данного предложения стала подготовка исправительных учреждений к наплыву новых заключенных, обвиненных по статьям, касающимся безопасности и терроризма. Оба закона были приняты в течение октября.
На время проведения операции «Железные мечи» работа над судебной реформой была приостановлена. Вместе с тем, израильские СМИ в первые дни октября сообщили, что Б.Нетаньяху предположительно успел подготовить новый проект поправок в работу комиссии по назначению судей. В соответствии с этим предложением, коллегия адвокатов должна полностью утратить возможность участвовать в данном процессе, а вот численность депутатов от оппозиции в комиссии будет увеличена с нынешнего одного до трех, такое же представительство получат коалиция и действующие судьи Верховного суда. По мнению обозревателей, данная инициатива должна была максимально отвечать интересам нынешних противников преобразований, а потому Б.Нетаньяху всерьез рассчитывал на прохождение нового законопроекта в рамках реформы.
Деятельность правительства
11 октября было создано, а 12 октября одобрено Кнессетом чрезвычайное правительство Израиля, в которое вошли представители оппозиционной партии «Лагерь государственников». В рамках соглашений был учрежден узкий военный кабинет для непосредственного руководства боевыми действиями в составе премьер-министра Б.Нетаньяху, министра обороны Й.Галанта и лидера «Лагеря государственников» Б.Ганца. Еще один представитель оппозиционного блока Г.Айзенкот вместе с министром по стратегическим вопросам Р.Дермером были наделены наблюдательными функциями при узком кабинете, пять представителей «Лагеря государственников», в том числе Г.Саар, по условиям договоренностей пополнили ряды более широкого кабинета в качестве министров без портфеля.
Лидер оппозиции Я.Лапид отказался от вхождения в чрезвычайное правительство, так как не было выполнено его условие по исключению из кабмина крайне правых политиков И.Бен-Гвира и Б.Смотрича. Неопределенную позицию в отношении расширения кабинета занял председатель партии «Наш дом-Израиль» А.Либерман: к Б.Ганцу он не присоединился, но пообещал поддерживать власти в том, что касается достижения полной победы над ХАМАСом.
Большой проблемой для правительства стало признание ответственности за нападение 7 октября. В то время как руководство ШАБАКа, ЦАХАЛа, Совета национальной безопасности и даже экс-премьер-министр Н.Беннет признали, что своими действиями, так или иначе, но допустили случившееся, от Б.Нетаньяху аналогичных заявлений не прозвучало, кроме того, лишь спустя неделю он посетил районы, на которые напал ХАМАС. Усугубила критику в адрес политика и быстро удаленная запись в социальных сетях, в которой он возложил ответственность за 7 октября на службы безопасности. В итоге, по опросам общественного мнения, уровень доверия к правительству снизился до 18 %, а более 50 % израильтян полагают, что по окончании «Железных мечей» Б.Нетаньяху должен уйти в отставку.
Несмотря на то, что роль правительства в обеспечении безопасности страны, а значит и ответственность при невозможности выполнить данную функцию, очевидна, нельзя не отметить ряд фактов.
Во-первых, если верить публикациям в израильской прессе, в том числе со ссылкой на главу ШАБАКа Р.Бара, премьер-министр не был оповещен о ситуации на границе с Газой в ночь на 7 октября, в том числе потому, что спецслужбы и армия не были уверены в том, что именно там происходит.
Во-вторых, в отличие от коллеги по бывшему кабмину Я.Лапид также не признал своей доли непосредственной ответственности за случившееся. Вместе с тем в 2022 г. под его руководством в секторе Газы была проведена ограниченная операция «Рассвет» против «Палестинского исламского джихада», которая, с одной стороны, затрагивала, а значит никак не ослабила ХАМАС. С другой стороны, среди выводов из нее было убеждение, что ХАМАС не стремится к эскалации.
В том, что касается практических решений, после начала войны министр энергетики Израиля И.Кац распорядился прекратить поставки в сектор Газы воды и электричества, а Й.Галант уведомил о приостановке ввоза в палестинский анклав продовольствия и топлива, сообщив о введении «полной блокады». Затем под давлением международного сообщества была разрешена доставка в сектор через Египет гуманитарной помощи, включающей воду, продовольствие и лекарства. Данная мера не получила поддержки в правительстве, поскольку не затронула вопрос освобождения израильских заложников. Предположительно, она была введена по инициативе США, где воздействие на администрацию Дж.Байдена оказали пропалестинские протесты, создающие негативную картину перед предстоящими в следующем году выборами президента.
Ситуация в экономике
Начало войны было отмечено падением курса шекеля и индекса Тель-Авивской фондовой биржи. Банк Израиля снизил прогноз экономического роста на текущий год с 3% до 2,3%. Согласно статистике, было мобилизовано порядка 10 % израильских работников, около 200 тыс. человек вынужденно покинули свое постоянное место жительства вблизи южных и северных границ. Кроме того, из-за боевых действий часть сотрудников, особенно в наиболее уязвимых районах была отправлена в отпуск, в том числе неоплачиваемый. Пострадала строительная индустрия, где на паузе оказались порядка 80 % всех проектов, а также туризм, сельское хозяйство и high-tech.
По итогам октября профессор Еврейского университета в Иерусалиме Э.Винтер отметил, что последствия войны для экономики Израиля будут «существенными», однако степень ущерба находится в прямой зависимости от продолжительности боевых действий. Ожидается, что падение в высокотехнологичных отраслях удастся быстро отыграть после завершения боевых действий, которое принесет восстановление инвестиций и возвращение кадров. Кроме того, Израиль обладает довольно существенными валютными резервами на сумму около 200 млрд долларов, что создает для экономики определенную «подушку безопасности».
ЦИТАТА МЕСЯЦА
«Мы вступаем в долгую и тяжелую войну, которая была навязана нам смертоносной атакой ХАМАС. Первый этап завершается в настоящее время уничтожением подавляющего большинства сил противника, проникших на нашу территорию. В то же время мы начинаем фазу наступления, которая будет продолжаться без ограничений и передышек до тех пор, пока цели не будут достигнуты. Мы восстановим безопасность граждан Израиля и победим», — заявил Б.Нетаньяху на заседании кабинета безопасности 8 октября, обозначив первоначальные цели операции ЦАХАЛа «Железные мечи».