Американские эксперты о ключевой роли Египта в урегулировании обострившегося палестино-израильского конфликта и обеспечении безопасности в послевоенной Газе

По оценке американских экспертов в области безопасности, за последние два десятилетия, когда воспринимаемая угроза арабским государствам со стороны Ирана вытеснила опасения по поводу палестино-израильского конфликта, региональное влияние Египта было значительно ослаблено из-за возросшего влияния  монархий Персидского залива, которые сейчас укрепили свои позиции  не только в регионе, но и во всем мире. Однако, из-за численности его населения, географического положения и статуса первого арабского государства, подписавшего мирный договор с Израилем, Египет остается ключевым фактором в любом разрешении палестин-израильского конфликта. В связи с последствиями войны 1948 года, которая сопровождалась созданием Государства Израиль, Египет взял под свой контроль сектор Газа и его население, состоящее из палестинцев, которые бежали или были насильственно перемещены в результате боевых действий. Каир управлял этой территорией до Шестидневной войны в июне 1967 года, в ходе которой Израиль оккупировал Газу. В 1982 году, в связи с заключенным при посредничестве США в 1979 году египетско-израильским мирным договором и возвращением Синайского полуострова Египту, Израиль также передал ему контроль над пограничным переходом «Рафах», соединяющим сектор Газа и Египет, хотя израильтяне по-прежнему сохраняли значительное влияние на этот пункт пропуска. В 2005 году, когда Газой управляла Палестинская национальная администрация (ПНА) под руководством Организации освобождения Палестины (ООП), Израиль полностью вывел войска из сектора Газа, но сохранил жесткий контроль над его сухопутными и морскими границами  и ограничивал передвижение местных жителей  в Израиль. Силовой захват сектора Газа со  ХАМАСом в 2007 году усилил угрозу безопасности, исходящую с этой территории как для Египта, так и для Израиля, последний из которых рассматривал захват Газы ХАМАСом как препятствие любым перспективам урегулирования путем переговоров с палестинцами. ХАМАС продолжал отвергать право Израиля на существование, отказывался от переговоров с ним и получал значительные финансовые средства и оружие от Тегерана. Между тем, при сменявших друг друга правительствах Израиль верил, что он может просто решить палестинский вопрос с помощью стратегии «разделяй и властвуй», возвышая ХАМАС в Газе в попытке ослабить ПНА на Западном берегу. Все это происходило в то время, когда международное сообщество в основном игнорировало требования о создании палестинского государства.

Египет рассматривал ХАМАС не только как препятствие постоянному урегулированию палестино-израильского конфликта, но и как союзника организации «Братья-мусульмане», выступавшей против режима тогдашнего президента Хосни Мубарака.  Стремясь к региональной стабилизации, лидеры Египта и других арабских государств в частном порядке поддерживают тот же исход войны между Израилем и ХАМАСом, за который выступают официальные лица США, — возможное восстановление управления ПНА / ООП в Газе. Этот результат объединил бы политическую структуру Газы с управляемым ПНА Западным берегом, лидеры которой давно поддерживают переговоры с Израилем и отвергают использование политического насилия или терроризма как средства достижения политических целей. Однако, как и многие другие региональные и мировые лидеры, действующий президент АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси и его арабские союзники осудили подход Израиля к конфликту в Газе, который привел к гибели тысяч мирных палестинцев, включая множество детей, мишеням израильских бомбардировок стали больницы в Газе. Президент А.Ф.ас-Сиси, как сообщается, призвал к немедленному прекращению огня в секторе Газа во время встречи 7 ноября с прибывшим с визитом директором ЦРУ Уильямом Бернсом. Он повторил этот призыв в минувшие выходные на совместном саммите ЛАГ и ОИС в Эр-Рияде, заявив о необходимости немедленного и устойчивого прекращения огня в Газе «без ограничений или условий».

Признавая свою ограниченную способность влиять на военную операцию ЦАХАЛа в Газе, Каир стремился оградить себя от последствий решений Израиля. Но Каир при этом  стремится сбалансировать свою поддержку гражданских жителей Газы с последствиями для своей безопасности, имея в виду реальную возможность миграции большого количества жителей Газы в Египет. Каир сотрудничал с официальными лицами США, Катара, Израиля и других международных организаций, чтобы увеличить поток гуманитарной помощи через КПП «Рафах» для распределения среди гражданского населения Газы. После многих дней задержек и нерешительности после нападения ХАМАСА на Израиль 7 октября Египет также разрешил иностранным гражданам покинуть анклав через этот КПП. Поскольку гуманитарный аспект конфликта становится всеобъемлющим императивом переговоров, включая переговоры о заложниках, Египет неизбежно будет играть более значительную роль, учитывая его контроль над КПП «Рафах». Объем гуманитарной помощи, поступающей в Газу, обеспечивает Египту главное место за столом переговоров по урегулированию конфликта, особенно по вопросу о заложниках.

При этом Каир старается  избежать бремени беженцев, которое несут такие государства региона, как Иордания, Ливан, Турция и другие, принявших у себя большое количество беженцев из Ирака и Сирии, спасавшихся там от войн. Египетские лидеры серьезно опасаются, что Израиль — чтобы гарантировать, что никакая угроза из Газы не возникнет вновь — стремится навсегда переместить гражданское население Газы в Египет и другие части арабского мира. Тем самым естественно повышая риски  угроз, исходящих от местного филиала «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России)  и других радикальных исламистских группировок, действующих на Синайском полуострове.  Египетские спецслужбы считают, что ХАМАС или другие палестинские боевики будут действовать в любых лагерях беженцев на Синае и потенциально расширят возможности существующих групп боевиков на полуострове. Египетские лидеры также неохотно идут на политические и военные риски, которые были бы необходимы для обеспечения безопасности территории после завершения военной операции Израиля.  Во время их встречи 7 ноября президент А.Ф.ас-Сиси отклонил предложение директора ЦРУ Уильяма Бернса о том, чтобы Каир временно обеспечивал безопасность в секторе Газа после окончания войны, пока ПНА не будет готова взять власть в свои руки. Эта позиция может отражать расчет Каира на то, что, хотя военное крыло ХАМАСа может быть разгромлено Израилем, его идеологию искоренить там невозможно, и боевики ХАМАСа по-прежнему будут действовать в этом районе. Ни у Египта, ни у какого-либо другого арабского государства нет желания вести новую кампанию по борьбе с повстанцами, которая повлечет за собой большое количество жертв. Египетские и другие арабские лидеры скептически относятся к тому, что ПНА может быть реформирована и активизирована до такой степени, что восстановление ее правления будет широко принято в Газе. В основе египетской и более широкой арабской позиции лежит ожидание, что ответственность за послевоенную безопасность Газы по умолчанию ляжет на США, европейских и партнерских сил, действующих от имени Израиля.

Несмотря на то, что Каир в настоящее время настаивает на ограничении своего участия в Газе, граница Египта с анклавом и египетская историческая роль в более широких палестинских делах, несомненно, заставят официальных лиц США и всего мира оказать существенное давление на Каир, чтобы он играл более активную роль в послевоенной Газе. Стремясь положить конец собственной изоляции, последовавшей за мирным договором 1979 года с Израилем, Египет поддержал соглашения Израиля и ООП в Осло в начале 1990-х, которые привели к образованию Палестинской национальной администрации. Каир поддержал все последующие арабо-израильские мирные договоры, включая «Соглашения Авраама» 2020 года, по которым ОАЭ, Бахрейн, Марокко и Судан нормализовали отношения с Израилем. Во всех предыдущих столкновениях между Израилем и ХАМАСом Каир играл важную роль в установлении перемирия, которое прекращало каждую вспышку насилия. По всей вероятности, чтобы сохранить свои глобальные и региональные отношения и избежать повторения боевых действий между Израилем и ХАМАСом, связанных с событиями 7 октября, Египет в конечном итоге согласится на значительную роль в обеспечении безопасности в Газе — если не будет найдено заслуживающих доверия альтернатив. Однако в обмен лидеры Египта, в свою очередь, добьются максимально возможных уступок от официальных лиц США, стран-партнеров и богатых государств Персидского залива, у которых в значительной степени отсутствует военный потенциал для обеспечения безопасности в послевоенной Газе.

Основные выводы

Близость Египта к сектору Газа и исторические отношения с ним, а также его отношения с Израилем делают Каир ключевым фактором стабильного урегулирования конфликта между Израилем и ХАМАС.

Контроль Египта над контрольно-пропускным пунктом «Рафах», единственным все еще открытым выходом из Газы, поставил руководство Египта в центр усилий по защите населения Газы от последствий войны.

Несмотря на публичные призывы к прекращению огня, Египет имеет историю вражды с ХАМАСом и в частном порядке приветствовал бы новое правительство Газы, которое отвергает политическое насилие и привержено переговорам с Израилем.

Каир не хочет большого притока беженцев из Газы на Синайский полуостров из-за неопределенности относительно того, могут ли потенциальные палестинские беженцы вернуться в свои дома и когда именно.

55.91MB | MySQL:116 | 0,489sec