Роль Египта в межпалестинском мирном урегулировании

На протяжении последнего времени характерной чертой региональной политики АРЕ является продолжение усилий по приобретению имиджа „третьей силы” на Ближнем Востоке, „независимого игрока” в регионе, а также „взвешенного и рассудительного миротворца”.

Особенно рельефно это можно было наблюдать в последние годы в процессе участия Египта в межпалестинском мирном урегулировании.

17 марта 2007 года министр иностранных дел АРЕ А.Абуль Гейт выступил с заявлением относительно формирования Правительства национального единства Палестинской национальной администрации (ПНА), которое было сформировано по итогам выборов в Палестинскую законодательную ассамблею.

В заявлении, в частности, содержался призыв к мировому сообществу поддержать новое правительство ПНА, а также „позитивно сотрудничать” с ним, помочь палестинцам в строительстве государственных институтов и способствовать их успешной работе.

Также А.Абуль Гейт выразил надежду, что формирование палестинского правительства позволит „закрепить существующее перемирие” с Израилем, и будет способствовать дальнейшей нормализации отношений между палестинцами и израильтянами, достичь „всеобъемлюющего справедливого и прочного мира”, а также провозглашению независимого палестинского государства, которое будет существовать „бок-о-бок в мире и согласии” с Израилем.

Руководитель внешнеполитического ведомства АРЕ выразил уверенность, что залогом достижения указанных целей является то обстоятельство, что глава ПНА М.Аббас наделен полномочиями вести переговоры от имени всех палестинцев (тогдашний премьер-министр Израиля Э.Ольмерт хотя и призвал бойкотировать новое палестинское правительство, большинство в котором составляли представители ХАМАСа, однако подчеркнул, что Израиль не прекращает контактов с М.Аббасом).

Очевидно, попытка четкого позиционирования со стороны официального Каира по вопросу создания новой политической ситуации на территории ПНА необходима была Египту по двум главным причинам:

— попыткой создать конкуренцию Саудовской Аравии в борьбе за роль „ведущего государства арабского мира” во время работы саммита Лиги арабских государств (ЛАГ) 28-29 марта 2007 года в Эр-Рияде;

— желанием заручиться поддержкой США в укреплении роли “малого посредника” в арабо-израильском конфликте во время встречи тогдашнего госсекретаря США К.Райс с руководителями внешнеполитических ведомств “оси умеренных арабских государств” (АРЕ, Саудовской Аравии, Иордании и ОАЭ) в египетском г.Асуан 24-25 марта 2007 года.

Дальнейшее усиление конкуренции между Египтом и Саудовской Аравией за роль “главного модератора” внутрипалестинских отношений, а также угроза радикализации египетского общества после захвата власти ХАМАСом в секторе Газа в июне 2007 года, заставила официальный Каир занять четкую позицию в пользу ФАТХ.

После того, как М.Аббас заявил о роспуске „хамасовского” правительства, а также когда 17 июня 2007 года было приведено к присяге новое правительство, Египет признал его и призвал международное сообщество следовать его примеру.

„Египет приветствует формирование правительства под руководством Саляма Файяда и желает ему успеха в исполнении задач, которые стоят перед ним”, — акцентировал внимание во время встречи с журналистами министр иностранных дел АРЕ Абуль Гейт. При этом он подчеркнул, что Каир с момента введения чрезвычайного положения призвал все палестинские движения объедениться вокруг руководства ПНА и ее лидера М.Аббаса. Также А.Абуль Гейт обратился к международному сообществу „предоставить срочную помощь палестинскому народу и новому правительству”. По его словам, необходимо помочь новому кабинету министров установить на палестинских территориях безопасность и порядок.

Кроме того, из сектора Газа были выведны египетские дипломаты и сотрудники спецслужб. А.Абуль Гейт мотивировал это тем, что в секторе „полностью отсутствует законность”. Вместе с тем, в заявлении МИД АРЕ подчеркивалось, что Египет продолжает предоставлять помощь палестинскому народу и способствовать скорейшему урегулированию взрывоопасной ситуации на палестинских землях.

Любопытно, что в тот же день член генерального секретариата организации „Палестинская диаспора в арабских и иностранных государствах” Абдель Сатар аль-Гальбан обратился к президенту АРЕ Х.Мубараку с призывом вернуть в сектор Газа египетскую дипломатическую миссию и сотрудников служб безопасности для того, чтобы „помочь прекратить противостояние и наладить диалог” между ХАМАСом и ФАТХом.

Кроме того, в этот же день представитель палестинской общины соседнего с сектором египетского города Аль-Ариш Хасан Зереб, а также лидер палестинской общины провинции Северный Синай (насчитывает около 45 тыс. палестинцев) Махмуд аль-Горани подчеркнули, что египетские дипломаты, а также представители спецслужб АРЕ исполняют „важную стабилизирующую роль” в секторе Газа и способны „существенно помочь палестинцам прекратить братоубийственную войну”.

С начала 2009 года Египет значительно активизировал свою внешнеполитическую деятельность на палестинском направлении и пытался выступать в качестве „единственного действенного посредника” в разрешении межпалестинского конфликта.

В этом контексте, как «важную победу египетской дипломатии» проправительственные медиа подавали Конференцию примирения между различными палестинскими движениями, которая состоялась 26 февраля прошлого года в Каире. В межпалестинском диалоге участвовали 12 организаций, в т.ч. ФАТХ и ХАМАС. По результатам конференции, палестинские организации, которые участвовали в указанной встрече, договорились решить вопрос формирования единого правительства.

Другой победой региональной политики АРЕ официальный Каир называл Конференцию по предоставлению помощи палестинской экономике и восстановлению сектора Газа, которая прошла 2 марта 2009 года в египетском городе Шарм аш-Шейх при участии делегатов с более чем 70-ти стран мира и международных организаций, среди которых были генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, президент Франции Н.Саркози, премьер-министр Италии С.Берлускони, президент ПНА М.Аббас, а также руководители внешнеполитических ведомств более чем из 40 стран мира.

В ходе работы конференции ее участники договорились выделить 5 млрд 200 млн долл. США на восстановление сектора Газа. Выступая перед журналистами, министр иностранных дел АРЕ А.Абуль Гейт подчеркнул тогда, что это значительно больше, чем ожидалось накануне проведения указанного мероприятия (перед началом конференции палестинская администрация запросила международную помощь в размере 2,8 млрд долл.США).

В течение прошлого года в Каире, при посредничестве руководителя служб безопасности АРЕ О.Сулеймана, прошло несколько раундов межпалестинского диалога при участии ФАТХа и ХАМАСа. Делегацию движения ФАТХ во время переговоров возглавлял член центрального комитета организации А.Куреи, ХАМАС представлял заместитель главы политбюро группировки М.Абу Марзук.

Целью переговоров было урегулирование ряда ключевых вопросов:

— формирование программы ”правительства национального единства”;

— реорганизация сил безопасности;

— принятие закона о выборах;

— реформирование Организации освобождения Палестины (ООП).

Предусматривалось, что упомянутое „правительство национального единства” должно руководить палестинскими территориями до формирования нового кабинета по результатам выборов, которые планировались на январь 2010 года, когда истекали полномочия парламента нынешнего созыва.

8-10 июня 2009 года в Каире для улаживания технических моментов находился глава политбюро ХАМАС Х.Машаль. Он провел переговоры с генсеком ЛАГ А.Мусой, а также руководителем служб безопасности АРЕ О.Сулейманом.

С 25 по 28 августа должен был пройти решающий раунд примирительного диалога между палестинскими движениями. Однако, Египет отложил его на более поздний срок из-за остающихся разногласий между крупнейшими движениями ФАТХ и ХАМАС.

По мнению ХАМАС, главным препятствием для достижения палестинского единства являлась проблема арестов по политическим мотивам сторонников ХАМАС на Западном берегу реки Иордан, который контролирует ФАТХ.

Также стороны не достигли согласия по таким вопросам, как новый закон о выборах и формирование общих сил безопасности.

Кроме того, коллизионным моментом, который стоял на пути к миротворческому успеху официального Каира, оставалась также проблема признания израильського государства. ФАТХ настаивал на полном исполнении коалиционным кабинетом обязательств ООП, в том числе в отношениях с Израилем, в то же время, ХАМАС наотрез отказывался признавать Израиль.

В сентябре прошлого года Каир предложил новый вариант урегулирования межпалестинского конфликта. Документ, в частности, предусматривал проведение всеобщих выборов в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан в первой половине 2010 года, реформу палестинских органов безопасности под контролем Египта, а также освобождение политических заключенных ФАТХ и ХАМАС из палестинских тюрем.

5 октября министр иностранных дел АРЕ А.Абуль Гейт сообщил, что через три недели в Каире должно быть подписано соглашение о восстановлении палестинского национального единства. Министр подчеркнул, что представители палестинских фракций приедут в Каир 25 октября, проведут новый раунд переговоров, а на 26 октября запланировано подписание соглашения.

Однако, уже на следующей неделе глава египетского внешнеполитического ведомства заявил, что подписание межпалестинского соглашения отложено по просьбе делегации ХАМАС.

По сообщениям региональных СМИ, причиной этого стало решение М.Аббаса отказаться поддержать отчет комиссии Голдстоуна в ходе голосования в Совете ООН по правам человека. ХАМАС назвал это ”предательством 1400 палестинцев, погибших в ходе операции ”Литой свинец””.

По мнению же лидеров ФАТХ, это решение является для руководства ХАМАСа лишь «предлогом, чтобы в очередной раз избежать национального объединения».

Региональные медиа информировали, что данная ситуация вызвала ”большое недовольство” в официальном Каире.

Как сообщала в середине декабря прошлого года телекомпания ”Аль-Джазира”, О.Сулейман выступил с резкой критикой в адрес лидеров ХАМАСа, обвинив их в нарушении всех достигнутых договоренностей и в поведении, унижающем достоинство Египта. По словам генерала, Египет ”не нанимался работать на ХАМАС”.

Также О.Сулейман подчеркнул, что Египет не намерен менять свою позицию по поводу внутрипалестинского диалога и требует от руководства ХАМАСа подписать достигнутое соглашение без каких-либо дополнительных условий. Он также не исключил возможности того, что Египет откажется от посредничества, возложив ответственность за срыв переговоров на ХАМАС.

В то же время, прогнозируя дальнейшее развитие внешнеполитической деяльности АРЕ на палестинском направлении, можно предположить, что для сохранения властных позиций внутри страны, а также возобновления имиджа ”ключевого регионального государства” и ”главного миротворца” на Ближнем Востоке (Египет в настоящее время является главным объектом критики ”арабской улицы”) официальный Каир, несмотря на упомянутые резкие заявления О.Сулеймана, и дальше будет пытаться усилить свою дипломатическую активность, а также будет предлагать себя ведущим ”игрокам” мировой политики как ”единственного действенного посредника” в разрешении межпалестинского конфликта.

52.26MB | MySQL:103 | 0,579sec