Турецкое издание Kriter о столетнем юбилее Турецкой Республики. Часть 6

Турецкая Республика 29 октября 2023 года отметила 100-летний юбилей с момента своего провозглашения. Это – давно ожидаемая дата, под которую действующим руководством страны ещё с 2011 года начало строиться планирование и разрабатываться программные документы.

Под 100-летний турецкий юбилей, один из печатных органов главного мозгового центра страны – журнал Kriter Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции SETAV вышел со специальным выпуском, в котором всесторонне подвел итоги турецкого пути за истекшее столетие, а также оценил текущую международную обстановку.

Продолжаем анализировать издание. Часть 5 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=103473.

Напомним, что мы остановились на материале, который был посвящен тюркской идее в 21-м веке. Мы обратились к публикации авторства представителя Университета «Хаджи Байрам Вели» Фырата Пурташа. Им опубликована статья под заголовком «Попытка дать новое определение пантюркизму через Организацию тюркских государств». В частности, мы процитировали размышления турецкого автора на предмет приоритетов турецкой внешней политики в момент распада СССР и, говоря шире, Восточного блока. Речь идет о том, чтобы устанавливать особые отношения со вновь образовавшимися тюркскими государствами, после распада СССР и той же Югославии.

Далее автор обращается к истории вопроса – истории идеи пантюркизма и делает отсылки в этом смысле к Энверу-паше. Пропустим упоминание его деятельности как при существовании Османской империи, так и после её распада, в составе басмаческого движения, и упомянем, вслед за автором важную подробность: Энвер-паша был перемещен и перезахоронен с границы Таджикистана в Турцию в 1996 году. Он был захоронен в ходе государственной церемонии с участием премьер-министра страны Сулеймана Демиреля. Турецкий премьер-министр, в своем выступлении, охарактеризовал Энвера-пашу, как «националиста, идеалиста и заслуженного военного». Далее автор говорит об идее «пантюркизма», которая характеризуется им следующим образом: «культурный пантюркизм», отсутствие позиции Турции как старшего брата, сохранение национальной и культурной идентичности – как указывается, такой подход обеспечить большие (с ударением на первый слог – И.С.) выигрыши пантюркизму.

Также автором приводится выдержка из секретного доклада ЦРУ от 15 сентября 1948 года, который был раскрыт в 2005 году: «С момента возникновения пантуранизма в Турции и Средней Азии реализация этой великой и весомой идеи основывалась на надежде победить Россию в русско-германской или русско-английской войне. По этой причине эти круги на протяжении десятилетий поддерживали связи с определенными кругами в Берлине, а также в Лондоне. С изменением политической ситуации в мире эти надежды обратились в сторону США».

Впрочем, далее автор говорит не об обеспокоенности России и Китая развитием идей пантюркизма, а именно о той «парадоксальной ситуации», что ситуация взволновала США. Потому как речь идет о «коридоре Турана», который должен связать между собой Китай и Европу. В противовес этой идее, со стороны США, возникла идея создания коридора Индия – Ближний Восток.

Процитируем весьма показательное высказывание турецкого автора о современной позиции российской стороны по данному вопросу: «С другой стороны, российские официальные лица также признают, что инициатива турецкого единства, осуществляемая под эгидой Организации тюркских государств, не является наднациональным образованием, направленным на дезинтеграцию России. Министр иностранных дел России Сергей Лавров в своем интервью, вышедшем на телеканале РБК 19 февраля 2021 года, заявил, что «как наднациональное образование в историческом смысле он не думает, что Турция имеет цель создать Туран, а страны бывшего СССР тоже не поддержат такую ​​идею».

Вот как турецким автором характеризуется современное понимание термина «пантюркизм»: «Интенсивно его (этот термин – И.С.) начали использовать в 1990-х годах. Хотя первоначально некоторые считали это эмоциональным выражением и далеким от реальности, другие защищали его как историческую и геополитическую реальность. Хотя выражение «Тюркский мир», которое использовалось в выступлениях турецких политиков в 1990-е годы, было показано как свидетельство экспансионистской и пантюркистской политики Турции, через тридцать лет оно изменило свой смысл и превратилось в концепцию, используемую для описания многосторонних отношений сотрудничества между турецкими государствами. Создание Организации тюркских государств стало важной вехой в конкретизации концепции тюркского мира. «Тюркский мир» теперь является термином международных отношений, используемым в дипломатических документах».

Процитируем весьма характерную концовку материала: «С другой стороны, вопрос о том, где начинаются и заканчиваются границы тюркского мира, остается относительным. На уровне глав государств заявлялось, что тюркский мир не следует понимать как структуру, включающую только независимые государства.

В декларациях саммита ОТГ (Организации тюркских государств – И.С.) четко изложен подход организации по таким вопросам, как права и равенство турок-киприотов, стабильность Сирии и Афганистана, а также окончательное решение Карабаха.

В системе ООН, которая все больше слабеет и не может восстановить справедливость, Организация тюркских государств превращается в региональную мирную организацию, защищающую права и свободы угнетенных.

Выражение прав соотечественников, живущих под суверенитетом других государств, способствует стабильности международной системы в рамках защиты и суверенитета прав человека.

Тезис, выдвигаемый в данном исследовании, заключается в том, что по мере повышения эффективности Организации тюркских государств в региональном сотрудничестве радикальные политические соображения в отношении организации исчезнут, а соотечественники, живущие под суверенитетом других государств, как в случае Турции и России, станут фактором, способствующим укреплению партнерских отношений тюркских государств с этими странами. Таким образом, концепция тюркского мира обретет более конкретное значение в своей самой широкой и всеобъемлющей форме».

Если резюмировать сказанное выше, то получится следующее:

  1. Речь не идет о территориальной экспансии ОТГ, преследующей своей целью распад той или иной страны (в наибольшей степени речь идет, очевидно, о России), с тем чтобы обеспечить себе территориальные приобретения.
  2. О том, что это осознает и российская сторона, турецкий автор говорит со ссылкой на интервью министра иностранных дел С.Лаврова.
  3. Речь идет о том, что ОТГ должна превратиться во влиятельную региональную организацию, которая будет преследовать целью отстаивание интересов тюркских соотечественников, проживающих как в своих независимых государствах, так и на территории других «нетюркских» государств.
  4. С другой стороны, тюркские соотечественники должны превратиться в фактор, способствующий установлению партнёрских отношений с «нетюркскими государствами». И, как можно заметить, именно такой подход реализуется в отношениях между Турцией и такими субъектами РФ как Татарстан и Башкортостан.

В целом, трактовка турецким автором ОТГ отвечает той практической внешней политике, которую проводит Турция и этот интеграционный проект. Другой вопрос, при такой постановке вопроса, заключается, а где проходит граница национального суверенитета и начинается вмешательство во внутренние дела государства. В целом же, нельзя не согласиться с мнением автора о том, что термин «тюркский мир» уже получил свое достаточно широкое международное распространение.

Следующий материал издания посвящен отношениям между Россией и  Турцией, и озаглавлен как «Турецко-российские отношения от России Петра до России Путина». Автором материала стал Мехмет Канджы.

При этом пропустим историю вопроса, которая достаточно хорошо освещена в российской исторической литературе. Нас будет интересовать, в первую очередь, современное состояние двусторонних отношений и, в частности, турецкий взгляд на них. В частности, речь идет о последних событиях специальной военной операции России на Украине.

Вот, что по этому поводу говорится турецким автором:

«Потери российской армии на фронте, неэффективность тактики блицкрига и неизбежные последствия многолетних экономических санкций привели к ослаблению могущества России в регионах, которые она считала своей естественной сферой влияния.

Мы видим, что зоны влияния, освобожденные Россией на Ближнем Востоке и в регионе Персидского залива, стремительно заполняются Китайской Народной Республикой.

Спустя 30 лет после распада СССР Организация тюркских государств превратилась в эффективную платформу для выхода государств Центральной Азии на глобальную арену со своей автономной политической идентичностью.

11 сентября 2023 года армия США встретилась с армией Армении в ходе учений Eagle Partner на Кавказе.

Даже если Россия сохранит свои претензии на статус ядерной державы, ее влияние будет неизбежно продолжать уменьшаться в регионах, которые она считает сферой влияния в условиях экономической и дипломатической осады.

Хотя утверждается, что за действиями, которые нарушают баланс Франции на африканском континенте, стоит Россия, нереалистично ожидать, что Россия будет поддерживать борьбу здесь на устойчивом уровне.»

Итак, как мы можем заметить, турецкий автор достаточно критично настроен в отношении того положения, в котором оказалась наша страна после начала СВО на Украине. Речь идет о сужении сфер российского влияния, которое уже, на взгляд турецкого автора, утрачивается и в тех регионах, которые в нашей стране считались традиционными сферами влияния. Более того, на его взгляд, статус ядерной державы, в этом смысле, значения никакого не имеет, поскольку, сам по себе, этот статус не является средством проекции своих интересов за пределами страны. Украинский конфликт это четко показал и, более того, риторика российского руководства, многократно подчеркнувшего, что Россия не будет первой стороной, использовавшей ядерное оружие, также продемонстрировал понимание этого положения дел. По крайней мере, как можно судить, таковы оценки турецкого автора.

55.79MB | MySQL:116 | 0,660sec