Об активизации развития отношений между Арменией и Ираном

Как указывают некоторые европейские эксперты, на фоне публичного дистанцирования от Москвы  Армения в предварительном порядке изучает возможность более глубокого партнерства не только  с такими странами, как Франция и Соединенные Штаты, но и с Ираном. Тегеран и Ереван поддерживают тесные – даже теплые – отношения с начала 1990-х годов. Теперь этот альянс, похоже, готов развиваться дальше, и геополитика делает это сложным, но реализуемым предположением. Привлекательность такого развития событий наиболее очевидна в цифрах. Как заявил в интервью на прошлой неделе Общественному телевидению Армении секретарь Совета безопасности Армен Григорян, торговля между Арменией и Ираном находится на подъеме. По его словам, если в 2021 году страны обменялись товарами на сумму 350 млн долларов, ожидается, что к следующему году эта цифра вырастет до 1 млн долларов. Григорян видит в этом нечто большее, чем просто вопрос обеспечения торговли: «Экономические отношения между двумя странами важны с точки зрения безопасности». Другое интервью, данное несколькими днями ранее, на этот раз недавно назначенным послом Ирана в Армении Мехди Собхани независимому ереванскому информационному изданию CivilNet, дало больше контекста для этой точки зрения. Собхани намекнул на идею Ирана снизить энергетическую зависимость Армении от России. В августе две страны договорились продлить действующее соглашение, по которому Армения обеспечивает Иран электроэнергией в обмен на поставки природного газа. Это соглашение действует с 2009 года и должно было закончиться в 2026 году, но теперь будет продлено, в явно расширенной форме, по крайней мере, до 2030 года. «Благодаря этому соглашению мы сможем увеличить импорт электроэнергии из Армении в Иран в обмен на газ втрое или даже вчетверо», — полагает Собхани.

Хотя эта идея многообещающая, Россия все еще может сыграть в ее реализации важную роль. Газопровод Иран-Армения, тот самый инструмент, который мог бы быть использован для отключения Армении от российского газа, принадлежит «Газпрому» с 2015 года. У России есть прецедент в ограничении потенциала этого маршрута. Еще во время проектирования трубопровода Москва успешно настояла на том, чтобы его диаметр был ограничен 700 мм – меньше, чем первоначально предполагалось (1420 мм), — чтобы гарантировать, что избыточные объемы иранского газа не будут продаваться третьим странам. Это техническое решение ограничило объем трубопровода 2,3 млрд куб. м в год. В конечном итоге «Газпром» полностью выкупил газораспределительную инфраструктуру Армении. Однако торговля ведется не только энергоносителями.

Для ускорения других человеческих и коммерческих обменов проводится серьезная модернизация жизненно важной трансграничной автомагистрали, проходящей через южную Сюникскую область Армении. В октябре правительство Армении заключило контракт на сумму 215 млн долларов с двумя иранскими компаниями – Abad Rahan Pars Iranian International Group и Tounel Sad Ariana – на выполнение необходимых работ. После завершения строительства дорога позволит автомобилистам выезжать из Агарака, расположенного на границе с Ираном, и продолжать движение примерно на 32 километра на север по горной местности по 17 мостам и двум туннелям.

Но помимо экономики есть еще и политика.  Хотя Иран последовательно подтверждал суверенитет Азербайджана над территорией Нагорного Карабаха, тем не менее, часто казалось, что он при этом негласно поддерживает интересы Еревана. В настоящее время эта «двойственность» проявляется в споре по поводу так называемого Зангезурского коридора. После Второй Карабахской войны в 2020 году Азербайджан вернул себе значительные участки территории, включая всю свою границу с Ираном. Тогда Баку снова заговорил о своем желании продвигаться вперед в разработке транспортного маршрута через самую южную часть территории Армении – Зангезурский коридор, – чтобы соединить свою основную территорию с эксклавом Нахичевань. То, что выдвинул Тегеран в ответ, является альтернативой азербайджанским инициативам. В начале октября Иран заложил фундамент для строительства моста, который облегчил бы более быстрый транзит между Азербайджаном и Нахичеванью через его собственную территорию, тем самым условно устранив любую необходимость в азербайджанском коридоре через Армению. Иран действует в этой ситуации, исходя из стратегических национальных интересов. Он стремится предотвратить создание физического коридора на своей северной периферии, который объединил бы тюркский мир и потенциально отрезал бы ему доступ в Армению и пункты дальше на север. В интервью, опубликованном в этом месяце, Собхани решительно подтвердил эту оппозицию Ирана Зангезурскому коридору: «Наша позиция по этому вопросу была заявлена на таком уровне, что никто не может ее изменить. Это позиция Верховного лидера нашей революции, который очень четко заявил, что мы не принимаем и не потерпим никаких изменений границ или геополитики».

Однако интересы Ирана и Армении расходятся, когда речь заходит о присутствии внерегиональных игроков на Южном Кавказе, в том числе по вопросу посредничества с Азербайджаном. Министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан недвусмысленно высказался по этому поводу, когда недавно заявил: «Присутствие иностранцев в регионе не только не решает проблем, но и усложняет ситуацию». Армения все больше выступает за посредничество США и ЕС, но Тегеран хотел бы, чтобы вопросы решались исключительно региональными игроками. Соответственно, Иран приветствовал инициативу 2021 года по созданию формата переговоров «3 + 3» с участием трех стран Южного Кавказа – Армении, Азербайджана и Грузии – и трех соседних региональных держав – России, Турции и Ирана. Уже состоялось несколько встреч в таком формате, последняя по времени из которых состоялась 23 октября в Тегеране. Но, похоже, из них мало что вышло. (В любом случае название формата неверно, поскольку на самом деле это «3 + 2», поскольку Грузия никогда не соглашалась в нем участвовать) В другом месте своего интервью посол Собхани выразил общую поддержку примерно 100 000 этническим армянам, перемещенным в результате сентябрьского наступления Азербайджана: «Мы считаем, что права народа Карабаха должны быть обеспечены. Должны быть обеспечены права каждого жителя Карабаха. У них должна быть возможность реализовать свои права. Это реальность, которую никто, включая Азербайджан, не может игнорировать». Хотя он и не указал, что у Ирана есть какая-то особая политика в отношении этих людей, само упоминание Карабаха вызвало гнев Министерства иностранных дел Азербайджана: «Мы рассматриваем позицию посла Ирана, направленную против нашей территориальной целостности и суверенитета, как провокацию. Мы ожидаем, что Иран предотвратит подобные шаги, которые не соответствуют духу наших отношений, а также предпримет необходимые шаги в отношении мнений, высказанных послом».

55.71MB | MySQL:116 | 0,461sec