Иран-Латинская Америка: блеф для Вашингтона

Иранская экспансия в страны Латинской Америки вызывает всю большую озабоченность в Вашингтоне. Иран и до этого имел неплохие позиции в Аргентине, но это в основном были аффилированные с иранскими партнерами коммерческие структуры ливанских шиитов, которые симпатизировали идеологии «Хизбаллы». Основной прорыв в отношениях Тегерана с рядом стран Латинской Америки наметился летом прошлого года, после визита в Иран президента Венесуэлы Уго Чавеса во время которого его принял Верховный лидер Ирана аятолла Хаменеи. Естественно, что на «острие» иранского проникновения находятся яркие антагонисты США Венесуэла и Боливия. Намерение Тегерана создать вместе с Каракасом «независимый фронт» поддержки развивающимся странам в Вашингтоне оценивается как шаги, направленные прежде всего на подрыв американского экономического и политического доминирования в своем «мягком подбрюшье». Аналитики в Госдепартаменте США воспринимают эту попытку как воссоздание «идеологического противостояния» между США и странами Латинской Америки. Собственно для того, чтобы такой вывод сделать, не обязательно сильно напрягать извилины. Иранский президент А.Ахмадинежад заявил об этом в общем-то довольно откровенно: «Иран и Венесуэла обязаны выполнить важнейшую миссию – помочь беднейшим странам и революционным силам расширить антиимпериалистический фронт».

Если рассматривать общие контуры этого «фронта», то становится понятно, что идея носит более пропагандистский характер. Бюджет, который эти страны выделили для «экспорта революции» по всему миру, составляет всего-навсего 200 млн долларов США. Скажем откровенно, такой суммы не хватит даже для того, чтобы хорошо «побаламутить» ситуацию даже у соседей Венесуэлы, не говоря уже обо всем мире. Такая «шумная» игра – вообще в стиле Тегерана (про У.Чавеса говорить не приходится). Прикрывать собственно чисто экономические проекты шумной революционной риторикой, которая имеет мало общего с действительностью, это «конек» нынешней иранской верхушки. Во всем должен присутствовать «глобализм»: если ракета, то дальше всех; если поддержка революций, то во всем мире. Такие заявления являются «манной небесной» для израильской разведки, которая тут же начинает выступать с пугающими комментариями. Единственно, что плохо в этой словесной игре так это то, что если очень часто кричать «помогите», то раз на десятый никто не обратит внимание. Это прекрасно иллюстрируется последними разоблачениями «Мосад» о намерении Каракаса и Тегерана организовать на территории Венесуэлы т.н. «ядерную деревню» с помощью иранских специалистов. Подробности о целях этого проекта, понятно, не приводятся. Если рассуждать об этом факте с применением элементарной логики, то цели этого проекта становятся еще более непонятными. Если для того, чтобы организовать в Венесуэле обогащение урана, то это У.Чавес мог бы сделать и без всех этих хлопот пригласив специалистов из России, Белоруссии или Аргентины. Кроме того, с учетом острого дефицита электроэнергии в Венесуэле говорить о каких-то центрифугах вообще не стоит. Если в этой «деревне» иранские физики собираются передавать теоретический опыт изготовления ядерной бомбы своим венесуэльским коллегам, то опять же получается абсурд. Это можно уже спокойно и самому прочитать в научно-популярной литературе, а заодно отправить своих аспирантов проходить обучение в российских ВУЗах соответствующего профиля. Если строить АЭС, то для этого опять же есть Россия или Аргентина. Вот и выходит на поверку, что громкие заявления двух партнеров более напоминают обыкновенный блеф. Очень сомнительно, что аналитики в «Мосад» этого не понимают. Конечно понимают, но велик соблазн надавить на «больную мозоль» американцев о зреющем заговоре у них под боком. Остается только умилятся, когда слышишь серьезные комментарии к такого рода «сенсациям» со стороны различных американских фондов и институтов. Как будто израильтяне – это единственные источники информации о Латинской Америке, как будто ЦРУ США не «нашпиговало» весь этот континент своей агентурой. Хотя может быть лучшие времена у американцев действительно позади: они так увлеклись своей «мессианской миссией» во всем мире, что элементарно «проморгали» то, что происходит с ними рядом. Если слушать Чавеса или Моралеса, то и в это поверишь.

Но вернемся собственно к Ирану. Тот же «Мосад» бодро рапортует о том, что иранцы будут импортировать уран для своей бомбы из Боливии и Венесуэлы. Якобы об этом даже уже договорились. Фонд Карнеги срочно стал изучать суть вопроса и выяснил, что в этих странах действительно имеются залежи урана. Но они являются только разведанными, и до их промышленной разработки предстоит пройти еще долгий путь. Естественно, что обнаружены они не вчера, и не иранскими геологами. А давным-давно и американцами. Отсюда следует единственно возможный «научный» вывод: теоретически возможны поставки урана из этих стран в Иран. Теоретически — да, а практически? Можно конечно поверить представителям руководства Венесуэлы о том, что иранцы скоро начнут помогать им добывать уран и золото. Но делать из этого вывод о том, что иранцы будут строить свою ядерную программу на венесуэльском уране ошибочно; это система доставки, которая рушится за один день силами 8 флота США. Ирану гораздо ближе и дешевле везти уран из Африки (та же Намибия), что он и делает без всяких громких заявлений. Вообще надо отдавать себе отчет в том, что чем больше публичных заявлений, тем меньше стоит обращать на них внимания. По настоящему серьезные дела шума не любят и делаются тихо.

Тогда в чем смысл всей этой кампании? Зачем министр иностранных дел Ирана М.Мотаки на весь «белый свет» заявляет, что «Тегеран придает особое значение наличию особых связей со странами Латинской Америки, которые строятся на позитивном и конструктивном сотрудничестве»?

Все с той же целью – отвлечь американцев на «негодный объект», разобщить их экономические и военные усилия, стимулировать активность очагов беспокойства для Вашингтона в различных регионах мира. Тегеран имеет перед глазами два очень ярких примера, на которых он смоделировал те или иные действия США. Первый пример – это Ирак, который под фиктивными предлогами, более исходя из личной неприязни тогдашнего президента США Дж.Буша, буквально разнесли «по камням», несмотря на всю готовность С.Хусейна «сотрудничать с мировым сообществом». Второй – это Северная Корея, которая то ли имеет «что-то» ядерное плюс ракету, которая вроде бы взлетает; то ли не имеет, но говорит, что имеет. И с ней, несмотря на всю воинственную риторику и постоянные отказы возобновлять переговоры, «возятся» и боятся тронуть. Поэтому не надо упрекать Ахмадинежада в «фашистских» высказываниях. Просто такие правила, которые установил Вашингтон: чем резче и громче высказывания, подкрепленные «чем-то ядерным и ракетным», тем больше шансов, что с тобой будут договариваться и побоятся тронуть, т.е. больше поле для маневра и торга. Ну и лишний «респект» у мусульманского населения мира очередным «антиизраильским» высказыванием заработать.

То же самое относится и к сотрудничеству Ирана с Латинской Америкой. С «исторического вояжа» Чавеса прошел уже почти год, а ничего не случилось. Никаких караванов с ураном в сторону Ирана из Венесуэлы не потянулось. Построили один консервный завод, пытаются строить нефтехимический завод, активничают вокруг месторождений золота. И все. Зато добились того, что американцы теперь вынуждены сильно потратиться на восстановление своего былого влияния в этом регионе. «Администрация Обамы намерена улучшить свои экономические отношения со странами Латинской Америки, включая Венесуэлу, Боливию, Бразилию и Никарагуа, с тем, чтобы противостоять растущему влиянию Ирана», — заявила о стратегическом курсе Х.Клинтон.

Подводя итог, рискнем утверждать, что игры Тегерана на «пылающем когда-то континенте» преследуют цели «не раздуть пожар революций» и «не строительства миллиона центрифуг рядом с Вашингтоном», и даже не экспорта урана в промышленных масштабах. Цель более практична – заручиться поддержкой стран Латинской Америки на случай антииранских слушаний в ООН, а также создать экономический плацдарм для обхода режима санкций в случае их введения. На все остальное у Ирана просто элементарно не хватает сил и средств.

62.82MB | MySQL:102 | 0,535sec