Об итогах участия России в выставке ДИМДЕКС-2010

Россия имеет все шансы для закрепления на достаточно сложном рынке военно-морской техники стран-участниц Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива /ССАГПЗ/. Первый шаг в этом направлении уже сделан. Такой главный итог участия предприятий российского оборонно-промышленного комплекса /ОПК/ во второй Международной военно-морской выставке ДИМДЕКС-2010, прошедшей в период с 29 по 31 марта в столице Катара Дохе. Российский ОПК впервые представил на ней свою продукцию.

Но сначала — о прорыве, пусть и небольшом. Как сообщил глава делегации «Рособоронэкспорта» на выставке ДИМДЕКС-2010 Виктор Комардин, подписан контракт с Кувейтом на поставку эмирату двух десантных катеров на воздушной подушке проекта 12061Э «Мурена».

Отвечая на вопрос корр.ИТАР-ТАСС относительно перспектив военно-технического сотрудничества /ВТС/ по военно-морской тематике со странами региона Персидского залива, некоторые из которых ранее закупали в России только технику для Сухопутных войск, Комардин сообщил, что определенный прорыв на региональный рынок уже произошел. «В 2009г. подписан контракт на поставку Кувейту в счет оплаты российского долга эмирату двух катеров типа «Мурена», — уточнил представитель «Рособоронэкспорта». — В настоящее время документ проходит процедуру установленных в эмирате согласований, после чего контракт вступит в силу». Комардин не исключил, что Кувейт не ограничится двумя катерами этого типа, и новый контракт будет уже коммерческим.

Десантный катер на воздушной подушке типа «Мурена» производства Хабаровского судостроительного завода может доставлять к месту высадки или два бронетранспортера, или два плавающих танка, или один средний танк, или 130 полностью экипированных морских пехотинца. Длина — 31 метр, ширина — 14 метров, высота преодолеваемых препятствий — 0,8 метров, скорость — 55 узлов, автономность — 200 миль, 1 день, экипаж — 12 человек. Вооружение: две 30-мм автоматические артиллерийские установки, два 30-мм автоматических гранатомета, 8 комплектов переносных ЗРК типа «Игла».

Что может найти Россия на рынке военно-морской техники ССАГПЗ? Страны — участницы Совета в ближайшие 5 лет израсходуют 8 млрд долларов на закупки такой техники. Такой прогноз сделал в ходе ДИМДЕКС-2010 президент компании Abu Dhabi Ship Building /ADSB/ Хомейд Абдалла аш-Шеммари.

ADSB — до последнего времени единственная судостроительная компания, работающая в странах ССАГПЗ. На выставке ДИМДЕКС-2010 она представила несколько проектов, которые она реализует совместно с крупнейшими западными производителями военно-морской техники.

«Страны ССАГПЗ производят до 40 проц. от общего объема нефтедобычи в мире. С учетом существующих и перспективных вызовов нашей безопасности, они увеличивают и будут увеличивать свои военные расходы, — считает Аш-Шеммари. — Наши аналитики предсказывают, что в ближайшие 5 лет страны ССАГПЗ израсходуют только на вооружения для ВМС 8 млрд долларов».

По словам Аш-Шеммари, в данный момент ADSB реализует контракты с ВМС ОАЭ, Омана и Бахрейна. «В настоящее время мы боремся за два контракта для ВМС Катара, и мы пытаемся убедить командование ВМС эмирата в преимуществах взаимодействия с нашей компанией», — отметил глава ADSB.

Как отметил Комардин, особенностью ДИМДЕКСа является то, что на этой выставке работали делегации ВМС не только стран Персидского залива, но и всего обширного региона Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока и Юго-Восточной Азии, от Марокко до Вьетнама. И не случайно «звездами» Салона стали российские ракетные комплексы семейства «Клаб» и российско-индийские ракетные комплексы «БраМос».

Интерес к первым, в частности, был подогрет тем, что заказанные Вьетнамом шесть дизель-электрических подводных лодок проекта 636 «Варшавянка» /по классификации НАТО — «Кило»/ будут оснащаться ракетным комплексом «Клаб-С». Как сообщил для ИТАР-ТАСС директор по внешнеэкономической деятельности «Концерна «Моринформсистема — АГАТ» Ростислав Атьков, ракетные комплексы семейства «Клаб» уже поставлены или предполагается к поставке для вооружения надводных кораблей и подводных лодок в Индию, Китай, Алжир и Вьетнам. «В частности, ракетным комплексом «Клаб-С» оснащены две подводные лодки, построенные для ВМС Алжира, этим же комплексом будут оснащены шесть заказанных Вьетнамом лодок проекта 636″.

Представитель АГАТа напомнил, что в первоначальную номенклатуру ракетных комплексов семейства «Клаб» входили модификации «Клаб-Н» и «Клаб-С», предназначенные для оснащения надводных кораблей и подводных лодок соответственно. «Тогда ОКБ «Новатор» было головником, мы делали систему управления», — отметил он. Затем, начиная с берегового мобильного ракетного комплекса «Клаб-М» «мы стали головным предприятием». «Дальнейшим развитием этой системы стал контейнерный комплекс «Клаб-К», который мы впервые демонстрируем на выставке в этом регионе», — сообщил Атьков.

«Что касается системы «Клаб-У», то это чисто комплекс для ВМС с тремя видами пусковых установок — наклонной, подъемно-наклонной и вертикальной», — заметил Атьков. Эта особенность комплекса позволяет обходиться минимальными изменениями в архитектуре кораблей при их модернизации под «Клаб». Его разновидность УКСК «предназначена исключительно для индийского рынка, поскольку предусматривает также использование российско-индийских сверхзвуковых крылатых ракет «БраМос».

Атьков считает «очень перспективным для ракетных комплексов «Клаб» рынок стран ССАГПЗ». По его оценке, «наибольший интерес у местных военных вызывают комплексы «Клаб-М» и «Клаб-К».

«Клаб-М» — многоцелевой мобильный береговой ракетный комплекс, предназначенный для поражения надводных и наземных целей. На одной пусковой установке находятся шесть ракет в транспортно-пусковых контейнерах. Дальность полета в зависимости от типа ракеты — от 15 до 275 км, масса боевой части — от 200 до 450 кг, высота подхода к цели — 5 — 10 метров.

Что касается огромного военно-морского рынка региона т.н.Большого Ближнего Востока, то он, по оценкам американских экспертов, имеет устойчивую тенденцию к росту. Предполагается, что к 2030 году его годовой объем может составить до 30 млрд долларов. Особый спрос ожидается на фрегаты и корветы, изготовленные с использованием современных технологий, модернизацию существующей техники, повышенное внимание будет уделяться многоцелевым кораблям и средствам борьбы с морским пиратством.

Когда можно ожидать очередного прорыва на рынок военно-морской техники стран ССАГПЗ? Комардин в этой связи напомнил, что «для достижения конкретных результатов в Латинской Америке мы пробивались на тот рынок в течение пяти лет». На рынке ССАГПЗ, считает он, дела могут пойти быстрее. Хотя, по его словам, «раньше море нам здесь не светило, но мы решили начать себя показывать».

По мнению Комардина, велико политическое значение российского участия в ДИМДЕКСе. «ВТС всегда идет вслед за политикой. То, что нас пригласили — это политический сигнал, — считает он. — Мы пришли сюда с морской тематикой, вернее — нас пригласили на новый для нас рынок. Торговля оружием повышает градус доверительности». По его мнению, «готовность покупать — очень важный сигнал».

«Рособоронэкспорт» и «АГАТ» представили на выставке 150 экспонатов продукции военного назначения, и в частности, информацию об образцах военно-морской техники, способных адекватно противостоять угрозам терроризма, пиратства, незаконного оборота наркотиков. Это, в частности, малый сторожевой корабль «Тигр», сторожевой корабль проекта «Гепард-3.9», десантный катер на воздушной подушке «Мурена», малый ракетный корабль «Торнадо», дизель-электрические подводные лодки, а также малые подводные лодки прибрежного действия.

По словам Комардина, «наше участие в выставке можно оценить как более чем удачное, первый блин не оказался комом». «Нашей экспозиции уделялось повышенное внимание со стороны руководства эмирата. Ее осмотрели, в частности, наследный принц и командующий ВМС, — заметил он. — У нас состоялись встречи не только по тематике выставки — с командующим Сухопутными войсками эмирата и представителями других силовых структур. Обсуждались, в частности, вопросы поставок специальной техники для борьбы с терроризмом». «Мы рассчитываем в ближайшие два года найти выходы на подписание контрактов», — прогнозирует Комардин.

52.28MB | MySQL:103 | 0,550sec