Продолжаем анализировать статью министра иностранных дел Турции Хакана Фидана в журнале, издаваемом Фондом политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) – Insight Turkey, которая была опубликована в конце сентября месяца этого года. Статья озаглавлена «Внешняя политика Турции на рубеже «Века Турции»: вызовы, видение, цели и трансформация».
Часть 5 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=104088.
Напомним, что мы остановились на рассуждениях министра иностранных дел Турции Хакана Фидана на тему реформирования структуры Министерства иностранных дел Турции с учетом новых вызовов и требований. Соответствующий раздел издания озаглавлен как «Трансформация МИД и формирование политики».
На самом деле, этот раздел материала следует считать ключевым и находящимся в компетенции именно главы турецкого внешнеполитического ведомства. Как мы могли убедиться, ничего особенно нового, прорывного с точки зрения внешней политики, как таковой, турецким министром иностранных дел сказано не было – речь шла о перечислении основных направлений в полном соответствии с риторикой предыдущего министра Мевлюта Чавушоглу, которая, в свою очередь, является трансляцией идей президента Р.Т. Эрдогана.
Напомним, в прошлой части публикации мы цитировали высказывания министра иностранных дел Фидана на тему необходимости инвестиций в современные технологии, на тему необходимости выхода за рамки классического понимания дипломатии, а также на тему необходимости повышения координации (заметим, и без того высокой) работы Турции на внешнем контуре, при ведущей, координирующей роли Министерства иностранных дел страны. Отметим, что если сравнивать координацию работы российских и турецких государственных структур, то последние работают заметно более скоординированно. Далее, если сравнивать авторитет и роль МИДа в вопросе координации внешней политики, то получится, что и авторитет и роль турецкого внешнеполитического ведомства внутри страны – выше, чем российского внутри нашей страны. В Турции отсутствует большое число независимых акторов, которые бы занимались бы «параллельной дипломатией» от имени государства.
Впрочем, тут надо сделать одну важную оговорку. В отечественных исследовательских кругах много говорится о том, что на протяжении долгих лет военный и судейский корпус противостояли действующему руководству Турции. Однако, мало где было сказано, что внешнеполитическое ведомство Турции также составляло «глухую Фронду» по отношению к руководству страны. Особенно, это касалось тех вопросов, где Турция пыталась выйти за рамки западного, американского и европейского, шаблона. Смена кадров в турецком МИДе шла на протяжении двух десятков лет. Самые заметные чистки последовали за попыткой государственного переворота в стране в 2016 году. Однако, даже несмотря на это, были прецеденты, когда глава турецкого государства отправлялся на переговоры один, без подключения МИДа.
Как можно судить, сейчас перед главой МИДа стоит задача, которая разбивается на две: 1) довести до логического конца кадровый вопрос, 2) предпринять ту самую реформу, направленную на повышение эффективности работы МИДа.
Завершается статья следующим образом:
«Новые технологии позволяют разрабатывать революционные инструменты для ведения дипломатии и формирования внешней политики. Запустив в 2019 году Инициативу цифровой дипломатии, Министерство извлекает выгоду из огромного потенциала цифровых технологий, будь то стратегическое прогнозирование, раннее предупреждение, публичная дипломатия или консульские услуги. Мы будем уделять приоритетное внимание дальнейшему развитию цифровых навыков наших дипломатов на разных уровнях.
Адаптация к изменениям и инновациям требует обучения на протяжении всей карьеры. Наша Дипломатическая Академия будет играть ключевую роль в этом отношении. Оно будет способствовать трансформации Министерства, предлагая дипломатам обучение без отрыва от работы, вооружая их необходимыми цифровыми и нецифровыми навыками и инструментами для эффективного решения сложных задач.
Чтобы повысить способность дипломатии справляться со сложностями глобальной арены в 21 веке, крайне важно укреплять аналитические возможности и расширять горизонты стратегического предвидения. В этом отношении обмен информацией с гражданским обществом, научными кругами и аналитическими центрами обогащает повседневную работу дипломатов и наоборот. Вот почему поддержание и развитие все более тесных связей с соответствующими и видными заинтересованными сторонами будет оставаться приоритетом. Центр стратегических исследований (SAM) Министерства будет продолжать выступать посредником между аналитическими центрами и академическими кругами, одновременно играя роль в наращивании потенциала аналитических центров.
Таким образом, организационная трансформация и другие последние события в Министерстве иностранных дел отражают активный подход, поскольку он является «умным учреждением» и адаптируется к постоянно меняющемуся ландшафту глобальных дел, оставаясь при этом верным ноу-хау, которое оно имеет. дистиллированная сквозь века».
Итак, подводим черту: наряду с цифровыми технологиями и навыками, планируется более активная работа Центра стратегических исследований при МИДе (который пока отстает от SETAV), а также более тесное взаимодействие МИДа с научными кругами и с аналитическим обществом – заметим, что, как и в турецком бизнесе, «малые и средние аналитические НКО» образуют достаточно большой пласт, который может оказаться весьма полезным в вопросе формирования креативной, устремленной в будущее турецкой внешней политики.