Йеменские повстанцы-хоуситы, поддерживаемые Ираном, 3 декабря заявили, что атаковали два судна у йеменского побережья, добавив, что «израильские» суда были атакованы из-за войны в Газе. Представитель Министерства обороны США сообщил AFP, что Вашингтону «известны сообщения» о нападениях в Красном море, а несколькими часами ранее группа морской безопасности сообщила, что принадлежащее Великобритании судно, как сообщается, было поражено ракетой. В заявлении, размещенном в социальных сетях, хоуситы заявили, что провели «операцию против двух израильских кораблей в Баб-эль-Мандабском проливе», стратегическом водном пути, соединяющем Красное море с Аденским заливом, «нацелив на один ракету, а на второй корабль – беспилотник». Хоуситы идентифицировали суда как Unity Explorer и Nine, заявив, что нападение произошло после того, как два судна «отклонили предупреждающие сообщения». Представитель Министерства обороны США, выступая на условиях анонимности, сказал: «Нам известны сообщения о нападениях на эсминец [ВМС США] USS Carney и коммерческие суда в Красном море, и мы предоставим информацию по мере ее поступления». Ранее 3 декабря морская охранная компания Ambrey заявила, ссылаясь на сообщения, что неназванное судно под флагом Багамских островов было «поражено ракетой» во время плавания на юг примерно в 35 морских милях от западного побережья Йемена. «Пострадавшее судно подавало сигналы бедствия, связанные с пиратством / ракетной атакой», — добавила британская компания. Было указано, что «международное военно-морское подразделение в районе инцидента», вероятно, направлялось к месту нахождения судна. Агентство морских торговых операций Соединенного Королевства, находящееся в ведении Королевского военно-морского флота, заявило, что получило «сообщение об активности беспилотных летательных аппаратов (UAS), включая потенциальный взрыв … со стороны Йемена». Судам в этом районе рекомендовано «проявлять осторожность». Последние по времени инциденты произошли на фоне усиления напряженности в Красном море и прилегающих водах после того, как поддерживаемые Ираном повстанцы-хоуситы захватили связанное с Израилем грузовое судно Galaxy Leader в прошлом месяце. Оно ходит под флагом Багамских островов и управляется японской компанией NYK Line. Его экипаж был набран из пяти разных стран. Конечными владельцами являются Ray Car Carriers, основанная израильским миллиардером Абрахамом «Рами» Унгаром. На судне, связанном с ним, в 2021 году уже произошел взрыв в Оманском заливе, в котором израильские СМИ обвинили Иран. На этот раз канцелярия премьер-министра Б.Нетаньяху вновь осудила захват как «иранский террористический акт». С 2021 года Иран преследовал, атаковал или захватил почти 20 торговых судов под международным флагом. В течение нескольких дней из района, контролируемого йеменскими хоуситами, также были запущены две баллистические ракеты, которые, по данным Пентагона, упали примерно в 10 морских милях от американского эсминца USS Mason. Всплеск морских инцидентов побудил министров иностранных дел G7 на встрече ранее на прошлой неделе призвать повстанцев прекратить угрозы международному судоходству и освободить захваченное судно. В ходе последнего по времени очевидного нападения компания Ambrey сообщила, что одно судно, следовавшее из Соединенных Штатов в Сингапур, прошло через Суэцкий канал пять дней назад: «Сообщается, что балкер был поражен ракетой, и экипаж был вынужден изолироваться в одном из отсеков. Многочисленные суда прошли в тот же день мимо места инцидента, но никаких необычных маневров замечено не было». В компании Ambrey пояснили, что владельцем судна является Дэн Дэвид Унгар, подданный Великобритании, зарегистрированным как резидент Израиля в каталоге основных компаний Великобритании.
В первые дни ноября появилось масса сообщений о том, что Йемен объявил войну Израилю. Фактически международно-признанное правительство Йемена (IRG) во главе с Рашидом аль-Алами не нападало на Израиль ни словом, ни делом. Но последние девять лет Йемен находится в состоянии гражданской войны, инициированной хоуситами, союзнической Ирану шиитской группировкой, возникшей в начале 2000-х годов в оппозиции к бывшему президенту Йемена Али Абдалле Салеху. Поддерживаемые, финансируемые и оснащенные Ираном, хоуситы установили контроль над значительной частью Йемена, включая столицу Сану. Хоуситы, сплотившиеся под лозунгом: «Смерть Америке; смерть Израилю, проклятие евреям» в общем-то обоснованно стали важной частью иранской «Оси сопротивления» в рамках политики Тегерана по оказанию «контролируемого давления» на США и Израиль на фоне кризиса в Газе. Первоначально хоуситы пытались работать в рамках запуска своих ракет и беспилотников по Израилю. Сложно сказать, какими мотивами при этом руководствовался Тегеран. Этот план изначально больше носил пропагандистский, нежели чем военный характер. Но дело в том, что и сточки зрения пиара этот план предсказуемо не сработал. Три крылатые ракеты, выпущенные из Йемена 19 октября, были перехвачены ВМС США. Атака беспилотника, проведенная 28 октября закончилась неудачей, т. к. дрон сбился с курса, что привело к взрывам на территории Египта. 31 октября военный представитель хоуситов Яхья Сари объявил по телевидению, что в сторону Израиля было запущено «большое количество» беспилотных летательных аппаратов и баллистических ракет. На самом деле у хоуситов не было шансов поразить что-либо. Находясь на расстоянии более 2000 км (1240 миль), Израиль находится на самом пределе даже для самой дальнобойной ракеты хоуситов. Более того, чтобы достичь Израиля, ракеты хоуситов должны сначала уклониться от кораблей ВМС США, патрулирующих регион, от батарей ПВО в КСА, а затем от ракетных корветов ВМС Израиля, дислоцированных в Красном море. Израиль заявил, что утром 31 октября он уничтожил неопознанную «воздушную цель» над Красным морем, впервые с начала войны с ХАМАСом использовав систему ПРО Arrow. «Не было никакой угрозы или риска для гражданских лиц», — говорится в официальном сообщении, но инцидент включил сирены воздушной тревоги на туристическом курорте Эйлат. Объявляя о своем намерении, Сари заявил, что военная активность хоуситов против Израиля будет продолжена, «чтобы помочь палестинцам одержать победу». Его заявление было фактическим объявлением войны, но тот факт, что нападения будут совершаться с территории Йемена, конечно, не означает, что государство Йемен будет каким-либо образом вовлечено. Законное правительство Йемена, поддерживаемое Саудовской Аравией, борется с хоуситами – и через них с Ираном — за контроль над страной. За девять лет конфликта хоуситы прочно укрепились в захваченном ими районе, но все еще далеки от своей цели полного контроля. Фактически, по словам Грегори Д. Джонсена, эксперта по Йемену из Института стран Персидского залива в Вашингтоне, в последние месяцы возросло недовольство правлением хоуситов на территории, которую они контролируют, поскольку гражданская война продолжается: «Хоуситы рассматривают войну между Израилем и ХАМАСом как возможность приглушить часть этой внутренней критики. Если они нападут на Израиль, их местные соперники будут менее склонны нападать на них». Отметим, что не только по этой причине. Хоуситы таким образом пытаются представить себя «как единственную легитимную силу в Йемене», которая реально борется с Израилем. И что бы не говорили американские эксперты о падении авторитета хоуситов, этот момент наоборот поднимает их авторитет среди йеменского населения. В этой связи они используют термины «хоуситы» и «йеменцы» без различия. Например, когда высокопоставленный чиновник хоуситов рассказал международному информационному агентству о нападении беспилотников на юг Израиля, Абдельазиз бен Хабтур, премьер-министр правительства хоуситов, добавил: «Эти беспилотники принадлежат государству Йемен». Позже Мухаммед Абдул-Салам, главный переговорщик хоуситов, заявил: «Задержание израильского судна является практическим шагом, который доказывает серьезность намерений йеменских вооруженных сил в ведении морского сражения, независимо от его стоимости. Это начало».
Но риторика риторикой, а тактика хоуситов не без подсказки из Тегерана изменилась. Было признано малопродуктивным дальнейший запуск ракет, так как помимо ничтожной военной эффективности есть еще и явный пропагандистский ущерб. В этой связи хоуситы перешли на тот аспект борьбы, в котором они могут реально повлиять на ситуацию. Это создание серьезного пакета рисков для торгового судоходства через критический логистический маршрут в Красном море. В этом аспекте они могут реально наносить ущерб, и американцы вряд ли в состоянии этому эффективно противостоять. Мы имеем в виду не захват судов или обстрел военных эсминцев ВМФ США – здесь как раз угрозы в большей степени возможно купировать. Но вот обстрелы танкеров ракетами или беспилотниками (воздушными и надводными) или торговых судов – другое дело. Здесь эффективность американцев крайне низка. В этой связи отметим еще один нюанс происходящего. Действительно хоуситы действует в данном аспекте с точки зрения коллективной тактики «Оси сопротивления». При этом каждая из проиранских прокси работает на своем фронте. Хоуситы в Йемене, «Хизбалла» в Ливане, а также ХАМАС и «Исламский джихад» в Газе — все они являются частью неофициального альянса, который иранский режим любит называть «Осью сопротивления». В нее входят и другие группировки в Ираке и Сирии, которые осуществляют нападениями на американские войска в этих странах. Вашингтон насчитал, по меньшей мере, 76 нападений на свои силы в Ираке и Сирии с 17 октября — через 10 дней после начала войны между Израилем и ХАМАСом — согласно обновленному подсчету, приведенному американским военным чиновником. Атаки включали ракетный обстрел и удары беспилотников, в результате которых по меньшей мере 60 американских военнослужащих получили ранения, сообщает Пентагон. Но в случае с хоуситами есть еще один важный момент, про который почему-то не говорят. Это тесная связь эскалации нападений со стороны хоуситов на торговые суда с интересами серьезных страховых судоходных компаний. В той же Европе в первую очередь. Ровно такая же картина наблюдалась и случае с сомалийским пиратством в свое время. Тогда «сомалийские пираты» через свои контакты в мусульманской и сомалийской диаспоре в той же Испании активно контактировали с страховщиками в рамках планирования своих нападений. Серьезных расследований тогда в Европе не было, хотя часть членов этой криминальной группы и арестовали. И «пиратство» сразу как-то прекратилось. Сомалийская диаспора в Йемене многочислена и влиятельна. Там базируется серьезные фигуры из «Аш-Шабаб», через них идет серьезный поток контрабанды спиртного и древесного угля из Африки в страны Персидского залива. И в данной эскалации судоходной войны есть не только иранский аспект, но и чисто криминальный. Политика политикой, а бизнес бизнесом.