Дарфурский кризис идентичности: ислам, трайбализм, этнология, политика и продолжающийся процесс геноцида

по материалам Международного института ближневосточных и балканских исследований,  Любляна, Словения*

В докладе экспертов Международного института ближневосточных и балканских исследований констатируется, что нынешняя гражданская война и борьба за власть Абдель Фаттаха аль-Бурхана и Мухаммеда Хамдана Дагло  (Хемити) является отражением их разного происхождения и сложности политической культуры Судана. Наследие многолетнего диктатора Омара аль-Башира — стремление соответствующих племен к гегемонии. Хемити предпочитает полностью интегрировать свои Силы быстрой поддержки (СБП) в суданскую армию, что неизбежно приведет к разрушительным последствиям и трудностям для военных и суданского общества. Омар аль-Башир из племени джаалиин управлял Суданом в течение трех десятилетий, используя как введение строгих исламских законов, так и жестокое применение военной силы для подавления инакомыслия.  А.Ф.аль-Бурхан, хотя и сделал карьеру в рядах суданской армии, является выходцем племени шай’кийя. Племя Хемити – резайгат (где он начинал пастухом верблюдов) на юго-западе, а его СБП — ответвление жестокого арабского ополчения, ранее известного как вызывающие большой страх «джанджавиды». Таким образом, борьба за власть также является племенным вопросом: как и аль-Башир, аль-Бурхан претендовал на лидерство в Хартуме. В этой связи он пытается заручиться поддержкой дарфурских племен загава, которые являются основой бывших повстанческих групп таких как Суданское освободительное движение (СОД-Минави) и Движение за справедливость и равенство (ДСР). Их лидеры заявили о поддержке аль-Бурхана, но само племенное общество загава также расколото. От себя отметим, что значительная часть оружия и материального снабжения идет к СБП именно из Чада, где у власти находятся такие же выходцы из загава,  которые традиционно не любят своих суданских соплеменников. В этой связи также отметим еще один интересный факт. Европейский союз (ЕС) в настоящее время работает над формированием пакета военной помощи в размере 12 млн евро для Вооруженных сил Чада (FAT). Финансирование будет выделено через Европейский фонд мира (EPF) и позволит профинансировать несколько проектов для чадской армии в регионе Чари-Багирми, на юге страны. Эта финансовая поддержка в высшей степени символична: в начале апреля ЕС приостановил свой проект военной помощи Нджамене на фоне напряженности в отношениях с переходным президентом Чада Махаматом Идрисом Деби (этнический загава). Несколькими днями ранее, 8 апреля, Нджамена распорядилась выслать из столицы посла ФРГ в Чаде Яна-Кристиана Гордона Крике и дала ему 48 часов на то, чтобы покинуть страну. Власти назвали его невежливое отношение и отсутствие дипломатического этикета причинами его высылки. Этот шаг вызвал раздражение Брюсселя, вызвав особое недовольство в канцелярии главного дипломата ЕС Жозепа Борреля, который осудил его как «враждебный жест». Возобновление европейской военной помощи знаменует потепление отношений между чадской хунтой и ЕС. Это происходит в то время, когда власти Чада в последние недели предприняли ряд жестов открытости по отношению к горстке оппозиционных деятелей. Один из самых ярых противников Махамата Идриса Деби, Сукес Масра, вернулся в Чад 3 ноября после более чем годичного изгнания. На основании международного ордера на арест, выданного Нджаменой, лидер движения «Преобразователи» подписал соглашение с переходными властями 1 ноября. Президент Демократической Республики Конго (ДРК) Феликс Чисекеди поддерживал эти переговоры из-за кулис. Но в данном случае отметим важный нюанс – ЕС начинает поставлять оружие в Чад, правительство которого открыто поддерживает поставками вооружения СБП. То есть, Брюссель опосредованно поставляет им оружие.  Это происходит на фоне того, что  арабское ополчение резейгат входящее в СБП проводит новую кампанию   убийств членов африканских племен (в основном массалит) в Дарфуре в качестве мести за их переход на сторону аль-Бурхана. В результате этих событий в Дарфуре с октября 2023 года, тысячи людей были убиты, многие ранены и перемещены из региона. В заявлении Международной организации по миграции (МОМ) говорится о сотнях погибших в столице Западного Дарфура Эль-Генейне 4 и 5 ноября. Сообщается, что около 700 человек были убиты в Западном Дарфуре после столкновений между суданской армией и СБП 9 ноября. 100 человек получили ранения, еще 300 числятся пропавшими без вести. Сообщения о крупной резне, устроенной СБП, насчитывали от сотен до тысяч жителей Дарфура (9 ноября). Некоторые гуманитарные организации назвали это «этнической чисткой» (10 ноября).

Предыстория

Султанат Дарфур в Западном Судане был присоединен к Судану только в 1916 году, после того как Али Динар, последний султан Дарфура, потерпел поражение от британских войск. С момента обретения Суданом независимости (1956 г.) эта территориальная структура сохранялась до 9 июля 2011 года — независимости Южного Судана после его отделения от Судана, в результате длительного и сложного процесса. Границы Судана претерпели дальнейшие изменения на фоне  политической, религиозной и экономической мозаики, которая  возникла из-за напряженности между границами и идентичностями. Это привело к самому ужасному геноциду в Дарфуре. В июле 2008 года Международный уголовный суд в Гааге выдал ордер на арест Омара аль-Башира и некоторых министров его правительства за преступления против человечности (а позже и за массовое убийство неарабских граждан), совершенные в Дарфуре. По оценкам, 350 000-500 000 мужчин и женщин были убиты формированиями «Джанджавид» в 2003-2005 годах. Этот геноцид продолжается (с некоторыми перерывами) до сих пор. Помимо расовых (семиты и хамиты) и религиозных (мусульмане, христиане и анимисты) разногласий, существуют большие различия внутри самих этнических групп. Мусульмане разделены на группы, претендующие на арабское происхождение, и африканские группы неарабского происхождения. Процесс исламизации Дарфура начался в конце 16 века. Проводится четкое различие между «арабо-мусульманским севером» (с центром в Хартуме) и «африканским (хамитским / черным) христианским (и некоторым анимистическим) югом» (расположенным в Южном Судане). На западе (Дарфур) происходит раскол «арабо-мусульманского севера» против афро-мусульманского (неарабов), то есть конфликт на расистской основе, а не на религиозной. Работорговцами в Судане были в основном арабы (самым известным был Рахма Абу Зубайр), существуют также остатки традиционного представления о хозяине-рабе / арабо-африканце, которое также встречается в других странах к югу от Сахары (таких как Мавритания). Война в Дарфуре и в приграничных районах продемонстрировала старый раскол в суданском обществе: арабы против африканцев, центр против периферии, а также между мусульманами, с одной стороны, и христианами и приверженцами традиционных африканских религий — с другой. Гражданская война распространилась на Дарфур, в то время как международное внимание сосредоточено на российско-украинской войне и войне в Газе.

 

*  С 2018 года имеет специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ЭКОСОС ООН

56MB | MySQL:116 | 0,743sec