Иммиграционный фактор в современном осмыслении французской идентичности

В течение ХХ в. этнический и конфессиональный состав населения Франции претерпел существенные изменения. Произошло это по причине массовой трудовой (а впоследствии связанной с ней семейной) иммиграции во Францию, в первую очередь из бывших французских колоний, в частности из стран Магриба и Африки. Закрепление иммигрантов в стране и рождение детей, получивших французское гражданство, привело к возникновению среди населения «других» французов, выделяющихся на фоне так называемых «коренных» жителей Франции.

В последнее десятилетие во Франции отмечается повышение внимания к вопросам, связанным с национальной идентичностью. Ввиду видимого присутствия среди граждан представителей этнических, культурных и религиозных меньшинств и роста их численности[1] в обществе возникла потребность заново сформулировать критерии принадлежности к французской нации.

Рост значения этой проблематики подтверждается тем обстоятельством, что вопросы идентичности и определения, что такое французская нация сегодня, возникают в абсолютно разных сферах общественной жизни. Наблюдается столкновение диаметрально противоположных точек зрения по этим вопросам, которое условно можно назвать столкновением «консерваторов» и «гуманистов-республиканцев».

Первая категория французов жалуется на то, что их страна превратились в «проходной двор» с размытыми ценностями и устоями. По мнению этой части общества, иммигранты, получившие французское гражданство, и их дети либо плохо интегрируются, либо вовсе не стремятся интегрироваться в страну, которая их приняла, сохраняют свою самобытную культуру и традиции. К тому же они нередко не работают, не платят налогов, в ряде случаев промышляют грабежом и живут за счет государственных пособий, то есть французских налогоплательщиков.

Они также считают, что с иммигрантами связаны проблемы безопасности и обеспечения правопорядка, особенно в так называемых «сложных» кварталах.  В этих кварталах проживает население, среди которого доля выходцев из иммигрантской среды (не только из арабских и африканских стран) составляет около 80%[2].

В наиболее острой форме недовольство жителей «сложных» кварталов проявилось осенью 2005 г. Массовые беспорядки (поджоги машин, нанесение ущерба административным зданиям, полицейским и пожарным участкам, школам и детским садам) и стычки с полицией продолжались несколько недель. Несмотря на зафиксированные полицией факты участия в беспорядках молодых людей, выходцев не только из арабской и африканской среды, в общественном сознании укоренилось мнение, что погромщиками были исключительно дети мусульманских (арабских) и африканских иммигрантов, которые, согласно распространенному среди «консерваторов» предубеждению, не в состоянии интегрироваться во французское общество (здесь часто приводятся такие аргументы, как отсутствие необходимых профессиональных знаний и низкий образовательный уровень, неуважительное отношение к французским ценностям).

В среде «консерваторов» набирают силу опасения развития так называемого коммунитаризма[3], который предполагает сохранение сообществ, объединенных общей культурой, выделяющей данную социальную группу на фоне общенационального французского пространства. В этом случае часто приводится пример мусульманского сообщества, которое, по утверждению этой категории французов, не может ассимилироваться во французское общество, ибо содержит ислам, связанную с ним самобытную патриархальную культуру, чуждую французским ценностям.

Подобные «консервативные» мнения формируют закрытый и ограничивающий взгляд на национальную идентичность. Согласно этой точке зрения, в стране сформировались определенные группы населения, способные пошатнуть основы французского общества и государства (мусульмане, чернокожие, в меньшей степени азиаты).

Все вышеперечисленные тенденции привели к тому, что в обществе распространилось убеждение, что вследствие присутствия на территории страны выходцев из иной культурно-религиозной среды и укрепления коммунитаризма «настоящая» французская идентичность оказалась в кризисе или даже под угрозой.

Вместе с тем, во французском обществе существует и иная точка зрения.  Подчеркивая республиканский характер общественного устройства, «гуманисты» считают, что ни религиозные, ни культурно-этнические различия не могут стать препятствиями для вхождения в состав развивающейся нации выходцев из других стран. Тем более, республиканская модель, построенная на светскости, равенстве перед законом и соблюдении прав человека всех граждан вне зависимости от их происхождения, не отрицает ни ислама, ни иудаизма, ни арабов, ни поляков, ни любых других носителей иных культур. По их мнению, французская нация имеет открытый характер, она готова благородно принять желающих и способных содействовать ее развитию. Их взгляды восходят к известному утверждению французского историка и философа Эрнеста Ренана, что «Нация – это ежедневный плебисцит». Смысл этой метафоры заключается в том, что в основе нации лежит «твердо выражаемое желание жить вместе» и желание быть французом, жить в этой стране и трудиться на ее благо.

В подтверждение своей точки зрения «гуманисты» ссылаются на роль иммигрантов в экономическом развитии Франции в течение так называемого «славного тридцатилетия», периода бурного восстановления страны после Второй мировой войны, в улучшении демографической ситуации. Многие обращают внимание на особый вклад, который внесли представители иммигрантского сообщества в развитие современной французской культуры, литературы и искусства.

Принимая во внимание тот факт, что Франция провозглашает одним из своих фундаментальных принципов и моральным долгом оказание помощи и предоставление убежища людям, подвергающимся дискриминации и гонениям по политическим, религиозным, расовым и иным причинам в других странах, сторонники открытого характера французской нации заявляют о необходимости продолжения приема беженцев и защиты их интересов. Во Франции существует несколько десятков общественных организаций, помогающих иммигрантам и беженцам устроиться в стране, получить работу, жилье, необходимые документы. Их активисты проводят регулярные митинги и демонстрации, призывающие государство оказывать иммигрантам большую поддержку, приостановить высылку нелегальных иммигрантов, а также их детей, получающих образование во французских школах.

В качестве негативных черт общественной жизни «гуманисты» отмечают рост проявлений разима и ксенофобии[4], нацеленных против иностранцев и французов-выходцев из арабских и африканских стран, а также факты их дискриминации при трудоустройстве, аренде жилья, контактах с представителями правоохранительных органов, в повседневном общении. Эта часть французов считает, что на протяжении длительного периода в неявной форме существующая дискриминация в отношении выходцев из иммигрантской среды привела к укреплению связей внутри локальных, религиозных и культурных микросообществ. По оценке многих «гуманистов-республиканцев», укоренение микроидентичностей способствует ослаблению лояльности французской нации и республиканским ценностям.

Рассмотрение различных взглядов показывает, что оба полюса, осознанно или нет, связывают проблематику французской идентичности с иммиграцией и, прежде всего, с иммиграцией из обществ с другой культурой или этническим составом населения (мусульмане и чернокожие). Безусловно, французское общество не разделилось строго на поддерживающих «консервативную» или «гуманистическую» точку зрения. Социальная реальность гораздо сложнее, часто позиция в отношении выходцев из иммигрантской среды зависит от контекста, конкретной ситуации. Сторонники приема иммигрантов не симпатизируют безработной, живущей на пособие молодежи, поджигающей машины.

Актуальность проблемы идентичности связана также с разгоревшимися в последние годы спорами по критериям и конкретным условиям интеграции носителей иных культур. Одним из наиболее острых и эмоциональных вопросов стала проблема совместимости светского характера государства с ношением мусульманского головного платка. Должны ли девушка и женщина снимать мусульманский платок в государственных учебных[5] и других заведениях? Должен ли запрет на ношение платка сопровождаться запретом на показное ношение крестиков или иных религиозных символов? Имеет ли право женщина носить мусульманское одеяние, покрывающее ее с головы до ног и оставляющее только прорезь для глаз[6]? Противоречит ли это республиканским ценностям или наоборот соответствует (с учетом права на различие и принципа равенства культур)? Все эти вопросы, вызывающие полемику во Франции, так или иначе связаны с современным осмыслением национальной идентичности.

Еще одной острой проблемой, связанной с исламом, является развитие его радикального направления в Европе. Проповеди с призывом изменения светского характера европейских государств, джихада против неверных, подрыва общества изнутри вселяют во французов чувство возмущения и страха. Они считают, что государство должно больше внимания уделять соблюдению принципа светскости и ограничивать попытки влияния религиозных проповедников и лидеров мусульманской общины на не связанные с религией сферы общественной жизни, а также принимать превентивные меры в отношении экстремистски настроенных мусульман.

Косвенным подтверждением связи проблем иммиграции и национальной идентичности стало создание в 2007 г. министерства по вопросам иммиграции, интеграции, национальной идентичности и совместного развития. Создание этого ведомства шло в контексте реализации одного из предвыборных обещаний президента страны Н.Саркози, который, по его собственному выражению, был избран для «защиты национальной идентичности». Таким образом, при новой французской администрации вопросы определения основных критериев принадлежности к французской нации стали приобретать все большую актуальность.

ЧТО ТАКОЕ БЫТЬ ФРАНЦУЗОМ?

Ввиду актуальности отмеченных проблем и необходимости поиска для них адекватных решений в ноябре 2009 г. под эгидой министерства по вопросам иммиграции, интеграции, национальной идентичности и совместного развития началось общенациональное обсуждение основных критериев современной французской идентичности, которые могли бы служить интеграционным базисом для национального сообщества. Главная задача заключается в современном осмыслении этой концепции и поиске ответа на вопрос, что означает быть французом в начале XXI в. Организаторы поставили цель выявить на индивидуальном и коллективном уровне, что объединяет французов вокруг «общего проекта» (французской нации – И.М.) и что скрепляет их желание жить вместе.

Первый этап обсуждения был организован с ноября 2009 г. по февраль 2010 г. на всей территории Франции (в каждом из 96 департаментов, а также на заморских территориях). За 3 месяца было проведено 350 открытых семинаров и дискуссий, в которых приняли участие ученые, политики, общественные деятели, писатели, преподаватели, ассоциации родителей школьников, представители религиозных организаций, профсоюзного движения, французы иностранного происхождения и т.д. В ходе этих семинаров и обсуждений было собрано около 26 тыс. мнений и высказываний, касающихся целого комплекса вопросов, связанных с национальной идентичностью. Министерство передало полученную информацию в социологическую службу TNS Sofres для анализа, результаты которого были опубликованы в специальном докладе, озаглавленном «Что для вас означает быть французом?»

Полученные результаты, конечно, не могут претендовать на исчерпывающее описание существующих точек зрения и процессов, идущих во французском обществе. Тем более, это обсуждение нельзя сравнить с общенациональным референдумом. В дискуссиях принимала участие только наиболее активная часть населения, считающая, что этот диалог необходим и полезен. Ряд интеллектуалов, политиков и деятелей культуры публично бойкотировали это обсуждение. Тем не менее, полученные результаты помогают судить об основных тенденциях и направлениях дискуссии по современному переосмыслению французской идентичности.

Социологическая служба TNS Sofres выделила ряд тезисов общего характера, касающихсяидентичности, по которым большинство французов выразили согласие:

1.    Национальная идентичность существует.

2.    Она определяется в первую очередь принятием ряда ценностей.

3.    Идентичность меняется со временем.

4.    В настоящее время приверженность единой идентичности ослабевает.

5.    Поиск средств для укрепления идентичности является крайне важным.

Общими основополагающими ценностями абсолютное большинство участников обсуждения считают в первую очередь лозунг Французской Республики: «Свобода, Равенство, Братство», гуманистическое наследие эпохи Просвещения, принцип терпимости и приверженность демократии, миру, справедливости и долгосрочному развитию.

Исследование выявило недовольство различием между провозглашаемыми идеальными принципами республики и «реальной» республикой. В «реальной» Франции принципы равенства и справедливости попираются, существуют скрытая расовая и социально-экономическая дискриминация, в результате чего «сложные» кварталы постепенно «исключаются» из национального сообщества.

Одним из выводов стало утверждение о необходимости сохранения французской объединительной и республиканской модели нации, с одной стороны, и ее адаптации к современным условиям, с другой. Участники обсуждения подвергли острой критике сбои механизмов функционирования французской модели, но не саму модель.

Вызывает интерес, какие именно параметры принадлежности к нации сами французы выдвигают в качестве ключевых. Наиболее распространенные варианты ответов на вопрос «что означает быть французом?» были разделены на три категории:

·       Во-первых, (19% высказанных мнений) быть французом – это уважать сложившиеся нормы социального поведения, историю и культуру Франции, активно участвовать в общественной жизни, платить налоги, интегрироваться (в частности, путем ассимиляции, т.е. жить согласно правилам и обычаям французской жизни[1]); обязательно читать, писать и разговаривать на одном (французском) языке. Использование французского языка рассматривается в качестве основного фактора, определяющего принадлежность человека к французской нации и подтверждающего наличие социальных связей внутри национального сообщества.

Уважать закон, институты республики и власть в целом, иметь чувство гражданской ответственности.

Уважать страну и ее символы (гимн, трехцветный флаг). Символы Французской Республики имеют сильную эмоциональную коннотацию, связанную с завоеваниями Великой французской революции. Они играют роль фундамента, вокруг которого строится нация, и поэтому государство должно стремиться повышать их значение и распространять их;

·       Во-вторых, (16% высказанных мнений) придерживаться и разделять французские ценности – свобода, равенство, братство, являющиеся фундаментом национальной идентичности, а также уважать принцип светскости, который характеризует французскую демократию, соблюдать права человека;

·       В-третьих, (9% высказанных мнений) иметь общую историю, культуру и религию  – гордиться своими корнями и принимать историю страны (как успехи, славные страницы, так и неудачи). Уважатьособое культурное наследие Франции, состоящее из французских традиций, стиля и искусства жизни (art de vivre) и вклада великих философов, писателей, художников, способствовавших распространению величия Франции в мире.

Из полученных данных следует, что большинство говорит о республиканских ценностях, языке и символах и не выдвигает на первый план этнических или конфессиональных критериев принадлежности к нации. Это свидетельствует о стремлении сохранить прежний принцип открытости и интеграционный характер французской нации, истоки которого восходят к Э.Ренану и его концепции нации как желания жить вместе.

С другой стороны, среди параметров, объединенных в третью категорию, пусть и менее значительную в количественном отношении, «общая история» представляет собой понятие, связанное исключительно с историей французского государства («предки галлы», римляне, Великая французская революция, славные страницы Второй мировой войны и т.д.), населяемого до 1970-х гг. в основном белыми европейцами. В этой же категории христианская религия и культура выделены в качестве основных критериев принадлежности к французской нации. Этот факт подтверждает неприятие некоторыми слоями французского общества иных, отличных культурно-религиозных элементов как составной части национального сообщества.

Итог региональных выборов, прошедших в марте 2010 г. во Франции, подтверждает наличие существенной доли приверженцев «религиозно-этнической» концепции национальной идентичности (нация христиан с белой кожей). Крайне правая партия Национальный фронт завоевала 9,2% голосов. Ее нынешние показатели  более чем в два раза превышают результат, полученный на последних выборах во французский парламент в 2007 г. (4,3%)[7].

В процессе дискуссий на тему национальной идентичности наибольшую полемику вызвала целесообразность/нецелесообразность организации самого мероприятия (около 29% высказанных мнений касались этого аспекта). На втором месте по обсуждаемости (27%) оказались вопросы, связанные с иммиграцией, что подтверждает существование тесной связи в общественном сознании проблем иммиграции и национальной идентичности.

Участники дискуссии  высказывались и о том, что иммиграция несет в себе ряд опасностей для идентичности (доля высказавшихся таким образом не уточняется). Эти «опасности», согласно полученным данным, исходят от молодежи, проживающей в «сложных» кварталах. В качестве еще одной проблемы указывалась иждивенческая позиция иммигрантов по отношению к государству – неуплата налогов, неучастие в общественной жизни, использование государственной помощи и различных льгот за счет «коренных» французов. С другой стороны, большинство из 65% французов, считающих, что национальная идентичность ослабевает, все же связывают этот феномен не с иммиграцией, а с утратой общих ценностей.

По мнению участников обсуждения, французское государство должно уделять пристальное внимание вопросам интеграции иммигрантов и их детей в национальное сообщество и таким образом не допустить дальнейшего развития коммунитаризма. В качестве приоритетных направлений политики государства по успешной интеграции иммигрантов были названы три основные сферы:

1.    Образование – обучение языку (ключевой фактор интеграции), углубленное изучение истории нации и ее основных особенностей, прививание уважения к республиканским ценностям и символам.

2.    Развитие чувства гражданского долга.

3.    Культура – знакомство иммигрантов с великим, богатым и разнообразным культурным наследием Франции.

Главное препятствие для интеграции молодых людей-выходцев из иммигрантской среды, по мнению участников обсуждения, это – проблема безработицы (социально-экономическая проблема), а не «дикие» нравы и обычаи иммигрантов.

МНОГОЛИКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

На основе анализа собранных мнений TNS Sofres выделила 4 основные группы представлений о национальной идентичности, существующих во французском обществе. Все они так или иначе связаны с проблематикой иммиграции. Их главные отличия состоят в том, какое место в том или ином видении идентичности занимает «другой», т.е. представитель иной этнической группы или носитель другой культуры:

1.    Национальная идентичность как исключение «другого». Иметь национальную французскую идентичность могут лишь «коренные» французы, в течение многих поколений живущие на этой территории и таким образом являющиеся полноправными наследниками национального достояния. Приверженцы этой точки зрения считают, что французом можно быть исключительно по крови. То есть они признают только право крови и отрицают право почвы (что явно противоречит провозглашенным принципам французской республики, главный из которых – уважение определенных ценностей, а не кровное родство), а также выступают за запрет двойного гражданства. Этот подход к национальной идентичности  исключает из французской нации новых иммигрантов, а также население, имеющее нефранцузские корни. Безусловно, здесь речь идет о представителях «небелых» этносов, поскольку приверженцы этой исключающей концепции считают, что иммиграционные волны из стран Западной и Восточной Европы успешно «влились» в нацию.

2.    Ассимиляционная идентичность. Нация может включить новых членов при условии абсолютного принятия иммигрантом французских ценностей, культуры, социальных норм, образа жизни и его ассимиляции (т.е. отказа от своей культуры и образа жизни в пользу французского).  Иммигрант, получивший гражданство, должен гордиться тем, что стал французом, и проявлять любовь к новой родине. Как указывается в докладе, ассимиляционный подход предлагается участниками обсуждения в основном для иммигрантов магрибинского происхождения.

3.    Национальная идентичность, открытая для «другого», предполагает построение нации на таких ценностных понятиях, как великодушие, терпимость, солидарность, принятие различий, уважение личности вне зависимости от происхождения. Сторонники этого подхода выступают за принятие культурного, религиозного, этнического разнообразия (разные, но равные культуры) в рамках одной нации. Другими словами, нация имеет постоянные ценности, но переменчивый культурно-религиозный и этнический состав.

4.    Наднациональная идентичность. Приверженцы этого подхода считают, что понятие государства-нации устарело, межгосударственные границы теряют свое значение. В этой связи формируется наднациональная общеевропейская идентичность. По их мнению, необходимо вносить вклад в ее строительство (определение набора общеевропейских ценностей и политики по их укоренению), а не замыкаться на национальной идентичности, которая в будущем не будет играть никакой роли.

В докладе, на наш взгляд, умышленно не приведены данные о доле приверженцев той или иной концепции идентичности. В этой связи можно предположить, что французы отдают предпочтение ассимиляционной или исключающей «другого» трактовке нации. Открытое признание такого факта может сыграть на руку крайне правым политическим силам, усилить напряженность в обществе и затруднить проведение политики интеграции и укрепления чувства принадлежности к единому национальному сообществу.

Если бы большинство участников выступили в поддержку «открытой» концепции нации, с точки зрения французского государства, эти данные было бы полезно опубликовать.

Наличие полярных представлений о том, какой должна быть современная французская идентичность, отражает сложность и противоречивость взглядов. Исследование показало, с одной стороны, приверженность большинства французов фундаментальным республиканским ценностям (справедливость, права человека, светскость) и необходимости сохранения объединительной модели нации, основанной на социальной справедливости, принципе равенства и отрицании различий. А с другой – обеспокоенность, связанную с постепенным снижением эффективности этой модели и развитием коммунитаризма.

Из результатов исследования вытекает противоречивое сочетание приверженности большинства основным ценностям республики и принципам, вокруг которых французская нация была образована, с широким спектром трактовок ценностей, составляющих идентичность, – от закрытой и фактически исключающей «другого» до абсолютно открытой или наднациональной. Отдельные сегменты общества, выдвигая в качестве республиканского идеала светскость, все же имеют в виду «христианскую» светскость (они, например, выступили бы против занятия должности президента или премьер-министра мусульманином, каким бы компетентным он не был).

Итоги национального обсуждения должны помочь политической элите сформулировать критерии принадлежности к французской нации (отвечающие современным идеалам и конфессионально-этническому составу общества)[8], выстроить взвешенную политику интеграции национального сообщества, укрепить чувство патриотизма и не допустить укрепления альтернативных идентичностей (религиозных, территориальных, языковых), предполагающих снижение лояльности государству.

Первоочередные меры будут приняты в сфере образования как центральном звене по формированию гражданина. Обсуждается целесообразность регулярного исполнения гимна в школах и на массовых мероприятиях (встречах депутатов с избирателями, спортивных соревнованиях), а также необходимость более заметной демонстрации в государственных учреждениях национальных символов (статуи Марианны и французского флага) и введения мер позитивной дискриминации для достижения принципа «равных возможностей».

В соответствии с полученными результатами обсуждения планируется также внесение изменений в государственную политику по интеграции новых иммигрантов (обсуждается возможность организации большего количества специальных курсов по изучению республиканских ценностей, прав женщин и детей, норм поведения в обществе, гражданских прав и обязанностей).

 


[1]             Некоторые участники обсуждения даже высказывались за необходимость принятия иммигрантами гастрономических привычек.

 


[1]             В начале ХХ в. во Франции работали около 5 тыс. алжирцев и 1 тыс. марокканцев, во время Первой мировой войны уже около 130 тыс. магрибинцев трудились на французских промышленных предприятиях, в середине 1960-х гг. их численность составляла около 500 тыс. человек, в 1970-е гг. – около 1 млн человек. Среди иностранных рабочих преобладали алжирцы. В настоящее время, по различным оценкам, во Франции проживают около 3 млн магрибинцев, представляющих три поколения иммигрантов.

[2]             Данные о доле выходцев из среды иммигрантов в «сложных» кварталах приводятся по словам Э.Бессона, министра по вопросам иммиграции, интеграции, национальной идентичности и совместного развития.

[3]             Коммунитаризм – концепция, первоначально возникшая в США в 1980-е гг. и предполагавшая, что личность не существует независимо от культурных, этнических, религиозных и социальных связей/принадлежностей. Французский исследователь Клэр Шифф отмечает, что «с ослаблением возможности идентификации с национальной средой и сообществом граждан появляются различные процессы локализации и делокализации коллективной идентичности среди иммигрантов…наблюдается…укоренение различных видов микропространственной и субнациональной идентификации, привязанной к пригородам, кварталу или городу проживания».

По распространенному убеждению, развитие коммунитаризма угрожает целостности французского общества и нации, основанных на отрицании этнических, религиозных, культурных, лингвистических различий и на принадлежности всех граждан к единому национальному сообществу.

[4]             Проявлениями расизма и ксенофобии являются факты осквернения мусульманских и иудейских захоронений, демонстрации сторонников крайне правых политических взглядов против строительства мечетей (в частности, против строительства в Марселе самой большой в стране соборной мечети на 7 тыс. прихожан с 25-метровым минаретом) под лозунгами защиты Франции от исламизма.

В Марселе проживает самая большая мусульманская община во Франции. По некоторым оценкам, она составляет ¼ всего населения (около 200 тыс. человек; лидер крайне правого Национального Фронта Жан-Мари Ле Пен называет цифру 300 тыс. человек) самого крупного после Парижа города страны. Население Марселя (без пригородов), по данным Национального института статистики и экономических исследований, составляет около 860 тыс. человек.

[5]             Закон, принятый в 2004 г., запрещает ношение любых видимых атрибутов принадлежности к любой религии в государственных школах и лицеях. Цель закона, прежде всего, состояла в запрете ношения хиджаба – мусульманского головного платка.

[6]             Во Франции такое одеяние называется бурка. Среди мусульман России и бывших Советских республик для обозначения различных вариантов такой одежды распространены термины никаб(мусульманский женский головной убор, закрывающий лицо с узкой прорезью для глаз), чадра (легкое покрывало, надеваемое женщиной при выходе из дома и закрывающее ее с головы до ног) и паранджа(халат с длинными ложными рукавами и закрывающей лицо сеткой).

[7]             По сравнению с периодом 1988-89 гг., когда доля Национального фронта устойчиво держалась на уровне 15%, интерес к партии постепенно снижается. В нынешнем составе Национального собрания партия не представлена.

[8]             Эти критерии не являются вечными, а, наоборот, меняются со временем. Э.Бессон подчеркивает, что «нация как сегодня, так и вчера не является застывшим понятием».

52.33MB | MySQL:103 | 0,540sec