Южный Судан: стратегия США с учетом итогов референдума 2011 года

Безусловный выбор южносуданцев на предстоящем в 2011 году референдуме в пользу независимости в очередной раз поднял тему усиления «американской экспансии» в Африке. Ряд экспертов обоснованно подозревают, что Пентагон после образования нового государства будет использовать его территорию в качестве «аэродрома подскока» для проведения своих возможных военных операций на африканском континенте. Многие наблюдатели предполагают в этой связи, что после 2011 года США начнут строительство в Южном Судане своей новой военной базы. Если рассматривать эту вероятность с точки зрения имеющихся реалий, то она, безусловно, имеет право на жизнь. Такая военная база в силу своего географического положения будет обеспечивать оперативный контроль над имеющимися в этом районе запасами углеводородов, а также, что даже более важно для развития ситуации на всем Ближнем Востоке, над истоками Нила. С учетом особой важности последней темы для Египта, для которого любая нестабильность или незапланированное строительство в этом районе ирригационных сооружений «смерти подобно», такие шаги Пентагона вкупе с контролем через свои возможности в Эфиопии истоков Голубого Нила позволяют уверенно пресекать все возможные неприятные инциденты в случае их возникновения. Это очень важно для Каира, который в силу своих нынешних военных возможностей не имеет реальных шансов для силового воздействия на этот регион и корректировки политики вновь образованного южносуданского государства. Взваливая на себя такую обязанность, США еще сильнее «привязывает» к себе Египет и Судан. В последнем случае это еще и вопрос нефти.

Таким образом, сама идея создания американцами военной базы в Южном Судане не кажется уж такой нелогичной. Но для решения всех этих задач, а отнюдь не борьбы с партизанами из LRA или террористами, Пентагону совершенно не нужна в районе Джубы полномасштабная военная база. Представляется, что целесообразным и наиболее экономичным будет «киргизский» вариант, т.е. классическая форма аэродрома приема войск в случае необходимости и логистическое обеспечение нужд Пентагона. Такая малозатратная в финансовом отношении схема позволяет с большей степенью надежности решать все вышеперечисленные задачи. Естественно, что это потребует расширение инфраструктуры аэродрома в Джубе, который уже в настоящее время способен принимать военно-транспортные самолеты С-130 «Геркулес». Если наша версия верна, то модернизацию этого аэродрома следует ожидать уже в конце 2011 года. Кроме того, в пользу такого варианта развития событий косвенно говорит покупка американцами (пока через подставные сербские фирмы) крупных участков пустующих земель в Южном Судане как непосредственно рядом с аэродромом, так и сельскохозяйственного назначения. Последнее объясняется намерением крупных американских сельскохозяйственных компаний организовать в этом районе выращивание и переработку манго и других тропических фруктов. Этот момент, кстати, является еще одним доводом для организации американцами своей базы, как средство защиты своих инвестиций.

Но сейчас основные устремления Пентагона сосредоточены совершенно на другом направлении. Это район Африканского Рога, который представляет гораздо больший, без натяжек, стратегический интерес для вопросов национальной безопасности США.

Значение этого района для распространения своего влияния и поддержания стабильности в регионе для Вашингтона на порядок важнее, чем Южный Судан. Это обуславливается пересечением в этом районе важнейших транспортных путей, а также намерением саудовцев связать в одну транспортную систему трансаравийскую железную дорогу и железнодорожную магистраль Аддис-Абеба-Джибути путем строительства автомобильного и железнодорожного моста через Баб-Эль-Мандебский пролив. Напомним, что проработкой указанного проекта занимается семья Бен Ладена. Кроме того, с учетом принятого решения о строительстве нефтепровода Южный Судан – Момбаса, становится актуальной тема обеспечения безопасности танкеров в указанном регионе. Последние нападения пиратов в районе Сейшельских островов на нефтяной танкер в очередной раз ставит проблему пиратства во главу угла.

Еще одним приложением военного присутствия американцев в этом районе становится иранская тема и очаг исламистской угрозы в Йемене и на территории бывшего Сомали. Необходимо учитывать, что геополитическое положение Африканского Рога делает его идеальным местом для организации тыловых баз исламистов. В том же Джибути традиционно «отсиживаются» в случае опасности йеменские «джихадисты».

Все эти моменты заставляют Пентагон проявлять активность на Африканском Роге. В настоящее время основным местом военного присутствия США является Джибути, где находится Коалиционное объединенное оперативно-тактическое командование «Африканский Рог» (КООТК АР). В настоящее время военная база американцев в этом государстве расширяется и составляет 5 тыс. человек. К 2011 году общее количество военнослужащих будет составлять порядка 18-20 тыс.человек. При этом имеются данные ряда экспертов о том, что Вашингтон активно обсуждает с Парижем возможность передачи КООТК АР французской военной базы в Джибути. Кроме того, с учетом перспектив строительства нефтеперабатывающего завода в Момбасе, которое будут вести японские и китайские фирмы, обе эти страны изучают возможность организации своих военных баз в Джибути.

Недостаток территории непосредственно в этой стране объективно вынуждает США обратить свое пристальное внимание на территорию бывшего Сомали, и, в частности, на наиболее приемлемое с точки зрения своей идеологической линии поведения государственное образование Сомалиленд. Рискнем предположить, что США вскоре официально признает это образование, тем более, что уже сейчас там функционирует миссия Госдепартамента. Там же расположены представительства нескольких десятков американских фирм и благотворительных организаций. Пентагон крайне заинтересован в освоении бывшей советской военно-морской базы в Бербере, восстановление которой не потребует значительных финансовых издержек и расположение которой более выгодно, чем в Джибути. Есть все основания полагать, что предварительные договоренности об этом между руководством США и Сомалиленда уже достигнуты. Тем более, что Эфиопия, как союзник Вашингтона, несомненно, имеет влияние на нынешнее руководство этого образования.

Самолеты АВАКС ВВС США уже несколько раз использовали аэродром в Бербере. Американцы через Эфиопию активно снабжают режим этого образования вооружением для противодействия морскому пиратству и боевикам «Аль-Шабаб». В той же Эфиопии американские и английские инструкторы тренируют сотрудников спецслужб Сомалиленда. Великобритания, кроме того, осуществляет подготовку спецназа и сил береговой охраны. Все это со всей определенностью дает основание с уверенностью предположить, что Сомалиленд в краткосрочной перспективе станет основной военной базой сил НАТО в регионе с направлением боевой активности против морского пиратства; обеспечения безопасности основных транспортных артерий, а также борьбы против набирающих силу исламистов «Аль-Шабаб» с целью минимизации превращения контролируемой ими территории в тыловую базу «Аль-Каиды». Активизацию этой деятельности необходимо ожидать вскоре после вывода американских войск из Ирака и Афганистана.

52.23MB | MySQL:103 | 0,554sec