Алжир продолжает подавать сигналы относительно готовности диверсифицировать свои закупки оружия. На этот раз алжирские генералы «приценяются» к продукции американского военпрома.
Алжир в очередной раз демонстрирует готовность диверсифицировать своих поставщиков оружия. Это стремление открытым текстом выразил находящийся в США генерал-майор Мунир Захи в ходе переговоров, продолжавшихся с 3 по 7 декабря в Вашингтоне.
На данной 11-й встрече в рамках ведения «военного диалога» между двумя странами с американской стороны присутствовала исполняющая обязанности заместителя министра обороны США по международным делам Дженнифер Закриски.
Также в этом мероприятии участвовали официальные представители алжирских и американских министерств обороны и торговли, временный поверенный в делах посольства Алжира в Соединенных Штатах Абдельхамид Изеглуш, посол США в Алжире Элизабет Мур Обен.
На переговорах с Захи Закриски, чтобы расположить своего собеседника, подчеркивала, что у нее имеются и африканские корни.
В ходе диалога представители Алжира и США провели круглый стол, по военной промышленности и новым оборонным технологиям, особенно интересовавшим Захи.
На встрече стороны с удовлетворением констатировали, что военное сотрудничество между Алжиром и Вашингтоном получило новый импульс после визита в АНДР в 2020 году министра обороны США Марка Эспера.
Что же касается нынешних переговоров, то на них представители алжирской стороны продолжали демонстрировать установку президента АНДР Абдельмаджида Теббуна и начальника Генерального штаба Саида Шенгрихи относительно необходимости строить военное сотрудничество на принципиально новых для Алжира началах.
А именно – алжирцы уже не намерены просто приобретать оружие, а готовы это делать на условиях перевода иностранной военной промышленности в Алжир. То есть по сути речь идет об одновременном стремлении приобрести технологии с новейшим производством и многочисленными рабочими местами.
Не отрицая готовности сотрудничать в предлагаемых Алжиром параметрах, представители американской стороны пригласили на встречу для более предметного разговора руководителей крупнейших оборонных компаний США. 4 декабря с ними был проведен круглый стол, на котором Захи изложил данное ему Шенгрихой поручение найти американские военные компании, готовые перенести свое производство на территорию АНДР.
Именно на этих условиях, как подчеркнул алжирский генерал, его страна готова развивать военно-техническое сотрудничество с США и диверсифицировать своих поставщиков по ВТС.
Заметим: желание Алжира обзавестись собственной оборонной промышленностью появилось у его руководства не сейчас. С соответствующими предложениями алжирцы уже не раз обращались и к России, в частности, по созданию совместного завода производства, модернизации и утилизации боеприпасов.
Однако полноценно на практике это алжирское стремление удалось реализовать с Китаем, построившим в АНДР заводы по производству взрывчатки, пулеметов и автоматических гранатометов, и с Италией, строящей на территории АНДР предприятие по выпуску многоцелевых вертолетов Leonardo.
Что же касается алжирского желания разнообразить свое вооружение, то во многом оно вызвано отсутствием готовности главного его поставщика, России, размещать в АНДР свое военное производство.
Дело в том, что алжирская сторона, не скрывающая своих амбиций стать важным производителем оружия мирового масштаба, желает получения самых современных и сложных технологий.
Однако нежелание России следовать этим пожеланиям понятно – скажем, при возможном переносе в Алжир заводов по выпуску систем С-400 и новейшего истребителя пятого поколения Су-57 мы не только лишаем работы свой персонал, но и рискуем автоматически передать сверхсекретные технологии прямиком в НАТО. С учетом нынешнего алжиро-американского и алжиро-итальянского «потепления» ничего удивительного в этом бы не было.
Что же касается перспектив налаживания ВТС Алжира с США, то Вашингтон уже давно предлагал Алжиру «диверсифицировать» оружейные поставки. И участие в освоении алжирских денег – давняя мечта американского военпрома. Особенно сейчас, когда военный бюджет АНДР превышает 20 млрд долларов.
Тем более этому по мнению американских оружейных лоббистов способствует занятость главного поставщика АНДР – России – украинским конфликтом, из-за чего, как полагают алжирские генералы, Москва вряд ли будет способна в обозримое время выполнить все их пожелания в установленные сроки.
Алжирская сторона подталкивает Вашингтон усилить оборонное сотрудничество на том основании, что они уже активно сотрудничают в борьбе с терроризмом, особенно в сахело-сахарском регионе.
Отметим, что ранее их взаимодействие носило скорее эпизодический характер. В качестве успешного примера можно вспомнить американские поставки Алжиру сравнительно небольшой партии военно-транспортных самолетов С-130 «Геркулес». Однако Вашингтон желает большего.
Но пока каких-то серьезных договоренностей заключено не было. Что и понятно – если бы что-то реально готовилось, то в США прибыли бы высшие алжирские лидеры, включая президента А.Теббуна и генерала С.Шенгриху, а не второстепенный в иерархии АНДР военачальник.
Однако нынешняя встреча является подготовительной к более серьезному обсуждению. На фоне сопровождавшего эту встречу информационного мусора из стен посольства США о «плодотворном обсуждении сторонами на переговорах региональной, морской безопасности и кибербезопасности, взаимодействию по ликвидацию последствий стихийных бедствий, антитеррористических усилий и обменом информацией» готовится продолжение их диалога.
В частности, известно, что стороны рассмотрели проект меморандума о взаимопонимании по военному сотрудничеству, подписание которого запланировано на начало 2024 года.
Однако пока США явно не в восторге относительно попытки Алжира добиться перевода американских военных предприятий на территорию АНДР. Вашингтон прекрасно понимает степень указанных выше рисков и в том числе политическую уязвимость того лица, которое одобрит подобное.
Ситуация усложняется тем, что руководство АНДР смешивает свое стремление получить новейшее американское оружие, которое США порой выделяют не всякому союзнику с желанием получения многомиллиардных инвестиций в свой энергетический сектор.
Соответственно, Вашингтон, получив предложение «дайте нам денег, а мы в ответ подвинем на своем оружейном рынке русских, разместив у себя ваши заводы, выпускающие ультрасовременную продукцию», сильно колеблется. Тем более, что Алжир даже при самом наилучшем раскладе отнюдь не намеревается заменить в качестве основного поставщика оружия Россию на США.
В Вашингтоне прекрасно видят уже развивающиеся алжирские военные связи с Китаем и Италией и отнюдь не намерены быть на третьих ролях.
Также представители американской стороны не могут не отдавать себе отчет в том, что во многом пока действия алжирского руководства являются демонстративной провокацией.
Причем в данном случае США в замыслах Теббуна и Шенгрихи являются лишь инструментом, с помощью которого они лишь хотят разжечь «ревность» у России и вынудить ее работать с алжирцами на выгодных им условиях.