О намерении и возможностях Франции сдержать эскалацию конфликта между Израилем и Ливаном

В середине текущей недели в Нагарии глава оборонного ведомства Израиля Й.Галант принял участие во встрече с руководителями муниципалитетов населенных пунктов, расположенных на севере страны. В ходе мероприятия член узкого «кабинета войны» сообщил, что правительство не даст добро на возвращение эвакуированных на основании угрозы безопасности местных жителей, которых насчитывается порядка 80 тыс. человек, до тех пор, пока силы «Хизбаллы» не будут оттеснены за реку Литани. В беседе с журналистами министр добавил, что в первую очередь в Иерусалиме рассчитывают, что указанной задачи удастся добиться дипломатическими методами. Речь, вероятнее всего, идет об отсылке к резолюции Совета Безопасности ООН 1701 от 11 августа 2006 г., завершившей Вторую ливанскую войну. По ее условиям от т. н. «голубой линии» до реки Литани должен быть район «свободный от любых вооруженных сил», за исключением ливанских и ВСООНЛ. Впрочем, в случае если таким способом снять угрозу от «Хизбаллый» не получится, Й.Галант подчеркнул, что Израиль «будет действовать всеми средствами, имеющимися в его распоряжении», в том числе военными.

Данное обстоятельство всерьез беспокоит Париж, который практически с самого начала текущего витка конфликта на Ближнем Востоке сосредоточил свое внимание не только на палестинском, но и на ливанском треке. Еще в октябре президент Пятой республики Э.Макрон подчеркнул, что направил ливанской шиитской группировке «непосредственно через своего посла», а также при помощи правительства в Бейруте сообщения о необходимости деэскалации. В начале ноября Министерство обороны Франции донесло аналогичное сообщение до правительства Б.Нетаньяху и «Хизбаллы», призвав не дестабилизировать деятельность ВСООНЛ и не допустить разрастания палестино-израильской эскалации на Ливан, поскольку это ввергнет государство «в пропасть». В начале текущей недели появилась информации о готовящемся визите в Израиль французской делегации под руководством директора по оборонной политике и директора управления политики и безопасности МИД Пятой республики А.Руфо и Ф.Мондолони. Целью их прибытия заявлено сдерживания напряженности путем содействия исполнению упомянутой резолюции СБ ООН 1701.

Повышенное внимание Парижа к временным силам ООН, находящимся на ливано-израилськой границе, обусловлено прежде всего тем, что численность французского контингента миссии составляет около 700 человек. Представители вооруженных сил Франции входят в состав отделения связи, а также в оперативный резерв быстрого реагирования и отвечают за его вооружение. Аналогичный уровень вовлеченности в силы быстрого реагирования имеет Финляндия. Таким образом, одна из основных причин, толкающих Париж на сдерживание открытого конфликта – безопасность собственных военных. Помимо этого из высокой степени вовлеченности в ВСООНЛ вытекают и существенные обязательства, а значит и международный авторитет, что важно для страны с учетом эрозии присутствия в Африке.

Влияние Франции в Ливане строится в значительной степени на оказании ближневосточному государству финансовой помощи, нацеленной на смягчение экономического кризиса и, как следствие, стабилизацию власти. После разрушительного взрыва в порту Бейрута в августе 2020 г., по оценкам Счетной палаты Пятой республики, ассигнования, направляемые в Ливан из французского бюджета, увеличились почти в три раза, а сумма, поступившая в 2020-2022 гг. составила порядка 214 млн евро.

По данным журналистских расследований, Франция также продает Ливану продукцию своего ВПК, в частности, бронетранспортеры. Как утверждает оборонное ведомство Пятой республики, эти поставки являются критически важными для ливанских вооруженных сил, в том числе для взаимодействия и оказания поддержки ВСООНЛ. Помимо этого, в Париже полагают, что укрепление регулярной армии в противовес хорошо вооруженной «Хизбалле» в перспективе позволит снизить роль последней. Израиль, в свою очередь, подчеркивает, что боевая техника может попасть в руки шиитской группировки, кроме того, не исключен переход на строну «Хизбаллы» самих военнослужащих вместе с имеющимся у них оружием и техникой. Оснований полагать, что французские власти не в курсе о такого рода рисках, нет, а потому в данном случае речь, вероятно, идет об еще одном инструменте поддержания влияния.

Наконец, у Парижа есть еще и политические задачи, достижению которых конфликт Ливана и Израиля явно воспрепятствует. В ходе серии неудавшихся попыток избрать ливанского президента Париж поддержал С.Франжье, за которого выступала «Хизбалла». По мнению К.Э. Битара – руководителя Института политических наук Университета Святого Иосифа в Бейруте,  подобный шаг был сделан не из солидарности с группировкой, а в силу признания ее влияния в политике, причем конечной целью французской дипломатии, как предположил эксперт, была попытка выменять у нее пост президента на выгодного Франции и Саудовской Аравии премьер-министра. Немаловажно в этом контексте и то, что Франция не признает «Хизбаллу» однозначно террористическим формированием, принимая во внимание ее политическое представительство в стране и сохраняя таким образом возможности прямого общения.

В целом складывается ощущение, что Франция пытается использовать виток ближневосточного конфликта и особенно ситуацию в районе ливано-израильских границ для достижения целей своей региональной политики и компенсации потерь, понесенных в Африке. Однако степень влияния Парижа может оказаться ограниченной. Дипломатия Пятой республики вполне способна выступить каналом коммуникации между Иерусалимом с одной стороны и Бейрутом и «Хизбаллой» с другой, а также попытаться воздействовать на Ливан финансово. Впрочем, последняя тактика уже применялась в случае с Израилем, ХАМАСом и катарскими деньгами, доказав свою неэффективность в случае решения боевиков под воздействием иных факторов и целей пойти на открытую эскалацию.

56.12MB | MySQL:116 | 0,929sec