Что касается России, то она воспринимается как государство, не участвовавшее в колонизации Африки. На это накладывается и ностальгия по временам СССР. Тем более Россия делает упор на то, что не собирается навязывать африканцам правила жизни. Этим российская позиция вполне устраивает часть местных элит, особенно военных, которым надоели призывы французов проводить выборы, да ещё честно, а также договариваться с повстанцами и соблюдать права туарегов.
Но как только местные режимы попытаются так же, как и от французов, требовать от Москвы значительные финансовые средства, большую гуманитарную помощь или направить туда не инструкторов, а войска, создавать там военные базы, отношения могут сразу же испортиться. Это уже имело место с Китаем, который инвестировал в Африку десятки миллиардов, но не соглашается бесплатно кормить местное население, вооружать армии и посылать туда свои войска.
Пока трудно спрогнозировать, когда и чем закончатся сахельские перевороты. Скорее всего, рано или поздно отношения с Францией нормализуются, и, по-видимому, африканцы выторгуют какое-то увеличение помощи. Но вряд ли существенное, поскольку с экономической точки зрения богатства африканских недр европейцам и американцам не очень интересны.
Сейчас же Франция осуществляет линию на сворачивание своего военного и политического присутствия, а также сокращение финансовой помощи правящим режимам в регионе Сахаро – Сахеля и Центральной Африки ввиду их неспособности самим решать внутренние и экономические проблемы, противодействовать сепаратистским и исламистским группировкам без опоры на ресурсы бывшей метрополии. Их содержание становится дорогим и не окупается доходами от добычи там природных ископаемых. Аппетиты местных властей при этом растут. Уход этот весьма болезненно воспринимается во французском обществе и среди значительной части политической элиты страны. Но он продиктован прагматическими соображениями и вполне оправдан, прежде всего финансово. Париж не намерен и далее платить за сохранение там своего военно-политического присутствия, которое в любом случается сохранится, пусть и в других масштабах. Тем более США уходить оттуда не собираются и не свернут свое военное присутствие в Сахеле, и конкретно в Нигере, о чем уже были заявления из Вашингтона в конце сентября с. г.
Увеличение российского военного и политического присутствия в этом районе внешне создает видимость того, что Россия вытесняет оттуда Францию и Запад в целом, однако в силу объективных причин это не может быть подкреплено серьезными финансовыми вливаниями в страны Сахаро – Сахеля, без которых новые власти не способны будут продержаться даже в среднесрочной перспективе, поскольку им необходимо решить острые социально-экономические проблемы населения, ставшего опорой для военных переворотов против прежних элит. Речь идет как о прямых вливаниях в их бюджеты, так и инвестициях в их экономику. РФ такими финансовыми средствами просто не располагает, тем более что нет никаких перспектив возврата любых вложений туда.
В стратегическом плане Сахаро-Сахель не играет роли для интересов национальной безопасности России, поскольку он расположен слишком далеко от российских границ, а в самом этом регионе у Москвы нет врагов, с которыми необходимо активно бороться. Разве что позлить президента Франции Э.Макрона. Поэтому нет нужды создавать там дорогостоящие военные базы или пункты базирования подразделений российской армии. Тем более ни одна страна этого региона не имеет выхода к морю, что затрудняет и удорожает снабжение российского военного присутствия в любом виде. Единственно полезным может быть лишь сотрудничество в сфере борьбы с террористическими группировками, которые как-то угрожают российским партнерам там, например Алжиру и Ливии.
Присутствие РФ в ССЗ никогда не имело стратегического значения для государственных интересов России, обеспечивая в последние годы главным образом удовлетворение личных амбиций и защиту сомнительных коммерческих проектов Е.Пригожина и его командного звена. Тем более закончилось это тем, что последний вообще поднял вооруженный мятеж против законного руководства России. Для РФ гораздо важнее сохранить и закрепить свои позиции в странах своего традиционного влияния. Тем более что они являются ключевыми игроками континента.
Поэтому несколько необычной кажется недавняя информация о том, что в Вооруженных силах РФ якобы создаётся отдельная структура для координации военного влияния в Африке с воинскими подразделениями под названием Африканский корпус. Эти подразделения якобы будут иметь общую численность российских военнослужащих, эквивалентную 12-ти отдельным общевойсковым бригадам. В функции российского Африканского корпуса якобы входят ведение боевых действий на континенте, для поддержки стран Сахеля, стремящихся окончательно избавиться от неоколониальной зависимости и обрести полноценный суверенитет. Первичным источником информации о создании Африканского корпуса ВС РФ является информационное агентство «Африканская инициатива», которое опубликовало статью о создании этой военной структуры, ссылаясь на неназванный военно-дипломатический источник. Также, 21 ноября с. г., эксперт Центра военно-политической журналистики Борис Рожин, отметил в своем Telegram-канале, что Африканский корпус ВС РФ, будет насчитывать более 40 тысяч военнослужащих, а существенную часть нового африканского проекта составят бойцы ЧВК «Вагнер». То есть Россия создает аналог французского Иностранного легиона и найдет 40 тысяч военных, говорящих по-французски? По некоторым данным, минимальная зарплата военнослужащего Африканского корпуса ВС РФ будет достигать 280 тысяч рублей в месяц. За время нахождения за рубежом, бойцу начисляются выплаты в иностранной валюте (в какой не уточняется). Рекрутинговые контакты по набору в Африканский добровольческий корпус МО РФ, публикует в своём блоге Борис Рожин. А использование вооруженных сил в Африке, должно приносить России не только политическую и военную (создание баз и аэродромов), но и экономическую пользу, такую как контроль месторождений нефти, алмазов, золота, платины, кобальта, урана и редкоземельных элементов и их разработка с африканскими партнерами. Это все смахивает на попытку создать журналистскую сенсацию, причем откровенно фантастического плана. Ведь Министерство обороны РФ никак не занимается развитием экономического сотрудничества с зарубежными странами. На это существуют гражданские экономические федеральные ведомства, а также государственные и частные компании России. И есть соответствующие решения 2-го саммита Россия – Африка ( июль 2023 года, Санкт-Петербург).