Ближневосточные производители барражирующих боеприпасов: состояние и перспективы развития

Барражирующие боеприпасы в последние годы стали одним из активно развивающихся направлений разработки беспилотной авиационной техники. Их применение в военных конфликтах интенсифицируется, а компании-разработчики активно выводят на рынок новые модели различных типов и классов.

Барражирующие боеприпасы, или, как их еще называют, беспилотники-камикадзе, то есть аппараты фактически одноразового применения, оснащенные интегрированной в конструкцию боевой частью, появились относительно давно, но именно в последние несколько лет в этом сегменте наблюдается взрывной рост. Военные конфликты последних лет демонстрируют активное увеличение интереса вооруженных сил многих стран к применению таких систем.

Ключевым фактором, обуславливающим такой рост интереса, стало то, что боевые действия стали интенсифицироваться, и в текущих условиях успех той или иной стороны во многом обеспечивается за счет минимизации длительности цикла «обнаружение-поражение целей». Барражирующие боеприпасы дополнили доминировавшую связку разведки (в том числе беспилотной) и артиллерии концептуально новым решением, объединяющим в одном изделии средства разведки и поражения. Такой вариант, хоть и обладал меньшей ударной мощью, позволил получить выигрыш в оперативности и скрытности применения.

Один из первых созданных в мире барражирующих боеприпасов – 125-килограммовый аппарат Harpy, разработанный израильским концерном Israel Aircraft Industries (IAI). Разработчики этой компании успешно переосмыслили имевшиеся до того неудачные попытки реализовать новую концепцию и добились положительного результата. Дальнейшие шаги в развитии тематики барражирующих боеприпасов также связаны в первую очередь с Израилем.

Израиль

Harpy был ориентирован на поражение радиолокационных станций комплексов ПВО. И его возможности в этой части одновременно стали и его ограничениями. Для дальнейшего развития концепции необходимо было расширение спектра задач. В результате на основе системы Harpy авиастроительный концерн IAI создал усовершенствованный барражирующий боеприпас Harop. Для него был разработан новый планер с измененной формой фюзеляжа, передним горизонтальным оперением, килями и крылом переменной стреловидности. Также изменились и общие массогабаритные параметры: размах крыла увеличился до 3 м, а максимальная взлетная масса повысилась до 135 кг.

Под увеличенной носовой частью аппарата была помещена гиростабилизированная платформа с оптико-электронной системой разведки, которая позволяла оператору вести поиск целей и выполнять наведение на цель. Также кардинальной переработке подверглась электроника комплекса, что обеспечило реализацию новых функций. При этом для поражения выявленных целей внутри планера размещался осколочно-фугасный заряд массой 23 кг.

Испытания изделия Harop начались в 2003 году, а через несколько лет эта система поступила на вооружение ЦАХАЛ. В конце 2000-х начался международный маркетинг системы. Первым зарубежным эксплуатантом стала Индия, подписавшая в сентябре 2009-го контракт на покупку 10 комплексов. В том же месяце партию БПЛА Harop договорилась приобрести Германия. Еще одним заказчиком стал Азербайджан, который применял их во время вооруженных столкновений с армянскими формированиями в апреле 2016 года в Нагорном Карабахе.

В дальнейшем линейка барражирующих боеприпасов концерна IAI еще более расширилась. На базе планера Harop была создана версия боеприпаса для работы по радиолокационным станциям ЗРК, которая в память о родоначальнице семейства получила наименование Harpy NG. Аппарат был лишен оптикоэлектронной системы, вместо которой установили пассивную радиолокационную ГСН. В остальном, как сообщалось, была соблюдена максимальная унификация этого БПЛА с Harop.

Также в IAI была реализована уменьшенная версия барражирующего боеприпаса – Mini Harpy. Новый планер построен по нормальной аэродинамической схеме с хвостовым оперением в виде перевернутой V и прямым высокорасположенным крылом с законцовками. Средства наведения включают как оптикоэлектронную систему, так и систему радиотехнической разведки. Впервые «Мини Гарпия» была показана на авиасалоне Aero India в 2019. году. Сейчас, по имеющимся данным, эта система находится на вооружении Армии обороны Израиля.

В сегменте мультироторных барражирующих боеприпасов IAI предлагает аппарат вертикального взлета-посадки Rotem L (Rotem 1200). Максимальная взлетная масса квадрокоптера – около 6 кг. БПЛА-камикадзе может находиться в воздухе до 30 минут, неся боевую часть массой 1,2 кг. Радиус действия Rotem L – 10 км.

Следом за IAI к работам по тематике барражирующих боеприпасов подключились и другие компании израильского ВПК. В настоящее время эта страна представлена на рынке беспилотников-камикадзе продукцией всех основных фирм, работающих в области беспилотной техники.

Небольшая частная Компания UVision полностью специализируется на барражирующих боеприпасах и предлагает весьма широкий модельный ряд аппаратов. Компания разработала семейство систем HERO, в которое входят аппараты различных классов. Сейчас в ее каталоге имеется шесть систем: HERO-30, HERO-90, HERO-120, HERO-400, HERO-900 и HERO-1250; их максимальная взлетная масса составляет 3,5; 9; 18; 50; 110 и 155 кг с массой боевой нагрузки 0,5; 1,5; 4,5; 10; 30 и 50 кг, соответственно.

Четыре первых беспилотных аппарата в линейке – HERO-30, HERO-90, HERO-120, HERO-400 – выполнены с X-образным крылом, плоскости которого раскладываются при запуске, и крестообразным хвостовым оперением. Последние два наиболее тяжелых БЛА – HERO-900 и HERO-1250 – имеют прямое высокорасположенное крыло и крестообразное хвостовое оперение, как и у младших моделей.

В носовой части каждого из беспилотных аппаратов, входящих в линейку компании UVision, располагается оптико-электронная система наведения. Компания предлагает свои аппараты со стандартной универсальной боевой частью собственной разработки, однако, по словам ее представителя, готова интегрировать боевую нагрузку сторонних производителей.

Что касается эксплуатантов, известно, что барражирующие боеприпасы семейства HERO используются в Армии обороны Израиля, а также с 2015 года поставлялись за рубеж – в частности, в США, Индию, Европу (через партнерство с Rheinmetall).

Крупная частная израильская оборонная компания Elbit Systems продвигает на рынок свой барражирующий боеприпас SkyStriker. Максимальная взлетная масса аппарата самолетного типа составляет 35 кг. Он может нести боевую часть массой 5 или 10 кг, в зависимости от решаемых задач. Система была создана в 2016 году, тогда же впервые показана публично. В 2019 году стало известно, что ее первым иностранным заказчиком стал Азербайджан – во время посещения президентом страны Ильхамом Алиевым Центра строительства и ремонта судов Береговой охраны Государственной пограничной службы Азербайджана ему, помимо прочего, были впервые продемонстрированы эти барражирующие боеприпасы.

Кстати, Азербайджан использует также беспилотники-камикадзе еще одного израильского разработчика – компании Aeronautics. Речь про Orbiter 1K, собираемый в стране по лицензии. Этот БПЛА построен на базе разведчика Orbiter 2. Максимальная взлетная масса аппарата – 13 кг, включая боевую часть массой до 3 кг. Максимальная продолжительность полета может достигать 3 ч, а радиус действия – 100 км. Оптико-электронная система наблюдения этого аппарата аналогична системам, устанавливаемым на ряде других беспилотников семейства Orbiter. Помимо нее, барражирующий боеприпас способен нести осколочно-фугасную боевую часть массой около 2,2 кг, которая содержит 4000 поражающих элементов из вольфрама.

Оборонная компания Rafael в линейке своей продукции предлагает малоразмерный тактический барражирующий боеприпас вертикального взлета-посадки Spike FireFly. Этот 3-килограммовый БПЛА-камикадзе может нести осколочную боевую часть массой до 350 г. Максимальная продолжительность полета – 15 мин. Радиус действия, как сообщалось, составляет 1000 м на открытой местности и 500 м в городской среде.

Иран

В Иране, где реализуется масштабная программа создания собственных беспилотных авиационных систем, также существует немало барражирующих боеприпасов. Многие из них построены на основе моделей изначально разведывательного назначения. Среди имеющихся беспилотников-камикадзе наибольший интерес представляют модели из линейки Shahed, созданные по схеме «бесхвостка» с дельтовидным крылом Shahed-131 и Shahed-136. Эти аппараты были первоначально разработаны специально под требования Аэрокосмических сил КСИР Ирана для нанесения массированных ударов по объектам в глубоком тылу противника, как недорогой аналог малозаметных крылатых ракет большой дальности.

Shahed-136 имеет максимальную взлетную массу порядка 200 кг, включая 50 кг ударной нагрузки, в качестве которой используется осколочно-фугасная боевая часть. В движение аппарат приводит иранский поршневой двигатель Mado MD550 мощностью 50 л. с., представляющий собой копию немецкого Limbach L550E. Максимальная дальность дрона достигает 2500 км. Осколочно-фугасная боевая часть Shahed-136 имеет массу до 50 кг и благодаря усиленной стальной оболочке способна пробить крышу здания, обшивку надстроек и корпуса судна и т.д., что обеспечивает ее взрыв внутри для нанесения более значительных повреждений цели.

Вторая из упомянутых моделей – Shahed-131 – имеет массу примерно 135 кг, включая боевую часть массой порядка 15 кг. В качестве силовой установки на Shahed-131 используются местные двигатели Shahed-783 или Mado MD275. Боевая часть беспилотника, как и у более крупной модели, осколочно-фугасного типа.

Обе модели выполняют полет к цели по заранее заложенным координатам. Впрочем, известны случаи их оснащения оптико-электронными средствами наведения при действиях по целям, находящимся в пределах работы канала связи.

Турция

Турция в разные годы сотрудничала с различными мировыми компаниями-разработчиками беспилотных систем. Однако, столкнувшись с ограничениями политического характера, активизировала работы в направлении создания собственных систем БПЛА. Это в полной мере касается и барражирующих боеприпасов.

Здесь имеют место некоторые заимствования. Так, барражирующий боеприпас Kargi турецкой компании Lentatek (бывшая Vestel Defense) изначально создавался как аналог израильского барражирующего боеприпаса Harpy для его замещения в вооруженных силах Турции. Неудивительно, что и внешне аппарат весьма похож на израильский прототип. В качестве силовой установки БПЛА оснащается двухтактным бензиновым двигателем PG-50. Как сообщалось, Kargi может выполнять полеты продолжительностью до 6 ч.

Первая версия БПЛА была оснащена пассивной радиолокационной головкой самонаведения. В 2022 году на азербайджанской оборонной выставке ADEX-2022 представлен обновленный вариант с оптико-электронной системой наведения.

Турецкая государственная компания STM (Savunma Teknolojileri Mühendislik ve Ticaret AŞ) имеет несколько разработок в сегменте барражирующих боеприпасов. Так, здесь создан портативный мультироторный барражирующий боеприпас Kargu. Его максимальная взлетная масса – 7,8 кг, включая боевую часть массой 1,3 кг. Аппарат может находиться в воздухе до 30 мин. Радиус действия Kargu – 10 км.

Еще одно подражание продукции американских разработчиков – противопехотный барражирующий боеприпас Alpagu турецкой государственной компании STM. Оснащенный электродвигателем БПЛА самолетного типа может выполнять полеты продолжительностью до 15 мин, неся боевую часть массой до 0,4 кг. Радиус действия аппарата составляет 10 км. Запуск беспилотника выполняется из пускового контейнера.

Перспективы

Опыт развития и применения беспилотников-камикадзе странами Ближнего Востока показывает, что идея соединить в одном изделии беспилотник и бомбу оказалась очень востребованной. Несмотря на относительно небольшую ударную мощь и на то, что подобные аппараты чаще всего одноразовые, они пользуются существенным спросом, так как позволяют оперативно поражать приоритетные цели.

К настоящему времени идея создания одноразовых ударных беспилотников многократно реализована на базе платформ различных типов и классов. Среди них превалирует самолетный тип аппаратов, однако в последние годы расширился также сегмент барражирующих боеприпасов, построенных на основе аппаратов вертолетного типа, включая дроны мультироторной схемы, что обусловлено задачами применения в условиях наличия препятствий, в том числе в городской среде.

Нет сомнений, что уже в ближайшие годы мы будем наблюдать появление на ближневосточном рынке вооружений множества новых моделей барражирующих боеприпасов. Причем к работам по этой тематике, понимая открывающиеся перед компаниями-производителями перспективы, подключатся и новые игроки. Также наверняка будут предприняты попытки реализовать новые перспективные тактические приемы, в том числе связанные с роевым применением.

55.81MB | MySQL:116 | 0,691sec