После нападения на Израиль 7 октября 2023 г. из сектора Газа ЦАХАЛ наносит удары по анклаву. По данным на 13 декабря, по израильской территории было выпущено более 12 00 ракет. В результате атаки ХАМАСа погибли более 1 200 человек, 10 039 ранены, 138 удерживаются в качестве заложников в секторе Газа (в дополнение к 4 чел., плененным много лет назад), 114 чел. освобождены. В ходе столкновений погибли 445 израильских военнослужащий[i]. С момента окончания перемирия 1 декабря израильская армия продолжила бомбить различные районы сектора Газа. На данный момент (с 7 октября) в анклаве погибли, по меньшей мере, 18 787 чел., из них 70% – женщины и дети, раненых –50 897[ii]. На Западном берегу р. Иордан убито не менее 274 палестинцев[iii]. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху выступил против планов США разместить передать власть Палестинской национальной администрации в секторе Газа после завершения военной кампании ЦАХАЛа: «Газа не будет ни Хамастаном, ни Фатахстаном».
Б.Нетаньяху заявил это в тот период, когда президент США Джо Байден испытывает давление с целью повлиять на Израиль, чтобы остановить войну в Газе. США на беспрецедентном уровне поддержали войну Израиля, направив ему военную и финансовую помощь. Вашингтон наложил вето на резолюцию Совета Безопасности ООН, призывающую к гуманитарному прекращению огня. Израильский премьер-министр поблагодарил администрацию Байдена и заявил о том, что «очень ценит американскую поддержку», однако отметил наличие «разногласий по поводу «дня после ХАМАСа»», которые он надеется преодолеть.
Б.Нетаньяху подчеркнул, что он «не позволит Израилю повторить ошибку Осло», имея в виду Соглашения 1993 г., которые год спустя позволили создать палестинский руководящий орган известный как Палестинская национальная администрация (ПНА). ПНА во главе с Махмудом Аббасом (Абу Мазеном) управляет в той или иной мере «зоной А» и «зоной Б» на Западном берегу р. Иордан и до 2007 г. также управляла сектором Газа, но ХАМАС вытеснил ее из анклава в результате кровавого переворота. Это, в свою очередь, последовало за выводом израильских военных из сектора Газа и эвакуацией 21 еврейского поселения в 2005 г.
Б.Нетаньяху объяснил, что ХАМАС не может управлять Газой после войны, но ПНА тоже на это не способна, особенно в свете ее политики предоставления ежемесячных выплат заключенным в израильские тюрьмы палестинцам и их семьям. «После великих жертв наших мирных жителей и наших солдат я не позволю въезд в Газу тем, кто обучает терроризму, поддерживает терроризм и финансирует терроризм», — сказал он.
Помимо давления на Байдена в самой Америке, в Израиле также не все поддерживают проводимую действующим правительством политику. Лидер партии «Авода» Мейрав Михаэли заявила: «В течение 30 лет Нетаньяху обвинял Осло, и более 16 из них он был премьер-министром. Он не отменил Осло, он продолжил Осло и использовал его для подстрекательства и закрепления себя во власти. Он так и не придумал другого решения, а то, что он сделал, было ужасной, ужасной неудачей. Путь Осло – это путь, который нужен Государству Израиль – политическое урегулирование, направленное на прекращение конфликта. Пока мы не пойдем по этому пути, мы продолжим следовать за Биби и заблудимся», — сказала она[iv].
Эльдад Шавит, старший научный сотрудник Института исследований национальной безопасности (INSS), бывший сотрудник Управления военной разведки ЦАХАЛа и канцелярии премьер-министра, и его коллега Чак Фрейлих, бывший заместитель советника по национальной безопасности Израиля, допуская изменение пока сильной поддержки администрации Байдена действий ЦАХАЛа в секторе Газа, пытаются определить факторы, способные ее подорвать, и возможности Израиля это предотвратить.
Они отмечают, что даже после двух месяцев боевых действий администрация США воздерживается даже от комментариев, которые могут быть истолкованы как призыв к прекращению огня. Так, 7 декабря 2023 г. заместитель помощника президента США по национальной безопасности Джонатан Файнер подчеркнул, что в секторе Газа «конфликт Израиля, а не США», поэтому это не дело США устанавливать ЦАХАЛу сроки военной операции. Согласно вице-президенту Камале Харрис, администрация поддерживает «законные военные цели Израиля – устранить угрозу [в виде] ХАМАСа», одновременно напомнила, что Белый дом требует строгого соблюдения международного права в плане гуманитарной помощи Газе и защиты жизни «невинного» гражданского населения. Высокопоставленные официальные лица США стали все чаще призывать своих израильских коллег избегать убийства «невинных людей». Министр обороны США Ллойд Остин пошел еще дальше, заявив, что «если вы бросите [мирных жителей Газы] в объятия врага, ваша тактическая победа обернется стратегическим поражением». Госсекретарь США Энтони Блинкен подчеркнул, что Израиль не достаточно внимательно относится к призывам США уменьшить потери среди гражданского населения. Однако представитель Совета национальной безопасности высоко оценил усилия Израиля по нанесению высокоточных ударов и публикацию карты, показывающей безопасные зоны в секторе Газа, которую он назвал необычной по сравнению с поведением других современных вооруженных сил. Советник по национальной безопасности Джейк Салливан обвинил ХАМАС в нарушении соглашения о прекращении огня после того, как движение отказалось освободить женщин-заложниц в рамках соглашения.
Эксперты INSS также указывают на то, что администрация США не упускает возможности поднять вопрос о принципах, лежащих в основе восстановления Газы «на следующий день» после войны. Эти принципы заключаются в следующем: никакого насильственного перемещения местного населения, никакой повторной оккупации сектора Газа израильскими силами, никакой осады или блокады, никакого сокращения территории и никакого использования Газы в качестве платформы для терроризма. Точно так же Соединенные Штаты подчеркивают, что они хотят видеть объединение сектора Газа и Западного берега р. Иордан под контролем «обновленной» Палестинской национальной администрации. Отмечается, что в беседах с региональными игроками вице-президент К.Харрис подчеркнула, что необходимо региональное соглашение и поддержка по трем ключевым вопросам, которые положат конец конфликту, чтобы ХАМАС больше не могло управлять сектором Газа, а Израиль создал для себя условия безопасности. Взамен палестинцы получат полный политический горизонт, а также надежды на экономическое развитие и свободу. В данном случае подразумевается следующее:
- Восстановление анклава. Международное сообщество должно инвестировать значительные ресурсы в поддержку краткосрочного и долгосрочного восстановления сектора Газа.
- Безопасность. Необходимо укрепление силовых структур ПНА, чтобы они взяли на себя ответственность за обеспечение безопасности в секторе Газа. Пока этого не произошло, должны существовать механизмы безопасности, приемлемые для Израиля, народа Газы, ПНА и международных партнеров. Однако при любом сценарии «террористам не будет разрешено продолжать угрожать Израилю».
- Правительство. Необходимо возродить ПНА, чтобы она могла служить воле палестинского народа на основе верховенства закона и правительства, действующего прозрачно на благо народа. Возрожденная ПНА должна иметь возможность управлять Газой и Западным берегом р. Иордан.
Проведя анализ всех официальных комментариев администрации США, включая статью президента Байдена в Washington Post от 18 ноября, эксперты INSS приходят к выводу, что «несмотря на периодическую критику того, как ЦАХАЛ ведет войну, США по-прежнему рассматривают военную операцию Израиля против ХАМАСа как практическую возможность победить эту террористическую организацию и шанс для возможного изменения реальности в секторе Газа и, возможно, даже на Ближнем Востоке». Более того, «Байден рассматривает события на фронте Газы как преобразующие и полагает, что они будут иметь далеко идущие стратегические последствия для баланса сил на международной арене в течение следующих нескольких лет». Эксперты предполагают, что «Байден с самого первого момента понял, что, не победив ХАМАС и не лишив его способности управлять сектором Газа, «ось зла», как он называет Китай, Россию, Иран и их союзников, победит. А это неприемлемый для Соединенных Штатов результат».
Э.Шавит и Ч.Фрейлих отмечают, что под шквалом критики некоторые государственные служащие в Госдепартаменте и даже в Белом доме все больше начинают сомневаться. Упоминается сообщение о том, что «около 500 членов администрации направили Байдену чрезвычайно критическое и необычное письмо». Осознавая также резкую критику Белого дома и Израиля в СМИ, администрация Байдена, тем не менее, продолжает рассылать сообщения, которые подчеркивают убежденность в правильности позиции. По мнению экспертов, администрация США заинтересована в скорейшем разгроме ХАМАСа, но в то же время она требует от Израиля действовать более осторожно. Они считают, что «частичное согласие Израиля с требованием США разрешить больше гуманитарной помощи в Газе, включая топливо, и избегать максимального вреда гражданскому населению, проявилось на местах и позволяет Белому дому продолжать поддерживать израильскую военную кампанию».
Эксперты INSS полагают, что «позиция нынешней администрации представляет собой прекрасную возможность для Израиля, поскольку глубина и решимость американской поддержки посылают сигнал сдерживания противникам еврейского государства, особенно Ирану. Помимо этого, концепция, предложенная администрацией на «послезавтра», а также ее заявленное желание расширить процесс нормализации отношений между Израилем и Саудовской Аравией, соответствуют израильским интересам». Предполагается, что это также совпадает с интересами Эр-Рияда, заинтересованного в понимании того, к чему приведет война в секторе Газа. По мнению экспертов, «задача Израиля на следующий день после достижения всех объявленных военных целей должна заключаться в том, чтобы администрация США продолжала придерживаться того же подхода и взяла на себя ответственность за процесс изменения стратегической реальности в регионе. Общая цель должна состоять в том, чтобы ослабить членов «оси зла» и повысить мотивацию и заинтересованность умеренных арабских стран в улучшении отношений с Израилем».
Несмотря на утверждение, что поддержка Израиля до тех пор пока он не достиг своих военных целей явно в интересах Соединенных Штатов, эксперты советуют израильскому руководству признать, что изменение позиции Вашингтона – первые признаки чего они уже наблюдают – может произойти очень быстро и иметь далеко идущие последствия для возможности военных и политических маневров Израиля. Они допускают изменение позиции Белого дома в виду критических событий: прежде всего, осознания того, что Израилю трудно достичь своих военных целей в течение ограниченного периода времени, особенно если израильские операции приводят к серьезному гуманитарному кризису или масштабным потерям среди гражданского населения и/или распространению конфликта на северную границу Израиля, что чревато созданием ситуации, при которой США будут напрямую втянуты в войну. В настоящее время команда Байдена пытается проявлять сдержанность в ответ на значительное увеличение нападений на американские силы в Ираке и Сирии со стороны проиранских ополченцев, а также на усиление атак повстанцев-хоуситов по морским объектам. Предполагается, что Белый дом осознает проблему безопасности, с которой Израиль сталкивается на своей северной границе, но на данный момент американцы по-прежнему привержены разрешению кризиса дипломатическими средствами.
По мнению Э.Шавита и Ч.Фрейлиха, «если Израиль хочет заручиться твердой поддержкой США, ему придется продолжать внимательно относиться к американским интересам в отношении их видения будущего сектора Газа и интеграции анклава во всеобъемлющее соглашение в рамках усилий по разрешению палестино-израильского конфликта. На данный момент эксперты наблюдают разочарование в администрации Байдена по поводу нежелания Израиля участвовать в серьезных дискуссиях о будущем Газы. Они советуют израильскому руководству этого не допускать, поскольку «обе страны преследуют одни и те же долгосрочные цели: устранение угроз, в том числе со стороны «Хизбаллы» на северной границе; отстаивание интересов Израиля; и обеспечение долгосрочной безопасности. Для достижения этой цели Белому дому потребуется сотрудничество Израиля, когда речь зайдет о поиске способа вовлечения ведущих палестинских деятелей – или, с точки зрения администрации США, возрожденной Палестинской национальной администрации – в политический процесс, который завершится реализацией решения о двух государствах. Сотрудничество по этим вопросам облегчит США мобилизацию поддержки дополнительных игроков на региональной и международной арене, чтобы гарантировать их активное участие в процессах, которые будут необходимы для обеспечения стабильности в Газе и обеспечения ее восстановления и долгосрочного развития»[v].
[i] Real-time Updates / INSS. 14.12.2023. https://www.inss.org.il/publication/war-data/
[ii] Israel bombards Rafah as pressure mounts over civilian death toll in Gaza // Aljazeera. 14.12.2023. https://www.aljazeera.com/news/2023/12/14/israel-bombards-rafah-as-pressure-mounts-over-civilian-death-toll-in-gaza
[iii] Death toll across Palestine surges to 17,674, over 49,300 wounded // Wafa. 09.12.2023. https://english.wafa.ps/Pages/Details/139962
[iv] Gaza will be neither Hamastan nor Fatahstan, no Oslo 2 – Netanyahu // Jerusalem Post. 13.12.2023. https://www.jpost.com/breaking-news/article-777731
[v] The US, Israel, and the Ongoing War in Gaza / INSS. 12.12.2023. https://www.inss.org.il/publication/usa-israel-gaza-war/