Расширение российско-иранского оборонного сотрудничества представляет угрозу для Украины и Запада

по материалам  Джеймстаунского фонда

28 ноября иранские государственные СМИ сообщили, что Тегеран завершил заключение долгожданной сделки с Россией по закупке истребителей Су-35, ударных вертолетов и учебно-боевых самолетов. Хотя некоторые источники назвали это заявление очередным витком правительственных спекуляций, заместитель министра обороны Ирана генерал Махди Фарахи подтвердил сообщения полуофициальному информационному агентству Tasnim.  Со своей стороны, Кремль еще не подтвердил публично сообщение о соглашении. За последний год Иран добился успехов в модернизации и развитии своих ВВС и ВМС. Активизация сотрудничества с Россией во многом способствовала этому прогрессу, поскольку обе стороны подписали соглашения об активизации своих торговых, энергетических и военных связей. Недавнее расширение этого партнерства угрожает интересам Запада в более широком регионе и может представлять будущие риски для глобальной стабильности.

В 1990-х и начале 2000-х Иран больше полагался на военную помощь Китая, чем России. Тегеран постоянно закупал крылатые ракеты китайского производства для усиления своих военно-морских сил и модернизировал надводные боевые корабли, несмотря на международное эмбарго, введенное против Ирана . Позже Китай воздержался от экспорта современного оружия в Иран из-за опасений по поводу возможных санкций и открытой конфронтации с Соединенными Штатами. В результате Иран постепенно установил более тесные стратегические связи с Россией, и Москва начала помогать Тегерану в приобретении современных военных технологий.

Война против Украины придала новый импульс расширению российско-иранского партнерства. В первые месяцы войны России против Украины Москва изо всех сил пыталась добиться ощутимых результатов. Российские вооруженные силы были перегружены более совершенным вооружением украинской стороны и страдали от отсутствия дешевых альтернатив для замены тяжелой военной техники. Иран нашел решение в виде дешевых боеприпасов и начал поставлять российским военным сотни БПЛА-камикадзе  «Шахед». Россия в большом количестве использовала эти беспилотники для нанесения ударов по Киеву и критически важной инфраструктуре Украины. Кроме того, официальные лица обеих стран сообщили, что при иранском финансировании в России строится совместное предприятие по производству беспилотных летательных аппаратов для производства отечественных версий беспилотных летательных аппаратов «Шахед».

Партнерство Тегерана и Москвы идет на пользу не только российским военным операциям. Иран не может производить модернизированные ударные вертолеты и истребители из-за невозможности получать необходимые технологии вследствие жестких западных санкций. В этой связи Тегеран обратился к Москве за помощью в своих усилиях по военной модернизации и как к одному из единственных партнеров, которые могли бы поставить Ирану желаемые самолеты. Ноябрьское соглашение предусматривает поставку Россией Ирану неопределенного количества истребителей Су-35, ударных вертолетов Ми-28 и реактивных учебно-боевых самолетов Як-130. Эта сделка представляет собой первый случай закупки Тегераном современных истребителей с 1990-х годов.

Российско-иранское соглашение усилило опасения в Соединенных Штатах, Израиле и некоторых монархиях Персидского залива, что Иран планирует продемонстрировать свою новообретенную военную мощь в более широком региональном масштабе. Соединенные Штаты и другие западные страны также опасаются возможности того, что Иран может предоставить России более значительную военную помощь против Украины, а именно ракеты большой дальности. После истечения 18 октября срока действия запрета Совета Безопасности ООН на экспорт и импорт Ираном ракет большой дальности Тегеран заявил, что он больше не ограничен в разработке своих программ создания крылатых и баллистических ракет, а также в обмене этими технологиями со своими партнерами. Это заявление заставило некоторых предположить, что Иран начнет отправлять в Россию ракеты большой дальности в больших количествах, хотя явных доказательств этому на сегодня нет.

Израиль выразил обеспокоенность по поводу планов России помочь Ирану в модернизации его оборонной промышленности и рассматривает нынешнюю войну против ХАМАСа как часть более широкой гибридной войны Тегерана опосредованно против Израиля. Ноябрьское соглашение с Россией может побудить Иран стать более активной стороной конфликта. Однако маловероятно, что Россия будет открыто поощрять Иран использовать новые истребители и ударные вертолеты против Израиля или позволит Тегерану передать их своим ставленникам из «Хизболлы» и ХАМАСа.

Новая оборонная сделка, в случае успешного выполнения, проложит путь к более всеобъемлющему военному партнерству между Москвой и Тегераном. Например, ВВС Ирана в настоящее время находятся в крайне уязвимом положении, поскольку состоят в основном из самолетов и вертолетов времен холодной войны. Самолеты Су-35 и ударные вертолеты Ми-28 стали бы значительным улучшением в этом отношении. Тегеран также стремился значительно увеличить возможности страны в области ПВО и ПРО и, вероятно, будет добиваться дополнительной военной поддержки от России в достижении этой цели. Что касается международного запрета на импорт и экспорт иранского вооружения, Москва заявила, что она тоже больше не обязана юридически соблюдать такие ограничения, и приветствовала расширение сотрудничества со своими иранскими партнерами. Расширенное оборонное сотрудничество между Россией и Ираном, вероятно, выйдет за рамки истребителей и вертолетов. Это откроет путь для увеличения иранского экспорта ракет большой дальности и более сложных технологий беспилотных летательных аппаратов в Россию. Москва, в свою очередь, предположительно окажет Тегерану дополнительную техническую помощь в модернизации иранских вооруженных сил. Такие перспективы могут послужить основой для возобновления российского наступления на Украину в 2024 году с целью завоевания новых территорий и принуждения  Киева сесть за стол переговоров. Они также могут побудить Иран играть более активную военную роль на Ближнем Востоке, что может еще больше дестабилизировать регион.

55.86MB | MySQL:116 | 0,545sec