Атака в Западной Сахаре усложняет региональную стратегию США

 по материалам  Института исследований внешней политики  (FPRI), США   

За последние несколько месяцев по Западной Сахаре возник новый дискурс. После нападения отрядов Фронта ПОЛИСАРИО на Смару были высказаны новые опасения, что Фронт ПОЛИСАРИО и его государственные сторонники (например, Алжир и Южная Африка) тем самым косвенно подрывают интересы США. Некоторые аналитики утверждают, что недавние события требуют признания Фронта ПОЛИСАРИО террористической организацией, а Алжира государством-спонсором терроризма. Эти утверждения решительно оспариваются Фронтом ПОЛИСАРИО и его сторонниками. Чтобы разобраться в этих событиях, важно понимать, что происходит за кулисами американо-алжирских и американо-южноафриканских отношений. Если смотреть на это сквозь призму, в центре внимания оказываются новые конкурентные причины, по которым правительство США и его союзники поддерживают укрепление суверенитета Марокко над Западной Сахарой. Эти контекстуальные сдвиги не только угрожают существованию Фронта ПОЛИСАРИО и независимости сахарского народа: они могут создать напряженность в отношениях между США и Алжиром и США и Южной Африкой, которой могут воспользоваться другие государственные субъекты, такие как Китай, Иран или Россия. В то же время происходят и контекстуальные сдвиги в противоположном направлении. Наиболее важным является недавнее улучшение американо-алжирских отношений. Инициаторами этого выступают посольство Соединенных Штатов в Алжире и Совет национальной безопасности. Белый дом признает, что это создает сложную стратегическую ситуацию. Он признает необходимость изменения статус-кво и рассматривает активизацию политического процесса Организации Объединенных Наций в Западной Сахаре как наилучший возможный вариант для попытки сделать это. И это несмотря на то, что это создаст напряженность в отношениях между США и Марокко.

Предыстория

В региональном контексте давнего конфликта между Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО произошли значительные изменения, и все это вызывает повышенную озабоченность в Вашингтоне.

Во-первых, широко распространено мнение, что отношения России с Алжиром и Южной Африкой укрепились после начала специальной операции на Украине. В сочетании с расширением структуры БРИКС это вызвало вопросы об общих предпочтениях двух стран новому мировому порядку. Существуют опасения по поводу роли, которую, как полагают, сыграли оба правительства в приостановлении статуса наблюдателя Израиля при Африканском союзе и их отношениях с Ираном и палестинскими группировками боевиков, особенно после нападения ХАМАСа на Израиль. В Западной Сахаре атака боевиков ПОЛИСАРИО на Смару усилила опасения по поводу их поддержки Фронта ПОЛИСАРИО в эскалации конфликта с американским союзником, который приводит к жертвам среди гражданского населения с обеих сторон.

Как следствие, среди некоторых аналитиков существует мнение, что Алжир и Южная Африка подрывают интересы США. Белый дом прилагает все усилия, чтобы изменить это мнение. Посольство США в Алжире видит трещины в стратегических отношениях между Алжиром и Россией, которые оно хочет использовать. В нем также признается риск сближения Алжира с Китаем, Ираном и Россией, если они открыто поддержат укрепление суверенитета Марокко над Западной Сахарой. Поэтому администрация Дж.Байдена ищет подход, который максимально отвечает интересам США. Марокканское правительство в свою очередь опасается, что это произойдет в ущерб его собственным интересам.

Оценка ключевых игроков

Для Фронта ПОЛИСАРИО это изменение фонового контекста имеет важные последствия для будущего их вооруженной борьбы за независимое государство в Западной Сахаре. Среди членов Конгресса временами возникало желание возложить ответственность на Алжир и Южную Африку за подрыв региональных интересов США, поскольку  для этих двух стран  сахарский национализм обеспечивает ценную платформу для демонстрации глобального лидерства в политике антиколониализма и антиапартеида. Для правительства США укрепление суверенитета Марокко лишило бы Алжир и Южную Африку приоритета внешней политики. Однако это также создает риски дать толчок по сближению Алжира и Претории с крупными державами-конкурентам. Следовательно, администрация Байдена пытается противостоять давлению с целью использования Западной Сахары в качестве платформы для навязывания последствий Алжиру и Южной Африке.

Варианты политики

Для Вашингтона существует неисключительный набор политических вмешательств, которые могут оказаться полезными в стремлении укрепить суверенитет Марокко над Западной Сахарой. Это может привести к объявлению Фронта ПОЛИСАРИО террористической организацией, а затем к рассмотрению вопроса о назначении Алжира и Южной Африки государственными спонсорами терроризма. Соединенные Штаты и их союзники могли бы расширить обмен разведданными о Фронте ПОЛИСАРИО с Марокко и передать  более продвинутые возможности по борьбе с повстанцами. Правительство США может оказать давление на африканские страны-партнеры, чтобы они отозвали дипломатическое признание Сахарской Арабской  Демократической Республики. Это может даже лишить Южную Африку статуса бенефициара в соответствии с Законом о росте и возможностях Африки. Аналитики Beltway уже выразили поддержку объявлению Фронта ПОЛИСАРИО террористической организацией после нападений  на Смару. Это резко контрастирует с предпочтительным подходом администрации Байдена: активизацией политического процесса Организации Объединенных Наций «для достижения прочного и достойного решения» в Западной Сахаре. От себя отметим, что любые санкции  в отношении Алжира на сегодня практически ничтожны. Причина прозаична – значительная доля алжирского газа на европейском рынке при фактически отсутствия какой-либо иной инициативы.

Расчеты американцев

Для администрации Байдена принятие решений по Западной Сахаре требует тщательного рассмотрения политических реалий, которые развиваются в нескольких направлениях. Например, укрепление суверенитета Марокко над Западной Сахарой продвинуло бы предполагаемые национальные интересы Марокко и Израиля, и большое количество американцев считают, что правительство США «должно учитывать интересы союзников, даже если это означает компромиссы». Президент Джо Байден взял на себя обязательство защищать либеральный международный порядок во время своей предвыборной кампании, который требует, чтобы «международное право ограничивало действия государств». Позиция международного права заключается в том, что Западная Сахара является неколонизированной территорией, находящейся под военной оккупацией Марокко, а Фронт ПОЛИСАРИО является законным представителем сахарского народа. Однако Байден также взял на себя обязательство «снова стоять плечом к плечу с нашими союзниками и ключевыми партнерами». Более того, широко распространено мнение, что поддержание либерального международного порядка зависит от «американской системы альянсов». В то время как некоторые члены Конгресса, возможно, желают наложить  серьезные рестрикции на Алжир и Южную Африку, а у некоторых также, похоже, есть желание «подтвердить приверженность Соединенных Штатов проведению референдума о самоопределении сахарского народа Западной Сахары». Ранее в этом году Белый дом обозначил прагматический сдвиг в сторону взаимодействия с «регионом способами, совместимыми с нашими законами, чтобы мы могли продолжать обеспечивать безопасность региона». Как следствие, любое внешнеполитическое решение по Западной Сахаре почти наверняка повлияет на приоритетные задачи национальной безопасности, включая конкуренцию между крупными державами, и защиту зарубежного военного присутствия Соединенных Штатов и их союзников в Северной Африке и Сахеле.

Трудно сказать, предпримет ли администрация Байдена радикальный шаг в поддержку укрепления суверенитета Марокко над Западной Сахарой. Пока вместо этого она предпочитает достичь урегулирования путем переговоров в рамках политического процесса Организации Объединенных Наций.

Восприятие за рубежом

Ряд государств выигрывают от политического вмешательства США в поддержку укрепления суверенитета Марокко над Западной Сахарой, особенно Марокко. В связи с этим Израиль считает, что нормализация отношений с Марокко отвечает национальным интересам. Укрепление суверенитета Марокко над Западной Сахарой сняло бы значительную напряженность, существующую в американо-марокканских отношениях и снизило бы  риск того, что правительство США отзовет свое признание суверенитета Марокко над Западной Сахарой, которое было предварительным условием нормализации мароккано-израильских отношений. Израиль считает, что статус наблюдателя в Африканском союзе отвечает его национальным интересам. Прекращение членства Сахарской Арабской Демократической Республики в Африканском союзе уменьшило бы число членов Африканского союза, выступающих против восстановления этого статуса.  Китай, Иран и Россия, вероятно, рассмотрят американское политическое вмешательство в поддержку укрепления суверенитета Марокко над Западной Сахарой как ценную возможность попытаться вбить клин в американо-алжирские и американо-южноафриканские отношения, среди прочего.

Выиграют ли они от этого — другой вопрос. В мире конкуренции великих держав, накладывающихся друг на друга непредвиденных обстоятельств и меняющихся глобальных норм некоторые государственные субъекты, которые ожидали бы, что от этого они выиграют, вероятно, на самом деле станут жертвами. Это список включает и правительство США, которое пожертвовало бы значительной моральной силой в процессе осуществления такого политического вмешательства.

55.71MB | MySQL:116 | 0,469sec