Французские эксперты о расширении БРИКС за счет государств Ближнего Востока. Часть 2

На французском сайте Les Cles du Moyen Orient («Ключи к Ближнему Востоку») была опубликована статья Эмиля Бувье «Расширение БРИКС Замечательный выход на сцену Ближнего Востока» (1). В ней автор анализирует расширение БРИКС, состоявшееся 22-23 августа с. г. на 15-м саммите этой организации в Йоханнесбурге. На нем президент ЮАР Сирилл Рамафоза объявил о расширении организации за счет Саудовской Аравии, Ирана, ОАЭ, Египта, Эфиопии и Аргентины. Четыре из новых государств-членов БРИКС расположены на Ближнем Востоке. Французский эксперт анализирует, какие выгоды несет принятие в БРИКС новым членам этой организации. Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты видят в этом шанс обеспечить на долгий срок свое положение привилегированных поставщиков углеводородов в Китай. В 2021 году КСА была первым, а ОАЭ вторым экспортером нефти в Китай. В 2022 году ситуация изменилась. После начала СВО на Украине на первое место среди экспортеров нефти в КНР вышла Россия, старающаяся компенсировать свои потери от ухода европейского рынка. Страны-члены ОПЕК считают, что потребности Китая в нефти в ближайшие десятилетия будут расти, несмотря на то, что часть государств мира (коллективный Запад) стремится к снижению потребления углеводородов в рамках «зеленого перехода». КСА и ОАЭ, стремясь закрепить свое положение на рынке КНР, инвестируют миллиарды долларов в китайский downstream сектор (нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия). Например, в июле 2023 года саудовский нефтяной гигант Saudi Aramco, который часто называют государствообразующей компанией, приобрел 10% акций в саудовской нефтехимической компании Rongsheng Petrochemical за 3,6 млрд долларов. Соглашение предусматривает, в частности, поставку ежедневно на заводы этой компании 480 тысяч баррелей саудовской нефти.

Помимо общих интересов в энергетическом секторе КСА и ОАЭ стремятся заручится поддержкой Пекина в своих амбициозных программах по диверсификации экономики и освобождению от «углеводородной зависимости». Правительство Саудовской Аравии уже несколько лет работает над сопряжением программы «Саудовское видение-2030» с китайской программой «Один пояс, один путь». Образуются совместные предприятия и партнерства с целью получить доступ к технологиям и экспертизе китайских компаний. Например, в июне 2023 года на десятой Арабско-Китайской коммерческой конференции в Эр-Рияде было заключено соглашение о создании СП между Министерством инвестиций КСА и китайской компанией Human Horizons, занимающейся производством электрических автомобилей. Оно предусматривает создание в Саудовской Аравии завода по сборке таких автомашин.

Еще более привлекательной организация БРИКС является для Ирана. Иран являлся естественным кандидатом в члены БРИКС по причинам своего стратегического партнерства с КНР, антизападной внешнеполитической повестки и поиска глобальной экономической системы, альтернативной нынешней, в которой доминируют Соединенные Штаты. В течение десятилетий Иран находится под тяжким гнетом американских и европейских санкций. Более 80% своей нефти Исламская Республика экспортирует в Китай Миноритарными импортерами иранской нефти являются Сирия и Венесуэла (во всяком случае до частичного снятия американских санкций с Венесуэлы в 2022 году). Таким образом, экспорт нефти в Китай является на сегодняшний день главным источником валютных поступлений Тегерана. В 2022 году они достигли 47 млрд долларов. Такая ситуация заставила Конгресс США в июле 2023 года обсуждать вопрос о санкциях против компаний, содействующих нефтяной торговле между ИРИ и КНР.

В 2016 году верховный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи сформулировал доктрину «Взгляда на Восток», предусматривающую приоритетное развитие отношений с Китаем и Россией. Однако фактически такая установка стала воплощаться в жизнь еще в период двух президентских каденций Махмуда Ахмадинежада (2005-2013 годы). В 2021 году, незадолго до своего вступления в должность президент Ирана Эбрахим Раиси заявил о том, что развитие отношений с Китаем является внешнеполитическим приоритетом для его администрации. Эмиль Бувье отмечает, что такой прокитайский крен во внешней политике Ирана противоречит внешнеполитической доктрине имама Хомейни «нашарги, нагарби, эслами» («Ни Запад, ни Восток, а Ислам»). Однако жизнь всегда оказывается гораздо разнообразнее и актуальнее идеологических постулатов.

В марте 2021 года было подписано ирано-китайское соглашение о политическом и экономическом сотрудничестве сроком на 25 лет. Текст соглашения не стал достоянием широкой общественности, но кое-что просочилось в прессу.  Соглашение подразумевает китайские инвестиции в нефтяную, газовую и нефтехимическую индустрию Ирана в размере 280 млрд долларов в течение ближайших 25 лет. Одновременно китайская сторона обязуется вложить 120 млрд долларов в транспортную и промышленную инфраструктуру ИРИ. Взамен Китай получает исключительное право доступа к интересующим его проектируемым, строящимся или модернизируемым объектам иранского ТЭК. Китайская сторона получает право покупать нефть, газ и продукты нефтехимии по ценам с дисконтом 12% от мировых.  Китайские компании имеют также право на скидку в размере 6-8% в случае рискованных сделок. Одновременно китайские компании получают право рассрочки платежей до двух лет. Что самое важное, они имеют право расплачиваться с иранцами в мягких валютах, заработанных китайцами в результате коммерческих операций в Африке и странах СНГ. В этом случае деньги будут конвертироваться в твердые валюты дружественными ИРИ западными банками. Иранские источники говорят о том, что в зависимости от  курсов, по которым будет происходить этот обмен, китайцы надеются на дисконт еще в 8-12%. Таким образом, общий дисконт будет доходить до 32%.

Китайские компании будут строить на территории ИРИ промышленные предприятия и производить на них товары китайских брендов, которые будут потом доставляться на западные рынки. С этой целью планируется развитие транспортной инфраструктуры ИРИ и ее включение в программу «Один пояс, один путь». Китайские компании окажут Ирану содействие в электрификации 900 километров железной дороги, соединяющей Тегеран с важным административным центром   на северо-востоке страны Мешхедом. Существуют также планы строительства скоростной железной дороги Исфахан-Кум-Тегеран, которую предлагается продлить до Тебриза на северо-западе ИРИ. Тебриз, столица Иранского Азербайджана, является важным индустриальным центром, где сосредоточены предприятия нефтеперерабатывающей, газоперерабатывающей, металлургической и нефтехимической промышленности. Он является также исходным пунктом газопровода, соединяющей Иран с Турцией. Общий объем китайских инвестиций в экономику ИРИ, согласно протоколам о намерениях заявлен в 400 миллиардов долларов. Представляется, что это очень завышенная цифра. Однако среди иранского истеблишмента уже появились политические деятели, находящиеся в оппозиции к данному соглашению. Они заявляют о том, что Иран может попасть в кредитную кабалу КНР.

  1. Elargissement des BRICS : une entrée remarquée du Moyen-Orient (2/3). Qu’y gagnent les nouveaux membres ? (lesclesdumoyenorient.com)
56.02MB | MySQL:116 | 0,573sec