Как полагают американские эксперты по вопросам безопасности, американо-израильские разногласия начинают усиливается по темам послевоенных мер безопасности и политических договоренностей в секторе Газа, предполагая, что Израилю удастся, в конце концов, демонтировать там военную и организационную инфраструктуру ХАМАСа. Жизненно важная военная и финансовая поддержка Израиля позволяет Соединенным Штатам оказывать значительное влияние на лидеров страны, включая премьер-министра Биньямина Нетаньяху. С первых дней израильской военной операции в секторе Газа, начатой после нападения ХАМАСа на Израиль после 7 октября, официальные лица США в публичных комментариях и прямых переговорах призывали израильских лидеров соблюдать законы войны и предпринимать все возможные усилия для сведения к минимуму жертв среди палестинского гражданского населения. До недавнего времени администрация Дж.Байдена в основном воздерживалась от публичной критики военных действий Израиля, но совсем недавно она начала призывать Израиль снизить интенсивность боевых действий в Газе, чтобы сосредоточиться на более целенаправленных операциях. В ноябре официальные лица США сыграли важную роль в оказании давления на Нетаньяху, чтобы тот согласился на семидневное перемирие, в результате которого из Газы были освобождены 80 израильских и 25 иностранных заложников и увеличился поток гуманитарной помощи мирным жителям анклава. Официальные лица США предостерегают Израиль от расширения войны, имея в виду последние по времени заявления официальных лиц Израиля о готовности атаковать ливанскую «Хизбаллу», если она откажется отойти от израильско-ливанской границы в соответствии с резолюцией 1701 Совета Безопасности ООН.
Американские дипломаты провели предварительные обсуждения со странами-партнерами в Европе и на Ближнем Востоке, а также с официальными лицами ООН о потенциальных временных силах безопасности и руководящей администрации для сектора Газа, однако несколько влиятельных арабских государств заявили о нежелании предоставлять миротворческие силы для такой миссии. Израильские лидеры публично заявили, что Израиль не стремится повторно оккупировать Газу – позиция, соответствующая собственным предпочтениям Вашингтона. Израиль эвакуировал свои силы и поселения из анклава в 2005 году, хотя и ввел строгую блокаду территории анклава, но Генеральная Ассамблея ООН по-прежнему считает, что Израиль оккупирует Газу. Однако, к явному разочарованию официальных лиц США, Нетаньяху скорректировал свою позицию, заявив 6 ноября, что «в течение неопределенного периода [Израиль] будет нести общую ответственность за безопасность» сектора Газа. Похоже, что израильские лидеры хотят, по крайней мере, сохранить возможность отправлять ЦАХАЛ в Газу, чтобы помешать ХАМАСу или другим боевикам перегруппироваться для запуска ракет или других нападений на Израиль. Соединенные Штаты также выразили обеспокоенность подходом Израиля к ведению боевых действий в городах, призвав ЦАХАЛ в большей степени руководствоваться разведданными и назвав обязанность защищать мирных палестинцев «моральным долгом и стратегическим императивом». Совсем недавно также произошло небольшое изменение в позиции Европы: призывы к прекращению огня исходят от некоторых из самых верных европейских союзников Израиля. В минувшие выходные министр иностранных дел Великобритании Дэвид Кэмерон и министр иностранных дел ФРГ Анналена Бербок призвали к прекращению огня, сославшись на большое количество жертв среди гражданского населения.
Политические разногласия между правительством Нетаньяху и администрацией Байдена по поводу послевоенного будущего Газы стали более очевидными в декабре по вопросу возможной структуры управления сектором Газа и, как следствие, дорожной карты для урегулирования окончательного статуса между Израилем и палестинцами. 12 декабря Нетаньяху сказал в видеообращении, что он благодарен США за поддержку усилий Израиля по ликвидации ХАМАСа, но что были «разногласия по поводу дня после» поражения ХАМАСа. Также в военном кабинете Израиля наметились некоторые разногласия: так, министр Бени Ганц начал критиковать тех, кто участвует в «сфабрикованных спорах», связанных с конфликтом в Газе, особенно тех, которые наносят ущерб отношениям с Соединенными Штатами и администрацией Байдена. Президент США Джо Байден и его старшие помощники настаивали на том, чтобы послевоенная Газа управлялась палестинцами и возглавлялась «реформированной2 Палестинской национальной администрацией (ПНА), которая в настоящее время управляет Западным берегом. ПНА управляла сектором Газа до 2007 года, когда ХАМАС, насильственно изгнал ПНА и ее силы безопасности из анклава. Глава ПНА Махмуд Аббас заявил журналистам в декабре, что был бы готов вернуться в Газу в обмен на международные гарантии в поддержку формирования палестинского государства. Выступая против этой позиции Вашингтона, Нетаньяху пообещал заблокировать восстановление правления ПНА в Газе, повторив давнюю критику израильских правых в ее адрес, которая отражает желание премьер-министра Израиля апеллировать к своей внутренней политической электоральной базе. 12 декабря он заявил, что «не допустит въезда в Газу тех, кто обучает терроризму, поддерживает терроризм и финансирует терроризм». Официальные лица США согласны с тем, что ПНА коррумпирована, что стареющему Махмуду Аббасу не хватает широты видения, и что ПНА иногда не удавалось предотвратить нападения на израильтян на Западном берегу. При этом официальные лица США пока не определили альтернативу восстановлению управления ПНА в Газе, и они воспринимают противодействие Нетаньяху возвращению структур ПНА в Газу как препятствие для стабилизации анклава в долгосрочной перспективе.
Нападки Нетаньяху на ПНА представляют собой попытку противостоять давлению США и международного сообщества с целью проведения переговоров об окончательном урегулировании израильско-палестинского конфликта. Это решение неизбежно привело бы к созданию независимого палестинского государства, которое, предположительно, включало бы Газу и Западный берег. Хотя Нетаньяху время от времени на протяжении своей карьеры заявлял о потенциальной поддержке «решения о двух государствах», после нападения ХАМАСа он и его политические союзники отвергли идею палестинской государственности. Недавно Нетаньяху сказал, что он «гордится тем, что [он] предотвратил создание палестинского государства». Эта позиция отражает давнюю веру многих в партии Нетаньяху Ликуд и более широких израильских правых в то, что палестинское государство, скорее всего, попадет под влияние сторонников ХАМАСа или других лидеров боевиков и будет представлять угрозу безопасности Израиля, независимо от того, какие меры безопасности будут установлены. Кулуарно израильские официальные лица заявили журналистам, что «решение о двух государствах после того, что произошло 7 октября, является наградой ХАМАСу». Опасения Израиля по поводу палестинских угроз после 7 октября могут сделать оппозицию Нетаньяху созданию палестинскому государству жизнеспособным инструментом для обращения вспять его снижающейся популярности, которая упала до поразительно низкого уровня из-за его неспособности предотвратить нападение ХАМАСа. Нетаньяху также, по-видимому, рассчитывает, что противостояние давлению США с целью пойти на уступки палестинцам могло бы стать для него политическим преимуществом внутри страны.
Несмотря на оппозицию Израиля планам создания палестинской государственности, международные лидеры, включая президента Байдена, рассматривают такой исход как единственный способ разрешить, казалось бы, неразрешимый конфликт. Они утверждают, что недовольство палестинцев усилилось за последние несколько лет, поскольку ключевые арабские государства Персидского залива, к которым присоединились Марокко, Судан и, возможно, вскоре Саудовская Аравия, нормализовали отношения с Израилем еще до создания палестинского государства. Израильско-арабские соглашения, заключенные при посредничестве Соединенных Штатов, противоречат арабской мирной инициативе 2002 года предложенной Саудовской Аравией, которая обусловливала нормализацию отношений с Израилем, среди прочего «создание суверенного независимого палестинского государства на палестинских территориях, оккупированных с 4 июня 1967 года, на Западном берегу и в секторе Газа, со столицей в Восточном Иерусалиме». Указывая на то, что он продолжит оказывать давление на Нетаньяху, чтобы тот изменил свою позицию, 12 декабря президент Байден сказал: «Нетаньяху — хороший друг, но я думаю, что он должен измениться.…Вы не можете сказать, что в будущем вообще не будет палестинского государства». Повторяя этот комментарий, в официальном отчете о встрече 15 декабря с главой ПНА махмудом Аббасом говорится, что помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан «вновь подчеркнул давнее видение президента Байдена о более мирном, интегрированном и процветающем регионе Ближнего Востока и, в конечном итоге, пути к решению о двух государствах, которое предусматривает равные меры справедливости, свободы и достоинства как для израильтян, так и для палестинцев». Тем не менее, несмотря на широкую американскую поддержку Израиля, лидерам США может не хватить рычагов воздействия, чтобы заставить Нетаньяху согласовать свои позиции с их видением, оставляя Вашингтону мало вариантов, кроме как надеяться на распад правящей коалиции, возглавляемой Нетаньяху.
Основные выводы
Оппозиция премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху палестинской государственности и отказ рассматривать возвращение ПНА в Газу привели к некоторой дистанции между Израилем и администрацией Байдена по вопросам относительно того, что произойдет на следующий день после прекращения боевых действий.
Несмотря на согласие с Вашингтоном в том, что Израилю не следует повторно оккупировать Газу после текущего конфликта, Нетаньяху настаивает на том, чтобы Израиль сохранял роль в обеспечении безопасности в секторе Газа «на неопределенный срок».
Официальные лица США рассматривают оппозицию Нетаньяху палестинской государственности как препятствие на пути к остановке непрекращающегося насилия между Израилем и палестинцами.
Многие эксперты воспринимают политику Нетаньяху по противодействию давлению США как попытку сохранить у власти свою право-радикальную коалицию.