Турецкое издание Kriter о столетнем юбилее Турецкой Республики. Часть 15

Турецкая Республика 29 октября 2023 года отметила 100-летний юбилей с момента своего провозглашения. Это – давно ожидаемая дата, под которую действующим руководством страны ещё с 2011 года начало строиться планирование и разрабатываться программные документы.

Под 100-летний турецкий юбилей, один из печатных органов главного мозгового центра страны – журнал Kriter Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) вышел со специальным выпуском, в котором всесторонне подвел итоги турецкого пути за истекшее столетие, а также оценил текущую международную обстановку.

Продолжаем анализировать издание. Часть 14 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке:http://www.iimes.ru/?p=104588#more-104588 .

Напомним, что нами рассматривается публикация касательно возможности принятия новой Конституции страны. Автором материала стал эксперт Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) Сердар Гюленер. Материал озаглавлен как «В новый век – с новой конституцией».

Напомним, что в прошлой части нашей публикации мы коснулись двух принципиальных моментов, связанных с турецкой Конституцией.

Во-первых, мы говорили об обосновании турецкой властью принятия новой Конституции страны. Как отмечается идеологами этого процесса ни Конституция 1961 года, ни Конституция 1982 года не были документами, принятыми на основе демократического процесса.

«Во-вторых» вытекает из сказанного выше: турецкая власть не хочет бесконечно «перелатывать» Конституцию 1982 года, а намерена принять целиком и полностью новый документ, который должен быть по своему характеру и по процедуре одобрения полностью инклюзивным и поддержанным в ходе всенародного голосования.

Отметим одно немаловажное обстоятельство: до референдума 2017 года, когда страна была переведена на президентскую форму правления, турецкое руководство пыталось решить этот вопрос с оппозицией «полюбовно» — через создание и работу конституционной парламентской комиссии. Однако, на протяжении целого ряда лет результат не достигался: вряд ли Комиссии удалось договориться по статьям, превышающим 20% общего документа. Результатом стали уже жесткие действия турецкой власти, которая сработала предельно коротко и эффективно – через внесение конституционных поправок и пользуясь своим большинством в Меджлисе.

Аналогичная ситуация может сложиться и здесь.

Да, турецкая оппозиция также не ставит под сомнение тезис о необходимости принятия новой Конституции страны. В этом смысле, турецкая оппозиция (опять) идет в фарватере у власти. Она не может противопоставить ничего изложенным здесь и ранее тезисам. Таким образом, остается лишь сутевая дискуссия на тему того, что именно будет отражено в Основном документе страны.

И здесь двух мнений быть не может: основным источником «турецких бед», под которыми следует понимать и непростую экономическую ситуацию в стране, турецкая оппозиция называет переход от парламентской к президентской форме правления. На выборы 2023 года турецкая оппозиция шла с тезисом о так называемой «усиленной парламентской системе», которая должна прийти на смену президентской республике.

Как следует ожидать, это же противоречие сохранится и после выборов, даже несмотря на поражение оппозиции. Вилка парламентская – президентская республика продолжает разделять оппозицию и власть соответственно. И это – если мы говорим только о самом принципиальном вопросе. А есть ещё целый ряд моментов, которые, очевидно, будет сложно принять турецкой оппозиции. Одним из них можно считать вопрос много- или же мононациональности страны.

Как можно судить турецкое руководство, прежде всего, президент Р.Т.Эрдоган хочет провести страну по пути признания, причем, официального, закрепленного в Конституции, национальных меньшинств страны. В этом есть очевидный смысл с той точки зрения, что Турция движется на пути возрождения имперского характера государства. А империя – это про многонациональность.

С другой стороны, есть оппозиция, которая стоит на охранительных позициях того государства и режима, который был установлен основателем и первым президентом страны М.К.Ататюрком, который создавал Турцию как моногосударством и не вел речи об имперском проекте.

Пожалуй, кроме президентской республики, этот вопрос является ключевым с точки зрения построения будущего государства. Да, конечно, будущая столица или же принципы кемализма в документе основного закона также являются важными, однако, они не имеют столь принципиального значения по сравнению с вертикалью власти и построением империи.

Цитируем турецкого автора:

«Если процесс создания новой конституции, которая приведет Турецкую Республику во второе столетие, будет иметь эти характеристики, это также обеспечит прорыв с точки зрения османско-турецкой традиции создания конституции.

Если оставить в стороне основополагающий дух Основополагающего организационного закона 1921 года, который управлял Войной за независимость, окно возможностей для процесса, который охватывает, интегрирует и примиряет 85 миллионов человек, похоже, открылось впервые.

Использование этой возможности ставит перед руководством политического института необходимость. Перед парламентскими и президентскими выборами 14 мая 2023 года Народный альянс уже сделал акцент на новой конституции как на одном из важных пунктов повестки дня послевыборного периода.

Национальный альянс, с другой стороны, сосредоточился на новом конституционном процессе, используя подход, который больше фокусировался на изменениях, которые необходимо внести в правительственную систему.

Позиции показывают, что два основных альянса турецкой политики имеют атмосферу компромисса по новой конституции, и это является необходимым условием. Потому что компромисс, достигнутый в законодательном органе, будет иметь все большее влияние на социальную мотивацию».

Тут сразу надо заметить, что «атмосфера компромисса» существует лишь только по принципиальной готовности принимать новую конституцию страны. Однако, как мы показали выше, эта «атмосфера компромисса» является у турецкой власти и оппозиции разнонаправленной.

Завершается публикация следующим образом:

«Это (принятие новой конституции – И.С.) будет символизировать новый век Турецкой Республики.

Позиции показывают, что оба основных альянса турецкой политики имеют климат компромисса по новой конституции, и это является необходимым условием.

Возможность разработать демократическую конституцию, которая будет символизировать новый век Турецкой Республики и оставит свой след в мировой истории демократии и прав человека, доступна сегодня с большей мотивацией, чем когда-либо прежде.

Уроки, которые мы извлечем из прошлого столетия нашей Республики, должны стать руководством для нового процесса. Новая конституция, которая будет создана учредительным завещанием под руководством демократических политических деятелей, берет своим источником гражданскую социальную волю, действуя на основе либертарианской и эгалитарной философии, используя инклюзивный, основанный на участии и примирительный метод и опираясь на ценности ​​этих земель, является лишь долгом, который мы берем на себя перед поколениями следующего столетия. Не следует забывать, что это — не только ответственность, но и долг, которым мы обязаны перед поколениями, которые вырезали свои имена в прошлом столетии Турецкой Республики. Именно эта объединяющая сила будет символизировать новую конституцию».

Подводя черту под публикацией турецкого автора, заметим, что он не фокусировался на тех разногласиях, которые существовали на предыдущих этапах между турецкой властью и оппозицией, и которые, в итоге, привели страну к референдуму 2017 года. Полагаем, что это сознательный выбор – приглашение к «здоровым оппозиционным силами» присоединиться к действующей турецкой власти после того как оппозиционный альянс не только потерпел поражение на состоявшихся в мае месяце выборах президента и депутатов ВНСТ, но и, по сути, прекратил своё существование. Напомним, что турецкой власти для решения вопроса нужны голоса чуть менее 40 депутатов от оппозиции. Так что, это, по сути, — приглашение к несогласным с непримиримой турецкой оппозиции выступить на стороне действующей власти.

Именно этому «перетягиванию» на себя голосов отдельных депутатов и будет посвящена, как следует ожидать, деятельность нынешнего руководства страны.

На этом завершаем рассмотрение конституционной статьи в журнале Kriter. Завершают журнал следующие 4 публикации: посвященная изменившемуся характеру выборов в Турции, эволюции «опеки» в стране (под «опекой» подразумевается недемократический контроль над ходом политического процесса в стране со стороны группы лиц – И.С.), 100-летниие изменения понимания «окружающей среды» в Турции, а также эволюции муниципального дела. Полагаем, что этими публикациями в рамках нашего исследования можно пренебречь.

Итак, подводя черту под рассмотренным нами журналом «Kriter» отметим следующее: пожалуй, самым главным является та атмосфера постоянной интеллектуальной работы, которая ведется в турецких мозговых центрах. Результаты этой деятельности формируют для турецкого руководства достаточную питательную среду, которая позволяет ему формулировать идеи, ставить цели и задачи, которые дают стране новую перспективу.

Однако, есть одна серьезная проблема в турецком обществе, которая ставит турецкие планы под вопрос: речь идет даже не об экономическом положении в стране, а о том сложном расколотом обществе, которое сейчас наличествует в Турции. Преодоление раскола можно было бы назвать основной задачей действующего руководства страны, однако, позволим себе усомниться и в том, что Реджеп Тайип Эрдоган сможет консолидировать общество после 20-летнего правления и раскола, и в том, что такая консенсусная фигура, в современной турецкой реальности, в принципе, возможна.

Сложно себе представить и то, что Р.Т.Эрдоган вдруг сможет привлечь к себе заметный оппозиционный срез и то, что из недр власти и оппозиции появится человек, чьи рейтинги популярности, хотя бы, превышали бы 70%. А это автоматически означает и то, что страна будет развиваться «под давлением» Р.Т.Эрдогана, которое существует ровно столько, сколько он сам находится во власти.

55.83MB | MySQL:120 | 0,672sec