После нападения на Израиль 7 октября 2023 г. из сектора Газа ЦАХАЛ наносит удары по анклаву. По данным на 21 декабря, по израильской территории было выпущено более 12 500 ракет. В результате атаки ХАМАСа погибли более 1 200 человек, 11 594 ранены, 129 удерживаются в качестве заложников в секторе Газа (в дополнение к 4 чел., плененным много лет назад), 114 чел. освобождены; в это число не входят заложники, убитые ХАМАСом и ЦАХАЛом. В ходе столкновений погибли 469 израильских военнослужащих[i]. С момента окончания перемирия 1 декабря израильская армия продолжила бомбить различные районы сектора Газа. На данный момент (с 7 октября) в анклаве погибли более 20 000 чел., из них 70% – женщины и дети, раненых – более 52 000[ii]. Число погибших намного выше, чем в любом конфликте в секторе Газа в новейшей истории. По данным Палестинского центрального статистического бюро, число убитых превысило 15 000 чел., погибших в результате насилия в ходе арабо-израильской войны 1948 г., что палестинцы называют Накбой, или «катастрофой»[iii].
В Израиле попытались смягчить высказывания, сделанные советником по национальной безопасности Цахи Ханегби, которые были истолкованы так, что правительство может позволить реформированной Палестинской национальной администрации (ПНА) участвовать в управлении сектором Газа после войны с ХАМАСом. В связи с этим он подвергся резкой критике со стороны крайне правых членов коалиции. Неназванный чиновник заявил СМИ, что комментарии Ц.Ханегби в статье, опубликованной на саудовском новостном сайте Elaph, были «неправильно поняты». Чиновник подчеркнул, что ПНА не может играть никакой роли в послевоенной Газе, потому что палестинскому руководству нельзя доверять в выполнении израильских требований, включающих демилитаризацию анклава[iv].
В виду того, что Запад и прагматичные арабские государства придерживаются видения разрешения палестинской проблемы путем объединения Западного берега р. Иордан и сектора Газа под руководством обновленной ПНА, что не соответствует планам Израиля, бригадный генерал (в отставке) Уди Декель, бывший исполнительный директор Института исследований национальной безопасности (INSS), руководитель программы изучения палестинской арены, делает соответствующие рекомендации израильскому руководству. Он считает, что Израилю не должен возражать против этого шага. Следует принять «позитивный подход, который будет заключаться в том, чтобы воспрепятствовать неблагоприятному для Израиля развитию ситуации путем выдвижения определенных требований к ПНА».
Несмотря на то, что израильское правительство уклоняется от официального представления своего видения ситуации в послевоенном секторе Газа, эксперт определяет основные пункты возможного плана Израиля:
— ХАМАС утратит возможность управлять анклавом;
— в секторе Газа будет создана «измененная» правительственная структура, которая не будет экстремистской и поддерживающей терроризм;
— в перспективе не будет угрозы безопасности Израилю со стороны сектора Газа;
— палестинский анклав останется демилитаризованным, а его граница с Египтом будет закрыта;
— у Израиля будет свобода военных действий в секторе Газа для принуждения, предотвращения угроз, а также препятствования усилению ХАМАСа и любой террористической инфраструктуры;
— в управлении сектором Газа будут участвовать международные и региональные силы, которые сосредоточатся на гуманитарной помощи, восстановлении и поддержке местных структур управления, формирующих альтернативный правительственный «адрес», чтобы сам Израиль не нес ответственности за жизнь населения Газы.
У.Декель отмечает, что такая «желаемая картина не предусматривает возвращения в анклав Палестинской национальной администрации. Более того, израильское правительство решительно выступает против возможности того, чтобы ПНА, которая считается несостоятельной, коррумпированной и поощряющей терроризм организацией, поддержавшей нападение ХАМАСа 7 октября 2023 г., интегрировалась в руководство сектора Газа после его поражения». Эксперт отмечает, что «в Израиле преобладает мнение, что возвращение ПНА в сектор Газа создаст условия для возрождения ХАМАСа и возможного захвата им палестинской политической системы. Но что касается Западного берега р. Иордан, Израиль по-прежнему считает ПНА ответственной за безопасность и управление, партнером в координации вопросов безопасности и организацией, занимающейся удовлетворением гражданских нужд около 3 миллионов палестинцев. Одновременно Израиль придерживается своего подхода к безопасности, который заключается в постоянном противодействии терроризму на контролируемых ПНА территориях, сохраняя оперативную свободу действий во всем регионе».
У.Декель отмечает, что в то время когда израильское правительство не раскрывает своих планов на послевоенную судьбу Газы, администрация США настаивает на том, чтобы анклав контролировался обновленной ПНА. Во время визита в Израиль 14 декабря 2023 г. Помощник президента США по национальной безопасности Джек Салливан объяснил цель Белого дома: объединить Западный берег р. Иордан и сектор Газа под одним палестинским руководством, а именно, обновленной ПНА, которая не представляет никакой террористической угрозы Израилю. У.Декель в этом видении, отражающем позицию президента Байдена, указывает на необходимость реформирования ПНА. Салливан обозначил участие в этом процессе региональных стран, которые должны помочь новому палестинскому руководству, главным образом, в экономических вопросах.
Согласно У.Декелю, «США и их союзники опасаются, что после завершения израильской военной операции в секторе Газа воцарится хаос, который позволит ХАМАСу восстановить влияние, поэтому потребуются силы безопасности для установления общественного порядка в анклаве. Помимо публичных заявлений, Соединенные Штаты за кулисами формируют силы, которые займутся наведением порядка в секторе Газа, опираясь на органы безопасности ПНА. В Белом доме считают, что силовые структуры ПНА должны стать ядром будущих сил безопасности в секторе Газа, и поэтому стремятся ее укрепить». В этой связи эксперт упоминает о сведениях, согласно которым «представители США обсудили с представителями Палестинской администрации план переподготовки 1000 сотрудников сил безопасности, ранее дислоцированных в секторе Газа, и еще 3000-5000 на Западном берегу р. Иордан для размещения в Газе после войны».
Эксперт отмечает, что в отличие от США Израиль не представил жизнеспособной альтернативы гражданского управления сектором Газа. На заседании комитета по иностранным делам и обороне 11 декабря премьер-министр Биньямин Нетаньяху заявил, что «Газа будет находиться под военным контролем Израиля. После войны в анклаве будет действовать гражданская администрация, и сектор Газа должен быть восстановлен под руководством стран Персидского залива». У.Декель видит проблему в том, что ни одна арабская страна, включая Египет, не готова присоединиться к управлению сектором Газа даже после поражения ХАМАСа. Как и США, все соответствующие акторы на международной арене и среди прагматичных арабских стран признают законность только ПНА, которая должна взять на себя ответственность за сектор Газа.
В случае противодействия израильского руководства любому плану, который включает интеграцию ПНА и подготовку ее структур к принятию на себя ответственности за сектор Газа, эксперт предвидит три возможных последствия:
1) Израиль будет вынужден контролировать сектор Газа;
2) что еще хуже, в анклаве воцарится хаос, который в конечном итоге приведет к возрождению ХАМАСа, или Израиль будет вынужден оккупировать анклав;
3) менее негативный сценарий – США и международное сообщество навяжут Израилю идею возрождения ПНА на своих условиях.
Поэтому У.Декель предлагает израильскому руководству сосредоточиться на формулировании требований и условий «обновления ПНА». В его понимании, «позитивный израильский подход может иметь два результата. Во-первых, Израиль присоединится к региональному и международному консенсусу относительно «обновленной ПНА» как возможности для глубоких реформ в Палестинской администрации, ее трансформации и подготовки к принятию ответственности – в том числе и за сектор Газа, если на Западном берегу р. Иордан процесс реформирования окажется успешным. Во-вторых, из-за прошлых неудач в реформировании ПНА, особенно при Махмуде Аббасе, Израиль теперь поставит строгие условия для того, чтобы сделать ПНА жизнеспособной и реалистичной альтернативой сектору Газа».
У.Декель считает, что «Израилю следует потребовать создания внешнего органа во главе с США, который будет определять критерии «возрождения» ПНА и функционирования ее структур, а также контролировать достижение следующих целей:
1) стабильная, ответственная, эффективно функционирующая ПНА, не запятнанная коррупцией;
2) наличие условий для функционирования ПНА после Махмуда Аббаса, включая упорядоченную процедуру смены руководства;
3) официальное признание руководством ПНА Израиля как национального государства еврейского народа, а также прекращение подстрекательства к насилию и экстремизму, ратификация всех обязательств, подписанных Организацией освобождения Палестины (ООП) в соответствии с соглашениями Осло, и обязательство реализовать их;
4) монополии власти в руках ПНА, а также продолжающаяся тесная координация в сфере безопасности с Израилем.
У.Декель перечисляет требования к ПНА в сфере безопасности: обновленная ПНА должна в своей риторике и на практике выступать против любого типа вооруженной или насильственной борьбы против Израиля; реализовывать принцип «одна власть, один закон, одно оружие»; разоружить все формирования на своей территории, запретить ношение или хранение оружия и конфисковать незаконное оружие. Органы безопасности ПНА должны быть единственными, имеющими право на исполнение вооруженных полицейских функций. Координатор безопасности США определит программу обучения и повышения квалификации, необходимую для палестинских структур безопасности.
В вопросах образования и предотвращения подстрекательства в ПНА должны быть введены новые учебные программы, которые не включают антиизраильское и антиеврейское повествование, но поддерживают сосуществование; предотвращаются подстрекательства в СМИ, мечетях и социальных сетях.
Судебная система ПНА должна определяться независимостью судебной власти, закрепленной в законе. Должны прилагаться усилия по обеспечению справедливости, созданию доверия между гражданином и правительством.
В сфере экономики и бюджета должен быть создан механизм для предотвращения распределения средств между заключенными в израильских тюрьмах палестинцами, их семьями и террористическими организациями. Заработная плата будет выплачиваться только работникам при эффективном контроле по предотвращению коррупции. Власть сможет подписывать соглашения о свободной торговле, выпускать независимую валюту, устанавливать независимый таможенный режим и проводить денежно-кредитную и фискальную политику.
ПНА должна прекратить антиизраильские действия в международных организациях и структурах, особенно посредством исков в международных судах.
У.Декель предлагает два направления действий Израиля по восстановлению управляемости палестинских территорий.
Одна из идей Израиля заключается в том, чтобы испытать дееспособность возрожденной ПНА сначала на Западном берегу р. Иордан, чтобы убедиться, что она действительно способна проводить реформы. Только после повышения функциональности и эффективности ПНА, на нее будет возложена ответственность за сектор Газа. Пока этого не произошло, Израиль будет оккупировать сектор Газа, или временно ответственность за управление гражданской жизнью в анклаве возьмут на себя региональные и международные силы. Эксперт считает это «более благоприятным сценарием», «хотя у него мало шансов на успех, поэтому Израиль со временем рискует увязнуть в трясине сектора Газа».
Вторая идея заключается в том, чтобы заняться послевоенным устройством сектора Газа, не дожидаясь завершения реформирования и обновления ПНА. Вместо того чтобы тратить силы на реформирование ПНА, что, скорее всего, не удастся, Израиль в координации с Соединенными Штатами, международным сообществом и прагматичными арабскими государствами должен принять участие в создании механизмов гражданского контроля в секторе Газа, но без разрыва связи с ПНА. Значение этого плана эксперт видит «в дальнейшей опоре на Гражданский комитет, подчиняющийся ПНА, и в координации гражданской деятельности с одновременным поощрением местных механизмов контроля – местных властей и ведущих кланов». Более того, «должна быть назначена технократическая администрация для переходного управления сектором Газа; она будет курировать вопросы безопасности с опорой на персонал из Газы, прошедший обучение в Египте под руководством координатора безопасности США. Технократическая администрация будет действовать в координации с ПНА, которая продолжит служить финансовым источником для нужд сектора Газа. Это означает создание федеральной палестинской системы, в которой сектор Газа будет функционировать как отдельный район Западного берега р. Иордан. Объединение произойдет после реформирования Палестинской национальной администрации».
По мнению У.Декеля, такой «позитивный подход, при всей его сложности, может уменьшить международное давление на Израиль, чтобы он признал возможность контроля над сектором Газа только ПНА». Более того, эксперт допускает, что все-таки «арабские государства сыграют существенную роль в поддержке стабилизации и организации жизни в секторе Газа. И если этот опыт окажется успешным, его можно будет повторить на Западном берегу р. Иордан, то есть сформировать всю палестинскую систему таким образом, чтобы это не противоречило военно-политическим интересам Израиля»[v].
[i] Real-time Updates / INSS. 21.12.2023. https://www.inss.org.il/publication/war-data/
[ii] Gaza: Dozens Palestinian civilians killed in Israeli airstrike on Day 74 of aggression // Wafa. 19.12.2023. https://english.wafa.ps/Pages/Details/140181
[iii] More than 20,000 dead in Gaza, a historic human toll // The Washington Post. 22.12.2023. https://www.washingtonpost.com/world/2023/12/22/gaza-israel-war-20000-dead/
[iv] Hanegbi’s words ‘misunderstood,’ PA can’t rule post-war Gaza — senior Israeli official // The Times of Israel. 21.12.2023. https://www.timesofisrael.com/hanegbis-words-misunderstood-pa-cant-rule-post-war-gaza-senior-israeli-official/
[v] Palestinian Authority, Yes or No: Israel Needs Political Wisdom / INSS. 21.12.2023. https://www.inss.org.il/publication/gaza-future/