В Саудовской Аравии провозглашенный руководством курс на модернизацию экономической системы набирает обороты и становится краеугольным камнем нового политического видения, формируемого наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом. Наследный принц, назначенный в 2022 г. премьер-министром, поэтапно, но уверенно берет на себя рычаги управления и властные полномочия у короля Сальмана, которому в конце декабря исполняется 88 лет.
Примечательно, что в рамках новой экономической стратегии Эр-Рияда важнейшее место занимает политика по созданию сети свободных экономических зон (СЭЗ) на всей территории страны, которые призваны увеличить приток прямых иностранных инвестиций, привлечь талантливые международные кадры и создать благоприятные предпосылки для создания новых, перспективных рабочих мест для своих граждан. Таким образом, создание СЭЗ постепенно становится ядром новой экономической стратегии и видения саудовского руководства до 2030 года, которая включает в себя важнейшие задачи по улучшению инвестиционного и делового климата, расширению потенциала ненефтяного сектора и диверсификации экономики, в том числе за счет поддержки зеленой и устойчивой экономики, в том числе в энергетике, климатической сфере и агропродовольственных системах. Отдельно обозначим тот факт, что взятый Саудовской Аравией курс на создание зон свободной торговли является в том числе элементом растущей конкурентной борьбы с соседними государствами залива, в первую очередь с ОАЭ.
В конкретном плане, еще в апреле 2023 г. наследный принц анонсировал создание четырех новых свободных экономических зон в следующих городах — в столичном Эр-Рияде, Джизане, Рас-аль-Хейре и на территории экономического города короля Абдаллы, развивающегося с 2005 г. проекта на берегу Красного моря, целью которого является сокращение зависимости экономики от нефтяной промышленности. В новых создаваемых зонах власти внедряют привлекательные условия для инвесторов, включая снятие любых ограничений или квот для иностранного владения собственностью, конкурентные налоговые расценки, освобождение о таможенных платежей на ввоз ключевых компонентов импорта, таких как оборудование, сырье и другие важные материалы. Также в свободных экономических зонах отменены различные жесткие меры против найма иностранцев, что открывает большие возможности для привлечения на выгодных условиях талантливых специалистов из-за рубежа. Предполагается, что запуск этих четырех свободных экономических зон станет первым этапом долгосрочной стратегии руководства Саудовской Аравии по позиционированию этой страны в качестве лидера в регионе по привлечение и освоению иностранных инвестиций и развития бизнеса, что в свою очередь должно послужить триггером для стимулирования роста частного сектора и национального ненефтяного экспорта.
В конкретном плане, под эгидой Национальной инвестиционной стратегии, запущенной еще в 2021 году, власти Саудовской Аравии планируют предложить ощутимые налоговые льготы на начальном этапе для иностранных инвесторов. Так, применяемый в отношении иностранных компаний стандартных корпоративный налог на прибыль в размере 20% будет снижен в свободных экономических зонах до 5% на срок до 20 лет. Все товары и услуги, которые будут находиться в торговом обороте на территории четырех СЭЗ, будут освобождены от налога на добавленную стоимость (НДС), который кстати в Саудовской Аравии составляет 15%, и является наиболее высоким среди стран Залива. Что касается прав собственности, то иностранным компаниям в СЭЗ будет позволено владеть до 100% долей в собственности.
Что касается специализации каждой из новых зон свободной торговли, то они выбраны саудовскими властями продуманно, с учетом сравнительных преимуществ, геоэкономического положения и интересов ключевых инвесторов, в первую очередь из США и Китая. Одни зоны будут специализироваться на синергии китайского сырья (металлы, минералы) и западных технологий для производства электромобилей, а также сталелитейной продукции для европейских рынков, другие будут получать сырьевые материалы из Африки для развития строительной и агропродовольственной индустрии, третьи – фокусироваться на цифровых индустриях, развитии систем искусственного интереса и управления большими данными.
Отметим, что весь регион Персидского залива является высококонкурентным в плане создания и развития зон свободной торговли для привлечения иностранных инвестиций, поэтому реализуемая Саудовской Аравией стратегия лишена новизны. На территории региона, по различным оценкам экспертов, функционирует порядка 70-80 зон свободной торговли, все из которых входят в состав стран, являющихся членами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. При этом, более 60% этих СЭЗ располагаются на территории ОАЭ, которая исторически является лидером в этой сфере. Саудовская Аравия впервые в этом году открыто заявила о своих амбициях противопоставить себя лидеру, и используя экономический вес и геостратегической положение перехватить лидерство по развитию экосистемы зон свободной торговли. Параллельно, Эр-Рияд развивает инициативу по регионализации своей экономической стратегии, стимулируя глобальные транснациональные компании открывать региональные штаб-квартиры и центры именно в королевстве, завлекая их налоговыми льготами и иными привилегиями, в том числе доступом к госконтрактам.
Таким образом, политика создания свободных экономических зон, наряду с переманиванием на свою территорию региональных штаб-квартир ведущих глобальных корпораций становится фактором, которые в ближайшие годы будет усиливать конкурентную борьбу Саудовской Аравии с ОАЭ, пытаясь ослабить доминирование последних в контроле над глобальными и региональными логистическими цепочками поставок на пересечении Европы, Азии и Африки.