О влиянии атак йеменских хоуситов на международное морское судоходство и безопасность на Аравийском полуострове

Правительство Йемена, поддерживаемое Саудовской Аравией, и хоуситы, поддерживаемые Ираном, обязались предпринять шаги по прекращению огня, заявил 24 декабря  специальный посланник ООН по Йемену. Хоуситы, которые контролируют Северный Йемен, сражаются против военного альянса, возглавляемого Саудовской Аравией, с 2015 года в конфликте, в результате которого погибли сотни тысяч человек и 80% процентов населения Йемена стали зависимыми от гуманитарной помощи. Специальный посланник ООН Ханс Грундберг в заявлении, опубликованном его офисом, сказал, что он «приветствует приверженность сторон комплексу мер по обеспечению общенационального прекращения огня, улучшению условий жизни в Йемене и участию в подготовке к возобновлению всеобъемлющего политического процесса под эгидой ООН. ООН теперь будет взаимодействовать со сторонами для разработки дорожной карты под эгидой ООН, которая включает эти обязательства и поддерживает их выполнение». Дорожная карта, наряду с прекращением огня,  включает обязательство обеих сторон возобновить экспорт нефти, выплатить зарплаты всем работникам государственного сектора, открыть дороги в Таизе и других частях Йемена и «еще больше ослабить ограничения в аэропорту Саны и порту Ходейда», говорится в заявлении. Министерство иностранных дел йеменского правительства, поддерживаемого Саудовской Аравией, приветствовало заявление специального посланника ООН об «усилиях, предпринятых для достижения дорожной карты под эгидой Организации Объединенных Наций по прекращению войны, вызванной ополчением хоуситов», сообщило йеменское государственное информационное агентство SABA. Движение хоуситов не дало немедленных комментариев. Официальные лица хоуситов в сентябре посетили Эр-Рияд впервые с начала войны. Это последовало за первым раундом консультаций между Эр-Риядом и Саной при посредничестве Омана, которые проходили параллельно с мирными усилиями ООН, когда саудовские представители посетили Сану в апреле. Мирные инициативы набрали обороты после того, как главные региональные соперники Саудовская Аравия и Иран согласились нормализовать отношения в рамках сделки при посредничестве Китая. Постоянное прекращение огня в Йемене стало бы важной вехой в стабилизации Ближнего Востока. «Йеменцы наблюдают и ждут этой новой возможности обеспечить ощутимые результаты и прогресс на пути к прочному миру. Стороны предприняли значительный шаг. Их обязательства — это, в первую очередь, обязательства перед йеменским народом», — полагает Грундберг.

Если отбросить в сторону всю дипломатическую патетику, то в «сухом остатке» остается только одно. Саудовская Аравия и Иран не заинтересованы в возникновении какой-то  масштабной региональной войны и посылают соответствующий сигнал всем заинтересованным сторонам. И сделано это было  на фоне серии нападений повстанцев-хоуситов на ключевые судоходные пути в Красном море в знак солидарности с палестинцами в секторе Газа, где Израиль ведет войну против  ХАМАСа. Хоуситы пообещали атаковать торговые суда, связанные с Израилем, или суда, направляющиеся в израильские порты, если не будет положен конец конфликту между Израилем и ХАМАСом, который начался 7 октября. По данным Пентагона, они нанесли более 100 ударов беспилотниками и ракетами по 10 торговым судам с участием более 35 различных стран. Нападения хоуситов якобы ставят под угрозу транзитный маршрут, по которому осуществляется до 12% мировой торговли, что побудило Соединенные Штаты создать многонациональные военно-морские силы для защиты судоходства в Красном море. «Военные действия хоуситов препятствуют прогрессу на пути к мирному урегулированию. Хоуситы перешли… чтобы стать агрессорами в отношении гражданского активов», — полагает Мухаммед Альбаша, старший аналитик по Ближнему Востоку базирующейся в США Navanti Group. Вот это мнение Вашингтона совсем не разделяют в КСА и ОАЭ, что собственно и доказывает подписание этого соглашения, причем в данном случае в Эр-Рияде пошли на серьезные уступки хоуситам. Нынешнее перемирие не просто официально фиксирует де-юре статус-кво. Оно четко дает понять всем заинтересованным сторонам о внутреннем содержании своего видения нынешнего кризиса не только в Газе, но и в регионе Персидского залива.

В этой связи уместно напомнить данные последнего по времени социального опроса в КСА. Он показал, что 96% подданных  Саудовской Страны считают, что арабские страны должны разорвать связи с Израилем в ответ на войну в Газе, и что популярность ХАМАСа значительно выросла на фоне разрушительного военного наступления Израиля на охваченную войной территорию. Результат опроса, проведенного Вашингтонским институтом изучения Ближнего Востока, произраильским аналитическим центром, базирующимся в Вашингтоне, показывает трудности, с которыми сталкиваются Соединенные Штаты, настаивая на нормализации отношений Саудовской Аравии с Израилем. До войны в Газе США активно работали над достижением соглашения, которое привело бы к нормализации отношений Израиля и Саудовской Аравии. Во время интервью телеканалу Fox News, которое вышло в эфир в сентябре, наследный принц КСА Мухаммед бен Сальман заявил, что две страны «с каждым днем» приближаются к такому соглашению. Однако с тех пор Эр-Рияд приостановил переговоры о нормализации отношений и объявил о своих дипломатических контактах как о действиях, направленных на «прекращение продолжающейся эскалации». Хотя в КСА монархическая система, общественное мнение играет важную роль в принятии решений арабскими лидерами, по мнению аналитиков. Последний по времени опрос также показал, что 40% саудовцев выразили положительное отношение к ХАМАСу, по сравнению с всего лишь 10%, согласно опросу, проведенному за несколько месяцев до начала войны. Опрос также показал, что большинство респондентов в Иордании, Ливане и Египте придерживаются благоприятного отношения к ХАМАСу. Опрос также показал, что 87% саудовцев считают, что «Израиль настолько слаб и внутренне разделен, что однажды его можно победить». Таким образом, власти КСА в данном случае вынуждены реагировать на внутреннее мнение, в силу чего Эр-Рияд принципиально дистанцировался от участия в создаваемой США военно-морской коалиции. Если говорить совсем уж откровенно, американцам также совершенно не нужна сейчас какая-то «заваруха» в Персидском заливе, и концентрация в Красном море кораблей ВМС США следует в первую очередь рассматривать, прежде всего, как реализацию ими пресловутой политики «сдерживания». Они ее применили в отношении ливанской  «Хизбаллы» и теперь полагают, что это алгоритм срабатывает, хотя ливанские шииты не вступили в серьезную эскалацию с Израилем совсем по иному набору причин. Таким образом, рискнем констатировать, что ни о какой серьезной войне в Персидском заливе речь сейчас не идет в принципе. Просто по той простой причине, что этой войны никто не хочет.

Что касается рисков для судоходства, о которых так настойчиво говорят во весь голос все эксперты, то не все так однозначно просто.        Начнем с того, что все крупные судоходные компании, как ни парадоксально, от действий хоуситов только выигрывают. Эти  действия должны были обрушить курс акций, но произошло ровно наоборот. Цена акций известной израильской компании  ZIM выросла на целых 50% с тех пор, как в прошлом месяце участились нападения на суда в Красном море. И они в данном контексте не одиноки. Акции датского судоходного гиганта Maersk, эксплуатирующего более 700 судов, выросли примерно на 20% за последний месяц, в то время как немецкая компания Hapag-Lloy — пятая по величине в мире группа контейнерных перевозок — выросла на 17%. Про страховщиков вообще говорить излишне.

Красное море расположено между Баб-эль-Мандебским проливом на юге и Суэцким каналом на севере. На его долю приходится 12% мировой торговли, в том числе 30% всех перевозок контейнерных судов.  Суда, которые избегают этого водного пути и курсируют между Востоком и Западом, вынуждены избирать более обходной маршрут вокруг мыса Доброй Надежды в Африке. Maersk, ZIM и Hapag-Lloyd присоединились к другим компаниям-контейнеровозам, которые в последние недели переориентировались на этот маршрут. «Для них это обеспечит повышение прибыльности, которого они не ожидали. Чем дольше им приходится путешествовать, тем выше их фрахтовые ставки. Они здесь определенно выигрывают», — уверена  Мишель Визе Бокманн, старший аналитик по судоходству в Lloyd’s List Intelligence.  Атаки хоуситов увеличивают прибыль судоходных компаний по простым причинам. «Путешествие между Азией и Европой через мыс Доброй Надежды — вместо Красного моря — может увеличить время в пути судна на две недели и обойтись в топливе на 1 млн долларов больше в оба конца. Компании перекладывают эти расходы на потребителей, попутно получая дополнительную прибыль. Каждый раз, когда нарушаются цепочки поставок, тарифы на доставку растут. И они растут больше, чем затраты. Кто выигрывает от более высоких тарифов? Операторы и владельцы судов. Все остальные оплачивают счета, владельцы грузов и потребители», —  уверен Питер Сэнд, главный аналитик Xeneta, компании по анализу рынка судоходства. Цена доставки контейнера из Китая в Средиземное море уже выросла на 44% в этом месяце до 2413 долларов, согласно платформе бронирования и платежей Freightos. Ставки фрахта также растут, потому что отправка судов вокруг мыса Доброй Надежды занимает больше времени, что сокращает предложение доступных судов на рынке, в то время как спрос остается неизменным. «В совокупности атаки задерживают больше судов. Таким образом, неиспользуемые суда найдут работу. Ставка, которую они могут взимать на спотовом рынке, будет расти», — констатирует  Бокманн из Lloyd’s List Intelligence. Судоходные компании и владельцы судов получили рекордную прибыль во время пандемии коронавируса из-за высокого спроса на товары и узких мест в цепочке поставок. Операторы контейнеровозов, в частности, благодаря этому запаслись крупными заказами на новые суда. Но бум пандемии сошел на нет, и ставки фрахта упали примерно на 90%. Если атаки хоуситов продолжатся, потребуется больше судов для выполнения того же объема работы, что и раньше, что даст отсрочку судоходным компаниям в то время, когда ставки находятся под давлением. Судоходная отрасль разделена между владельцами, которые арендуют свои суда, и операторами, которые взимают фрахтовые ставки. Многие, например, Mediterranean Shipping Company, крупнейшая в мире компания по контейнерным перевозкам, владеют своими судами и управляют ими. Израильско-палестинский конфликт и раньше влиял на судоходство в Красном море. Египет закрыл Суэцкий канал в начале войны 1967 года, вновь открыв его только восемь лет спустя, в 1975 году. «Если вернуться к опыту войны 1967 года, когда был перекрыт Суэцкий канал, цены взлетели до небес. Это был золотой век судоходства. Это была эпоха Аристотеля Онассиса, когда греческие судовладельцы зарабатывали кучу денег», — сказал Джон Картсонас, управляющий партнер Breakwave Advisors. Он уверен, что «слишком рано» видеть существенное влияние на судоходство. Он также сказал, что любой выигрыш отрасли будет достигнут в то время, когда ставки фрахта находятся на самом низком уровне: «Если Красное море станет районом, где суда не могут проходить месяцами подряд, то вы говорите о благоприятных условиях для владельцев судов и судоходных компаний».  Атаки хоуситов ощущались неравномерно по всей отрасли, что подчеркивает геополитические факторы и фундаментальные показатели рынка. Сектор судоходства, получающий наибольшую выгоду от роста фрахтовых ставок, — это контейнерные перевозки, особенно азиатски компаний. Бокманн сказал, что перевозчики, специализирующиеся на перевозке автомобилей, особенно внимательны к угрозе хоуситов, совершая рейсы вокруг Африки, чтобы защитить свой «ценный груз»: «Вы должны посмотреть, какие компании используют Суэцкий канал больше всего. Компании, перевозящие контейнеры, выиграют от повышения ставок фрахта, за ними последуют танкеры, перевозящие нефть и авиатопливо». 9% мировой сырой нефти и нефтепродуктов проходят через Баб-эль-Мандеб. Красное море заполнено танкерами Suez-Max и Aframax, которые достаточно малы, чтобы пройти через Суэцкий канал на север. Но суда, перевозящие нефть, не изменили направление движения, как контейнеровозы. Большая часть нефти, проходящей через Баб-эль-Мандеб, является российской, ее перевозит теневой флот танкеров, владельцев которых может не беспокоить угроза хоуситов, говорят эксперты. Они уверены, что поддерживаемые Ираном хоуситы вряд ли будут нападать на суда, связанные с Россией, учитывая тесные связи Москвы с Тегераном.

Но некоторых биржевых трейдеров, возможно, больше вдохновляют сами нападения хоуситов, чем детали маржаритарности судоходной отрасли. Например, фондовый фонд для сыпучих грузов Breakwave, BDRY, который отслеживает ежедневные цены фрахтовых фьючерсов на неупакованные сухие грузы, такие как железная руда, уголь и зерно, вырос на 50% за последний месяц. При этом фонд не слишком ориентирован на ставки фрахта в Красном море, сказал  Картсонас из Breakwave. Он добавил, что для судоходной отрасли в целом многомесячный затор на Панамском канале оказал «бОльшее влияние», чем атаки хоуситов. Бокманн из Lloyd’s List Intelligence полагает, что резкие колебания фондового рынка в результате нападений хоуситов могут быть просто спекуляциями «дневных трейдерами, зарабатывающими деньги» и добавляет: «Объемы и волатильность, которые мы наблюдаем на фондовых рынках во время геополитического кризиса, часто имеют очень мало отношения к фундаментальным показателям судоходства».

В этой связи можно уверенно констатировать, что действия хоуситов не только угрожают мировому судоходству, но и наоборот дают этой отрасли и ее смежникам  серьезную маржу. Повторяется история «сомалийского пиратства», когда страховщики через сеть посредников вошли в симбиоз с пиратами (а вернее их руководителями в Европе) и хорошо нажились, пока созданные коалиции пытались сделать чего-то внятное. Рискнем предположить, что и в этот раз без совместной экономической  выгоды дело не обходится. «Черные» брокеры подсчитываю  прибыль как основных судоходных компаний и трейдеров, так и структур, аффилированных с теми же хоуситами и иранцами. Но для последних это не только деньги и козыри в рамках как мы видим, весомых аргументов в ходе трудных переговоров с КСА об условиях нового перемирия. Это еще и серьезный момент для подъема своей внутренней популярности.  Для населения Йемена (а количество «туристов», которые съезжаются сейчас в Ходейду, чтобы сфотографироваться на борту захваченного судна Galaxy Leader с командой и без) продемонстрировал йеменцам серьезность их решения противостоять своим врагам. Этот момент сформулировал  ясно один из лидеров хоуситов: «В последние годы мы скандировали «Смерть Израилю». Многие йеменцы смеялись над нашим девизом. Сегодня все больше людей скандируют это, потому что они поверили в это. Захват судна Galaxy Leader мобилизовал людей и помог нам привлечь больше бойцов, которых можно удержать не финансовым вознаграждением, а моральными ценностями. Встать на сторону обиженных палестинцев в Газе — одна из высших моральных ценностей». Йеменцы, вне своих политических симпатий, полагают, что  захват судна был доказательством независимости руководства хоуситов: «Наше руководство не консультировалось ни с одной страной, когда решало захватить израильское судно, и теперь ни одна страна не может заставить нас освободить его в одночасье».  Пока хоуситы не объявили, когда судно и его экипаж будут освобождены. Пока это сохраняется, йеменские «туристы» будут продолжать посещать его толпами. Университет Ходейды даже организовал экскурсию для своих студентов на корабль на этой неделе, чтобы рассказать им о войне в Газе. Ранее в декабре на борту состоялась церемония вручения дипломов.

Так что в данном случае все основные игроки (и даже Израиль), что называется, «при своих». А если это так, то зачем воевать?

55.78MB | MySQL:116 | 0,715sec