Алжирский оборонно-промышленный комплекс: первые итоги развития

Алжирское руководство намеревается активно развивать свой оборонно-промышленный комплекс, чтобы превратить его в еще одну доходную отрасль. С этой целью оно планирует и далее привлекать иностранные компании, выпускающие вооружение и военную технику для размещения ими своего производства на территории АНДР. Однако пока результаты не столь впечатляющи.

 Алжирский президент Абдельмаджид Теббун отметил значительные успехи своей страны «в деле создания национальной военной промышленности». И, согласно его заявлениям, сделанным в ходе 31-й ежегодной декабрьской ярмарки продукции АНДР, она «уже вносит большой вклад в укрепление промышленной структуры страны».

По словам президента Алжира, «Промышленным предприятиям, входящим в состав Национальной народной армии, удалось расширить свои мощности», в результате чего они не только работают на нужды обороны, но и «в целом на потребности общества и местного рынка».

Также на упомянутой выше ярмарке стендов ряда алжирских военных предприятий глава государства присутствовал на презентации их производственных возможностей.

Так, Учреждение по развитию автомобильной промышленности в Тиарете представило свои достижения. Среди них проектировка, разработка, производство, маркетинг и гарантийное послепродажное обслуживание грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов, коммерческих, пассажирских и многофункциональных транспортных средств.

Речь идет о совместном предприятии германской компании Mercedes-Benz и национальной алжирской корпорации промышленных транспортных средств (SNVI).

При этом, согласно заявлению курирующего его работу Минобороны АНДР, в 2023 году данный завод стал выпускать новинки и для гражданского сектора. Среди них машины скорой помощи, мобильные стоматологические клиники (что особенно актуально для обслуживания населения отдаленных малоразвитых районов страны), «дома на колесах», магазины-фургоны, внедорожники и авто для VIP-персон.

И, как следует из презентации данной компании, она намеревается и далее ежегодно «представлять новые продукты и увеличивать скорость интеграции с различными операторами в рамках аутсорсинга». То есть производить их по лицензии.

Причем, согласно заявлению алжирской стороны, большая часть оборудования для выпускаемых автомобилей уже «производится на местном уровне».

Тем самым, по данным представителя данного автомобильного завода, он не только «вносит свой вклад в дальнейшее создание алжирский промышленности, но и одновременно снижает расходы на импорт из-за рубежа и создает новые рабочие места».

Со своей стороны представитель Комплекса развития машиностроения заявил Теббуну, что его компания через свои дочерние предприятия «обеспечивает производство различных механических деталей, востребованных государственным и частным секторами».

Всего данный концерн насчитывает восемь таких производств, занимающихся вспомогательной деятельностью, и учебный институт по производству механических деталей и техники, включая транспортные средства и двигатели. Главным образом данные предприятия созданы совместно с немецкими производителями.

Среди них алжирская компания по выпуску специальных транспортных средств Rheinmetall-Алжир, литейные заводы, машиностроительные предприятия и компания по производству двигателей с воздушным охлаждением марок Deutz-Daimler-MTU и запасных частей для них в Руйбе (пригород столицы АНДР), Тиаре, в Айн-Смара (вилайя Константина).

Причем выпускаемая ими продукция используется в военных автомобилях, грузовиках, генераторных установках.

Кроме того, как утверждают кураторы данной компании, она также вносит свой весомый «вклад в развитие автомобильной промышленности Алжира».

Напомним, что в результате введенных ранее властями АНДР ограничений на ввоз иностранных товаров на рынке страны отмечается серьезный дефицит легковых транспортных средств.

Свой стенд на ярмарке имелся и у логистического центра BCL, находящегося в ведении Центрального материального управления Минобороны АНДР (оно же государственное Производственно-коммерческое предприятие или EPIC), обеспечивающее ремонт и модернизацию военной техники.

Также оно производит запасные части (например, специальные зубчатые колеса) в том числе для гражданского сектора, в частности, для нефтяной и машиностроительной промышленности, и проводит техническое обслуживание генераторных установок.

Ранее, в июне 2023 года, Теббун на открытии 54-й Международной Алжирской ярмарки (FIA) отметил «достижения Алжира в области производства, являющиеся гордостью страны и ее военных».

И одновременно посетовал на то, что «шахиды, начавшие революцию (1954 г. – авт.) с простыми ружьями», не могут «увидеть достижений их достойных наследников в лице национально-освободительной армии».

Наряду с этим Теббун призвал задействованных в военной индустрии чиновников «увеличить темпы национальной промышленной интеграции, особенно в области машиностроения, бронетехники, двигателей, систем наблюдения и вооружений».

Тогда же, посетив стенд Учреждения по производству систем видеонаблюдения (ERSV), также находящегося в ведении Минобороны, президент страны подчеркнул важность объединения усилий государственных структур, таких как Национальная компания электронной промышленности (ENIE) с частными фирмами. Особенно, по его мнению, это касается запуска стартапов, позволяющих разрабатывать и производить в Алжире самые современные системы наблюдения и мониторинга.

Также Теббун призвал выпускать продукцию, пригодную для использования не только в военной, но и гражданской отраслях. Он подчеркнул, что реализация данной задачи упрощается наличием «множества металлургических компаний по всему Алжиру».

На это руководство ERSV изложило главе государства свои планы «в ближайшем будущем» построить новый завод «с высоким уровнем национальной интеграции».

Далее Теббун посетил стенд машиностроительного завода из Хеншелы. Там он поздравил ее руководство за начало выпуска «первого стопроцентно алжирского пулемета». Который, правда, реально представляет собой китайскую версию знаменитого ДШК калибра 12,7 мм, предназначенного для установки на автомобили».

Также руководство ERSV обещало президенту запустить производство и «других типов оружия различных калибров» и «разработать проекты производства транспортных средств».

Всего, согласно данным Минобороны АНДР, в его ведении находится 15 только крупных предприятий, руководимых им через Управление военной промышленности. В первую очередь это заводы, созданные с германской и китайской стороной. Последняя кроме пулеметов наладила выпуск в Алжире взрывчатых веществ и легких автоматических гранатометов.

Кроме того, в ближайший год – два ожидается запуск совместного с итальянской стороной крупного предприятия по производству многоцелевых вертолетов Leonardo в провинции Сетиф.

И, наконец, после ноябрьского визита в Китай начальника алжирского Генштаба Саида Шенгрихи стороны активизировали переговоры относительно запуска в АНДР совместного производства ударных БПЛА.

Сочетание концентрации в Алжире достаточно образованного по меркам стран «третьего мира» населения с крупными запасами сырья (например, того же железа и ряда цветных металлов) и удобное географическое положение делают эту страну привлекательной для перевода на ее территорию производств.

Однако стремление алжирского руководства всё и вся жестко контролировать и загонять под тотальный контроль, в данном случае военный, явно не способствуют превращению оборонно-промышленного сектора АНДР в действительно «кормящую отрасль».

В том числе поэтому в основном на них выпускаются и будут выпускаться далеко не самые передовые образцы вооружений. И пока примеры такой «интеграции» с иностранными производителями оружия не так уж и многочисленны. По крайней мере, представители оружейных компаний США к настойчивым алжирским приглашениям разместить в АНДР их производства пока относятся скептически.

55.71MB | MySQL:116 | 0,953sec