К итогам визита Патриарха Кирилла в Египет

С 10 по 12 апреля Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Египет – пределы Александрийской православной церкви.

Вообще, официальные визиты патриарха Кирилла в поместные Православные церкви совершаются в соответствии с диптихом — богослужебным порядком упоминания предстоятелей Православных церквей. Александрийский патриархат занимает второе место в диптихе, а первый подобный визит патриарха Кирилла состоялся в июле 2009 года в Константинопольский патриархат.

Важно отметить, что, в отличие от отношений с Константинополем, у Московского и Александрийского патриархата не было никогда сложностей в отношениях.

В частности, обе церкви развивают сотрудничество в рамках межрелигиозного диалога, а также взаимодействуют в процессе подготовки Собора всех православных церквей. Более того, Патриарх Александрийский Феодор в 1990-х годах в течение пяти лет был представителем Александрийской церкви при Московском патриаршем престоле.

Кстати, Патриарх Кирилл планировал посетить Египет еще осенью, но Патриарх Александрийский тогда, к сожалению, не смог дать согласия на этот визит по своему состоянию здоровья.

Надо отметить, что православие, упадок которого наблюдался на африканском континенте во второй половине первого тысячелетия, сейчас возрождается. Оно считается в Африке быстрорастущей религией. Почти в каждой африканской стране есть православные храмы. Богослужения проводятся на английском, греческом, арабском и языках африканских народов.

Касательно самой программы визита Патриарха Кирилла в АРЕ, следует отметить, что он начался с посещения Александрии, где его встречали Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II и иерархи Александрийской православной церкви. Здесь в кафедральном соборе Благовещения Пресвятой Богородицы предстоятель РПЦ совершил торжественный молебен, а на следующее утро Божественную литургию.

Каирская часть визита началась с посещения подворья Московского Патриархата в Каире, где Патриарх совершил в храме святого великомученика Димитрия Солунского торжественный молебен.

Особое значение имело посещение предстоятелем РПЦ монастыря святого Георгия в Старом Каире, во время которого он передал в дар монастырю набор из семи отлитых в России колоколов (звонница, подаренная монастырю отлита на колокололитейном заводе «Вера» в Воронеже, на средства фонда Григория Богослова).

Кроме того, Патриарх Кирилл побывал в храме Успения Пресвятой Богородицы, где, по преданию, останавливалось Святое Семейство во время бегства в Египет, а также посетил кладбище на территории комплекса монастыря и почтил память более двухсот русских эмигрантов первой волны, нашедших здесь последнее пристанище. В обновленной русской часовне была совершена заупокойная лития.

В свою очередь, египетская пресса больше внимания уделяет встречам предстоятеля РПЦ со спикером Национального собрания (парламента) Египта, президентом ассоциации «Египет — Россия» Ахмедом Фатхи Суруром, а также с Патриархом Коптской церкви Шенудой III и шейхом крупнейшего исламского университета Аль-Азхар Ахмедом ат-Тайибом.

Что вполне логично, учитывая то обстоятельство, что межконфессиональная ситуация, которая на сегодняшний день сложилась в Египте не так проста, как это может показаться на первый взгляд.

С одной стороны, официальный Каир постоянно демонстрирует толерантность к представителям различных конфессиональных групп страны, которые проживают в АРЕ, а также любым способом стремится снизить межконфессиональное напряжение. Несмотря на то, что официальной религией Египта согласно конституции является ислам, власть носит подчеркнуто светский характер.

В официальных СМИ постоянно акцентируется внимание, что христианское население страны пользуется такими же правами, что и мусульманское большинство. Кроме того, начиная с 2003 года, праздник Рождества Христова был провозглашен властью АРЕ общенациональным праздником и, соответственно, выходным днем.

Однако, тот, кто регулярно следит за социально-политической жизнью в АРЕ, прекрасно знает, что власть сильно идеализирует межконфессиональную ситуацию в Египте. Стычки на религиозной почве случаються в стране регулярно.

В частности, еще живо в памяти трагическое событие, произошедшее вечером 6 января сего года в канун Рождества в египетском городе Наг-Хаммади, когда вооруженные люди расстреляли толпу прихожан, возвращавшихся с праздничной литургии, которая проходила в коптской церкви. В результате стрельбы из проезжавшего мимо автомобиля погибли семь молодых людей. Еще как минимум девять человек получили ранения.

Более того, на протяжении последних лет в стране произошли десятки конфликтов на межконфессиональной почве между мусульманским большинством и христианским (коптским) меньшинством.

Очевидно, в ближайшее время можно ожидать дальнейшее обострение межконфессиональной ситуации в Египте. Главной причиной этого является социально-экономическая ситуация в стране. Ежегодный прирост населения составляет 1,2-1,3 млн чел. Более того, около 97% населения АРЕ проживает в плодородной прибрежной части Нила, т.е. всего лишь на 4% территории страны. Таким образом, наблюдается концентрация большого количества населения на крайне незначительной территории.

Быстрый прирост населения наибольшей арабской страны превышает темпы экономического роста и не позволяет добиться улучшения жизненного уровня, истощает ресурсную базу Египта, создаёт заметные трудности со снабжением населения продуктами продовольствия. При условии высокого процента бедности, перенаселение страны создаёт условия для увеличения социального напряжения, которое, в свою очередь, будет вести к распространению радикальных настроений в египетском обществе.

Межконфессиональную ситуацию в Египте может усугубить недавняя кончина главы наиболее авторитетного суннитского исламского учебного заведения – каирского университета Аль-Азхар шейха Мухаммеда Саида Тантауи. Он считался одним из самых авторитетных суннитских богословов.

Повышенный интерес к позиции главы университета Аль-Азхар не случаен как со стороны власти, так и со стороны оппозиции.

Основанный в 988 году, Аль-Азхар на сегодняшний день является главным религиозным мусульманским учебным заведением Египта, а также старейшим, самым большим и наиболее влиятельным исламским университетом в мире. Его глава – Верховный имам страны – традиционно имеет ранг премьер-министра Египта и назначается пожизненно.

Радикальные исламисты зачастую критиковали Тантауи за «чрезмерное заигрывание» с христианами-коптами.

И действительно, Мухаммед Саид Тантауи и Патриарх Коптской церкви Шенуда III постоянно публично демонстрировали взаимопонимание и взаимоуважение. Оба часто выступали с заявлениями по наиболее актуальным проблемам внутренней и внешней политики.

В то же время, многих представителей коптского меньшинства насторожил тот факт, что глава египетского государства остановил свой выбор на кандидатуре более радикального Ахмеда Аль-Тайиба, а не более умеренного Верховного муфтия Египта и главы управления по изданию фетв (богословско-правовые заключения) аль-Гомаа (очевидно, официальный Каир руководствовался, в первую очередь, желанием перехватить «пиар-инициативу» у представителей религиозной оппозиции).

В этой связи, упомянутая встреча Патриарха Кирилла с новым шейхом Аль-Азхара представлялась очень важной и своевременной.

Во время беседы предстоятель РПЦ пригласил шейха Ахмеда ат-Тайиба на саммит религиозных лидеров в Баку, который запланирован на 26-27 апреля сего года, а также предложил создать постоянно действующий совместный совещательный орган, который позволит Русской православной церкви и университету Аль-Азхар обсуждать важнейшие вопросы. Шейх принял приглашение патриарха Кирилла и пообещал приехать.

Важно также отметить, что Патриарх Московский и всея Руси Кирилл особо подчеркнул, что РПЦ давно «почувствовала необходимость диалога с исламским миром на высоком богословском уровне».

В этой связи, он рассказал на встрече с шейхом о совместной с Ираном богословской комиссии, которая действует уже десять лет, поочередно собираясь раз в два года в Москве и Иране для обсуждения важнейших вопросов современности, волнующих последователей и православного христианства, и ислама.

«Мы давно хотим установить такие же отношения с вашим университетом, который является крупнейшим богословским исламский центром», — заявил Патриарх Кирилл.

Он отметил также, что и на Востоке, и в России есть прекрасные примеры мирного сосуществования религиозных большинства и меньшинства.

Предметом православно-мусульманского диалога, по словам Патриарха, должна стать, в частности, опасная, по его мнению, тенденция отказа современной цивилизации от понятий греха и святости, добра и зла, стирания границ между ними. По его мнению, современная западная цивилизация делает акцент на свободе человеческой личности, оправдывая и допуская любое поведение, не нарушающее свободу другого. «И это наша общая ответственность — христиан и мусульман, всех тех, кто верит в единого Бога и признает наличие объективных понятий добра и зла, всех тех людей, которые принимают такое понятие, как грех. Думаю, настало то время, когда верующие люди должны быть вместе», — заявил предстоятель РПЦ.

В схожем ключе проходила встреча Патриарха Кирилла с Патриархом Коптской церкви Шенудой III.

Предстоятель РПЦ особо акцентировал внимание на том, что Русская православная и Коптская церкви должны развивать богословский диалог и сотрудничество в сфере отстаивания христианских нравственных ценностей в мире.

Он отметил, что РПЦ, относящаяся к семье 15 поместных православных церквей мира и т.н. „оритентальные” или дохалкидонские церкви (не принявшей решений Халкидонского вселенского собора 451 года и потому не входящей в «семью» 15 поместных православных церквей и не имеющей евхаристического общения с ними, наряду, например, с Армянской церковью) “находились и находятся в состоянии богословского диалога”.

Вместе с тем патриарх добавил, что этот диалог оказывается не таким простым, как предполагали те, кто его начинал.

Здесь надо отметить, что в 70-80-е годы прошлого века диалог между Русской православной и Коптской церквями был довольно таки интенсивным. И сейчас обе стороны пытаются наверстать упущенное.

„Тема диалога с вашей церковью сегодня многих интересует в РПЦ. У нас появилось много молодых богословов, которые проявляют интерес, в том числе и к христологической теме. Хорошо, чтобы молодые богословы наших стран имели возможность встречаться, обмениваться опытом и участвовать в совместных богословских дискуссиях”, — предложил Патриарх Кирилл.

Отвечая на вопросы журналистов после встречи с главой Коптской церкви, предстоятель РПЦ заявил, что семья поместных православных церквей мира и древние восточные церкви должны вместе свидетельствовать современному миру о христианских ценностях, объединять усилия, в частности, в сфере этики и морали.

„Мы испытываем в России глубокое уважение к Коптской церкви, которая является церковью-исповедницей, потому что верность Христу требовала иногда особого мужества у коптских христиан”, — отметил Патриарх Кирилл.

Символично, что по завершению диалога с Шенудой III Патриарх Кирилл подарил главе Коптской церкви на память о встрече символ архиерейского служения и архиерейской власти — патриарший посох, со словами: „Опираясь на этот посох, вспоминайте, что у вас есть братья, на которых тоже можно опереться”.

Комментируя результаты визита предстоятеля РПЦ в АРЕ, многие блоггеры (в основном, христиане-копты) пишут, что Патриарх Кирилл показал умение находить точки соприкосновения с теми, кто придерживается отличных мировоззренческих ориентиров.

В качестве аргумента ими приводится то, что, по мнению обозревателей, Патриарх Кирилл произвел впечатление на доселе считавшегося «бескомпромиссным» шейха Ахмеда Аль-Тайиба. Последний, в частности, заявил, что «полностью согласен» с главой РПЦ в обозначенных им проблемах цивилизации, человечества, науки и образования, отметив, что «есть особый восточный характер в православном христианстве и исламе».

52.29MB | MySQL:103 | 0,491sec