Об экономических и военно-политических вызовах для Египта в начале третьего президентского срока А.Ф.ас-Сиси

Как указывают египетские эксперты, с переизбранием президента Египта Абдель Фаттах ас-Сиси на третий президентский срок, который заканчивается в 2030 году, египтяне сталкиваются с вопросом о том, какие вызовы ждут их в ближайшие шесть лет, которые усугубят многие существующие кризисы. Отключения электроэнергии, которые возобновились после трехдневных выборов, возможно, являются самым главным индикатором того, с чем египтяне столкнутся в ближайшие годы.

Оппоненты египтян говорят, что для предотвращения вспышки социального гнева страна остро нуждается в политическом прорыве. С тех пор как ас-Сиси пришел к власти в Египте в середине 2014 года, после свержения покойного президента Мухаммеда Мурси в результате военного переворота в 2013 году, египтяне сталкиваются с тяжелыми условиями жизни. Египет при ас-Сиси, который начинает свой третий президентский срок, обременен большими долгами, которые трудно вернуть. Ожидается, что в 2024 году будет выплачено почти 42,3 млрд долларов, в том числе 4,89 млрд долларов Международному валютному фонду (МВФ), согласно официальным данным. Внешний долг Египта вырос с 41,7 млрд долларов в начале первого президентского срока ас-Сиси в 2014 году до 96,6 млрд долларов в начале его второго срока в 2018 году, достигнув 165 млрд долларов в начале третьего срока, в результате чего внешний долг страны достиг самого высокого уровня в истории страны. Египет должен выплатить около 32,8 млрд долларов средне- и долгосрочного долга и около 9,5 млрд долларов краткосрочного долга и процентных платежей в течение следующего года. Между тем, по данным Центрального банка Египта, ожидается продолжение давления на финансы страны с целью выплаты причитающихся платежей по долгам и процентов на сумму 19,4 млрд долларов в течение 2025 года и 22,8 млрд долларов в течение 2026 года. Общий внешний долг Египта превышает 165 млрд долларов из-за чрезмерных заимствований правительства и запросов кредитов у международных организаций и стран Персидского залива, что поставило его в пятерку стран, наиболее подверженных риску дефолта по своим внешним долгам, по данным Moody’s. Учитывая неизбежный шаг ас-Сиси к повторному заимствованию и попытке увеличить сумму кредита, предоставленного МВФ, до 10 млрд долларов, а также получить кредиты от Арабского валютного фонда, Китайского банка развития и Африканского банка развития и продлить условия депозитов стран Персидского залива, внешний долг приблизится к 180 млрд долларов. Египетский исследователь Мухаммед Анан считает, что этот большой долг естественным образом отразится на уровне жизни населения, поскольку большая часть доходов бюджета страны будет направлена в первую очередь на выплату долговых платежей и процентов, а это значит, что египтяне не увидят никаких положительных результатов в предстоящий период. В свете этой непомерной долговой нагрузки ожидается, что темпы реализации программы по продаже 35 государственных компаний будут ускорены, и в ближайшие месяцы в список могут быть добавлены новые компании, одновременно освобождая место для выхода армии из экономической деятельности, что является требованием МВФ и одобрения странами Персидского залива дополнительной поддержки Египта. Ожидаются новые и болезненные колебания курса местной валюты в первом квартале 2024 года, который может вырасти до нового рекордного уровня, достигнув от 40 до 45 египетских фунтов  за доллар, согласно последним прогнозам, опубликованным международными банками и учреждениями. Это приведет к резкому росту курса доллара на черном рынке, который может достичь 50 или, возможно, 60 фунтов. Из-за дефицита иностранной валюты в стране правительство было вынуждено трижды девальвировать египетский фунт в период с марта 2022 по январь 2023 года. Такая ситуация с местной валютой отражается и на рынке золота, как основного средства хеджирования сбережений египтян. Цены на золото в Египте нестабильны из-за последовательных повышений и рекордных уровней даже во время праздников на мировых рынках. Некоторые эксперты считают, что эти колебания цен не оправданны и вызваны массовыми спекуляциями. Технический анализ Gold Bullion показал, что местные цены на золото выросли без какой-либо конкретной причины, несмотря на закрытие мирового рынка на прошлой неделе на каникулы: «На местный рынок влияют несколько факторов, таких как повышение курса доллара на параллельном рынке. Кроме того, инициатива по импорту золота без таможенных пошлин в последнее время не принесла большого количества золота, потому что не было праздничных дней. Это не помогло стабилизировать рынок. Таким образом, существовала возможность для спекуляций, особенно на фоне опасений возможного колебания обменного курса. Более того, решение Центрального банка Египта стабилизировать процентную ставку и отсутствие новых вариантов накопления наличной ликвидности по 25% сертификатам увеличили спрос на золото и его цены».

Ожидания того, что египетский фунт снова потеряет свою стоимость, а его покупательная способность рухнет, еще больше ускорят новую волну высоких цен в различных секторах, что еще больше нанесет ущерб бедным и средним слоям населения. Похоже, египетское правительство начало готовиться к этому. В соответствии с Постановлением № 280 от 2023 года, опубликованным в официальной правительственной газете, вводятся дополнительные сборы за телеграммы и телефонные сообщения, почтовые письма, входные билеты в кинотеатры и парки развлечений, а также билеты первого и второго классов на поезда сроком на один месяц. В сообщениях СМИ также говорится, что правительство планирует повысить внутренние тарифы на электроэнергию с января на 30% и поднять цены на топливо, что увеличит бремя египтян, которые и так страдают от низкой заработной платы и высокого уровня бедности, инфляции и безработицы.

Напряженность в Красном море угрожает мировой торговле и неизбежно нанесет ущерб экономике Египта. Хоуситы из Йемена по умолчанию атакуют Суэцкий канал с каждым нападением, которые они совершают на международное судоходство в Красном море, что вынуждает судоходные компании приостанавливать использование основного морского маршрута. Ожидается, что атаки в Красном море будут продолжаться в течение нескольких месяцев. Реальность такова, что текущие события угрожают не только торговле на маршруте между Красным морем и Суэцким каналом, но и мировой торговле в целом. Цены на нефть и газ растут, как и стоимость доставки и страхования, и все это, по прогнозам, приведет к росту цен во всем мире на 15%. Альтернативный маршрут вокруг Африки через мыс Доброй Надежды занимает примерно на 14 дней больше времени, чем маршрут из Персидского залива и Дальнего Востока в Европу через Суэцкий канал. По данным Bloomberg, через канал проходит почти 12% мировой торговли: около 30% морских контейнеров в мире, 10% торговли нефтью и 8% природного газа. Ежегодно через Суэцкий канал проходят 19 000 судов, это один из самых загруженных морских маршрутов в мире. Усугубляя последствия для мировой торговли, Панамский канал в Центральной Америке сталкивается с сокращением трафика из-за засухи, понизившей уровень воды в канале. По данным базирующейся в Швейцарии транспортно-логистической компании Kuehne and Nagel, на данный момент 103 судна изменили курс, чтобы использовать маршрут вокруг мыса Доброй Надежды. Однако, по оценкам американской судоходной компании Flex Port, 180 судов изменили курс в сторону от Баб-эль-Мандебского пролива или получили инструкции не выходить в море и ждать указаний от владельцев. A.P. Moller-Maersk, второй по величине оператор контейнерных перевозок в мире, подтверждает, что нынешняя напряженность затронула 15 контейнерных маршрутов между Азией и Европой, а также маршрут от восточного побережья США до Ближнего Востока. Некоторые из наиболее известных компаний, которые больше не используют маршрут Красного моря, — это Hapak Lloyd, Maersk, MSC, CH Robinson, CMA-CGM, Frontline, Gram Carriers, Evergreen, HMM, Ocean Network Express, Orient Overseas Container Line, Linnaeus Wilhelmsen и British Petroleum BP. Компании, которые отвели свои суда от Красного моря, контролируют около половины мирового рынка контейнерных перевозок, сообщает Reuters. В ноябре хоуситы совершили более сотни нападений на торговые суда в Красном море с использованием ракет и беспилотных летательных аппаратов на фоне угроз Корпуса стражей исламской революции Ирана закрыть Гибралтарский пролив и другие ключевые водные пути.

Еще одной угрозой доходам Египта от Суэцкого канала, который имеет стратегическое и экономическое значение, является объявление Израиля об успешном испытании нового сухопутного маршрута с использованием грузовиков из порта Дубай в Хайфу. Маршрут проходит через Саудовскую Аравию и Иорданию и тестируется в качестве альтернативы египетскому водному пути. Израильские СМИ утверждают, что сухопутный маршрут станет безопасной альтернативой использованию Суэцкого канала, но эксперты подтверждают, что он дороже морского пути. Тем не менее, если угрозы в Красном море сохранятся, воздушный или наземный транспорт будет самым безопасным вариантом, несмотря на более высокие затраты, что негативно скажется на Суэцком канале, который дал Египту 9,4 млрд долларов в 2022-2023 годах. Согласно официальным данным, на долю Суэцкого канала приходится около 10% годового бюджета Египта, и он является четвертым по величине источником иностранной валюты в стране после экспорта, денежных переводов рабочих из-за рубежа и туризма.

По предварительным оценкам, продление войны Израиля против ХАМАСа в секторе Газа более чем на три месяца приведет к потерям ВВП Египта, Ливана и Иордании в размере 18 млрд долларов, отметили Программа развития ООН и Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ESCWA). Ожидается, что туристический сектор в трех странах понесет убытки на сумму 16 млрд долларов. Текущая ситуация также вызывает рост цен на нефть, что оказывает негативное влияние на общий бюджет Египта. Каир установил среднюю цену за баррель на уровне 80 долларов, в то время как реальная цена приближается к 83 долларам за баррель. Повышение цены за баррель на один доллар приведет к изменению нефтяных ассигнований в государственном бюджете на сумму до 4 млрд египетских фунтов (130 млн долларов). По данным Управления энергетической информации США, в первой половине 2023 года через Суэцкий канал поступало около 9,2 млн баррелей нефти в день, или около 9% мирового спроса. Один египетский эксперт, пожелавший остаться неназванным, сказал, что затянувшаяся война в Газе и продолжающиеся нападения хоуситов на суда в Красном море осложняют ситуацию для Египта, приводят к значительному снижению доходов Суэцкого канала и увеличат проблемы египетской экономики в преддверии 2024 года.  Между тем, есть опасения, что начало возглавляемой США коалицией операции «Страж процветания» по защите международного судоходства в Красном море грозит перерасти в военную конфронтацию с хоуситами, которая продлится несколько месяцев. Фактически это означает милитаризацию Красного моря и подталкивание судоходных компаний к поиску новых маршрутов для своих судов. Эти события могут дать жизнь альтернативной израильской наземной линии торговой логистики.

Более сложным развитием событий, которое может усугубить проблемы Египта, является угроза исламского сопротивления в Ираке нанести удар по израильской платформе для добычи газа в Средиземном море, что открывает дверь для других нападений на израильские объекты добычи нефти и газа. Это расширяет масштабы войны и увеличивает угрозы безопасности как в Красном, так и в Средиземном морях, еще больше усложняя морское сообщение. Таким образом, возможности Египта представляются ограниченными и сопряженными с высоким риском. Он мог бы принять участие в операции «Страж процветания» по обеспечению безопасности судоходства в Красном море. Но это увеличит военное бремя для его истощенной экономики и может втянуть Египет в военную конфронтацию с хоуситами. Он также мог бы использовать альтернативные маршруты, включая сухопутное и морское сообщение между иорданским портом Акаба и египетским портом Нувейба, с последующей транспортировкой товаров по суше в средиземноморские порты Александрия, Порт-Саид и Дамиетта. В целом, Египет остается перед дилеммой, если война в Газе продолжится, угрозы хоуситов в Красном море также сохранятся, и вероятность милитаризации региона посредством операции «Страж процветания» возрастет. Наиболее опасным из всего, что касается Египта и будущего Суэцкого канала, является то, что могут возникнуть варианты возрождения проектов, альтернативных Суэцкому каналу, предложенных Россией, Индией, Китаем, Израилем, ОАЭ и другими странами.

На фоне замедления развития туризма и снижения доходов от Суэцкого канала из-за войны в Газе, в дополнение к сокращению денежных переводов египтян из-за рубежа в 2022-2023 годах на 30,8%, с 31,9 до 22,1 млрд долларов, по правительственным данным, кажется, что Египет движется к программе жесткой экономии и исключительным мерам, жертвами которых являются египтяне. Экономист и бывший глава Египетского синдиката журналистов Мамдух аль-Вали пессимистично оценивает улучшение экономических условий в ближайшие два года. Это связано с тем, что выплаты и проценты по средне- и долгосрочному внешнему долгу достигли 52 млрд долларов, а по краткосрочному внешнему долгу — 29 млрд долларов. Условия краткосрочных долгов обычно продлеваются египетской администрацией, но она должна выплачивать проценты по ним, которые составляют около 1 млрд долларов в год. Аль-Вали считает, что Египет столкнется с увеличением внешнего и внутреннего долга и более высокими темпами инфляции в свете продолжающихся заимствований министерствами, банками и частными компаниями, а также роста объема импорта. Кроме того, продолжаются проекты, не связанные с социальными приоритетами, в том числе строительство Новой административной столицы к востоку от Каира, Нового Аламейна на северо-западе страны и монорельсовой дороги, которые истощили запасы иностранной валюты в стране и усугубили дефицит долларов в банковской системе до 27,2 млрд по состоянию на октябрь.

56.16MB | MySQL:116 | 0,946sec