К итогам выборов в Судане

Правящая в Судане партия Национального конгресса (ПНК) объявила о своей полной победе в северных штатах страны на всех уровнях, тогда как ряд оппозиционных партий выражают в этом серьезное сомнение.

Национальная избирательная комиссия (НИК) начала подсчет голосов. Согласно первичным результатам действующий лидер страны О.аль-Башир получил большинство голосов более чем в 85% избирательных округов, включая заграничные избирательные участки. Собственно трудно было ожидать других итогов с учетом того, что основные соперники от СНОД и партии «Умма» взяли самоотвод. В этой связи больших претензий в этой связи никто из представителей политических партий не выражает. Тем более что лидер южан С.Киир громогласно объявил о том, что «он отдал свой голос за О.аль-Башира и убежден, что большинство южносуданцев последуют его примеру». Напомним, что такие декларации С.Киира кардинальным образом расходятся с мотивировкой бывшего кандидата в президенты от СНОД Я.Армана. который объяснил свой самоотвод исключительно «нечестностью предстоящего голосования и массовыми нарушениями избирательного процесса со стороны правящей партии». Интересно, что в результате общей неразберихи с организацией выборов на Юге на ряде избирательных участков имя Я.Армана из списков кандидатов вычеркнуто не было. Так в южносуданских штатах условную победу одержал именно представитель СНОД. В Центральноэкваториальном штате он получил 200 голосов (О.аль-Башир – 10), в штате Лейкс – 233 ( О.аль-Башир – 107), в штате Бор – 99, 7% всех голосов. Это ясно иллюстрирует степень популярности лично О.аль-Башира (Я.Арман тоже является арабом) на Юге. В этой связи совершенно оправданно предположить, что в мотивировке южносуданцев по голосованию в январе 2011 года за независимость большую роль будет играть именно личностный фактор.

Но это на Юге. А на севере правящая партия «где мытьем, где катаньем» похоже одержит убедительную победу. Но если с будущим президентом все ясно, и мы вправе действительно говорить о сделке между ПНК и СНОД по этому поводу, то выборы в северных штатах уже начинают вызывать бурные споры. Причем не только со стороны тех сил, которые эти выборы с самого начала сознательно бойкотировали. Лидер юнионистов М.О.аль-Миргани был категоричен: «Все тотально коррумпировано. Мы сыты по горло этим и никогда не признаем эти выборы». Он добавил, что его партия однозначно победила в выборах губернаторов в шести северосуданских штатах. Несмотря на это, предварительные итоги показывают пока, что юнионисты не победили ни в одном штате. Совершенно оправданное раздражение и недоумение М.аль-Миргани вызвано тем, что его партия основана на конфессиональной основе и является политическим крылом влиятельной секты «Хатамия». В этой связи Миргани совершенно четко знает, что его партия должна была победить в местах компактного проживания приверженцев этого учения и подсчет голосов в этих местах является пустой формальностью. Плюс ко всему нарушается договоренность между ПНК и ЮДП, когда взамен за неучастие в бойкоте, юнионистам было обещано не мешать получить «свои» посты губернаторов. Кто-то в ПНК явно пожадничал или чего-то не понял. При этом ЮДП фактически является единственной партией, участие кандидата которой в президентских выборах может позволить вообще признать их альтернативными, и, следовательно – легитимными.

Еще один участник, а именно партия харизматичного лидера исламистов Х.ат-Тураби, которая тоже решила не присоединяться к бойкоту, вообще осталась «за бортом»: по предварительным итогам она не получила ни одного места в будущем парламенте. Но в данном случае это объясняется сложными межличностными отношениями между О.аль-Баширом и Х.ат-Тураби, а вот что касается ЮДП, то ситуацию необходимо срочно корректировать.

Судя по всему, так оно и будет. В крайнем случае, один из ключевых советников президента Г.ат-Табани предложил оппозиционным лидерам принять участие в будущем правительстве, подчеркнув при этом, что страна нуждается в консенсусе, особенно накануне эпохального референдума о независимости Южного Судана в 2011 году. Правда, позже это заявление подверглось корректировке со стороны самого суданского лидера, который заявил, что «видит в будущем правительстве только представителей тех партий, которые не участвовали в бойкоте». Это решение было 18 апреля с.г. официально было закреплено на заседание руководящего органа ПНК. При этом стало понятно, что в данном случае победила точка зрения на будущее устройство страны другого советника Нафи Али Нафи. Именно он настоял на том, чтобы партии, которые принимали участие в бойкоте, были лишены государственных постов. «Мы не хотим, чтобы в правительстве было только две партии. Мы заинтересованы в том, чтобы правительство представляло как можно больше сил общества. Но место в правительстве тем, кто поддерживает бойкот, нет», — заявил Нафи Али Нафи.

Помимо констатации факта о наличии разногласий между двумя основными советниками президента, это важное замечание лишний раз подтверждает то, что одним из условий участия в выборах была сделка между Хартумом и рядом партий о предоставлении мест в будущем правительстве. Судя по всему, ЮДП были еще обещаны и губернаторские посты, с чем их сейчас и пытаются «прокатить». Пока пытаются, отсюда и публичные заявления М.аль-Миргани, который тем самым вынуждено нарушил «обет молчания», чтобы обратить внимание суданского лидера на то, что его подчиненные явно самовольничают. Теперь с большой долей уверенности можно утверждать, что О.аль-Башир самолично отбирал «кандидатов» в будущие министры и губернаторы, причем в этом списке не нашлось по каким-то причинам места ни «Умме», ни раскольникам-юнионистам, ни даже коммунистам. Видимо потому, что коммунисты до последнего года находились на полном финансовом содержании у ПНК, а теперь нужда в них окончательно отпала. Да и финансовый кризис разразился не вовремя. Что же касается С.аль-Махди, то здесь видимо дело также в сложных межличностных отношениях: не забудем, что именно С. аль-Махди был свергнут О.аль-Баширом в свое время.

Таким образом, сейчас можно совершенно уверенно предсказать итоги голосования в главном: президентом Судана станет О.аль-Башир, первым вице-президентом С.Киир. Основная интрига сохраняется для распределения постов в министерствах и ведомствах, причем тех, которые «остались свободными» после договоренностей между СНОД и ПНК. Судя по всему, в будущем правительстве все-таки найдется место для ЮДП и ряда «карликовых партий». При этом конечно говорить о том, что выборы консолидировали всю нацию нельзя. Осталось масса обиженных, несмотря на то, что Г.ат-Табани призвал создать боеспособное правительство национального единства, которое могло бы отражать чаяния всех слоев населения. Будем реалистами: несмотря на все богатство политической палитры Судана (400 партий и объединений), говорить можно только о трех основных силах: ПНК, СНОД и общий фронт северосуданской оппозиции («Умма», ЮДП). Последним отведена роль «декора» политической картинки и создание иллюзии «многопартийности».

52.26MB | MySQL:103 | 0,504sec