Могут ли евреи и мусульмане сосуществовать? Британский контекст

В апреле 2010 г. исполняется два года со дня основания в Великобритании Фонда Киллиама, получившего своё название от имени одного из первых лидеров крупных исламских общин страны в XIX веке коренного британца Генри Уильяма Киллиама. Деятельностью фонда, поддерживаемого правительством и провозгласившего своей основной целью борьбу с исламским экстремизмом на территории Соединённого Королевства, руководят двое бывших членов радикальных исламистских группировок – Ед Хусейн и Мааджид Наваз. Фонд постоянно проводит исследования по самым актуальным проблемам, касающимся положения мусульман в Великобритании и вопросам, связанным с терроризмом на религиозной почве и за прошедшие два года недвусмысленно продемонстрировал свою приверженность делу борьбы с различными проявлениями исламского экстремизма и фундаментализма. Лидеры фонда регулярно выступают в общественных организациях и прессе с комментариями на самые актуальные темы. Так, в марте этого года в британском издании «Джуиш кроникл онлайн» (The Jewish Chronicle online) была опубликована статья Еда Хусейна «Британские евреи и мусульмане могут сосуществовать», в которой он размышляет на одну из самых актуальных сегодня не только для Британии, но и для всего мира тем.

«И те и другие гордятся тем, что являются британцами, и те, и другие происходят от Авраама и должны быть открыты друг для друга», — пишет Хусейн. Толчком для написания статьи, по словам Хусейна, послужила речь министра иностранных дел британского правительства Дэвида Милибэнда (который не скрывает, что является евреем), произнесённая 26 февраля этого года в лондонской мечети Брик Лэйн. «Каждый британский гражданин, какой бы он ни был расы, вероисповедания или убеждений, знает, что внешняя политика правительства формируется, основываясь на идеях и идеалах всех сообществ нашей страны», — сказал Милибэнд собравшимся на пятничную проповедь мусульманам. В подтверждение своих слов он отдельно коснулся событий, происходящих на Ближнем Востоке, за которыми многие британские мусульмане следят едва ли не больше, чем за внутриполитической жизнью государства, ставшего для них новым домом: «На Ближнем Востоке палестинцы вот уже больше сорока лет ожидают создания государства в границах, установленных до войны 1967 г. Они ждут, что Иерусалим будет столицей не только Израиля, но и Палестины. Они ждут, что государство, наконец, сможет предоставить возможности для расселения беженцев на достаточной территории. Я горжусь тем, что британское правительство поддерживает эти стремления палестинского народа».

Мечеть, расположенная в лондонском районе Ист Энд, является одним из лучших примеров мультикультурного и мультирелигиозного характера британского общества и красноречивым свидетелем взаимодействия разных конфессий и этносов между собой. Когда-то она была процветающей синагогой, а ещё раньше, в 18 веке – церковью гугенотов. «Помню, как во времена моего детства на дверных косяках висели мезузы, и мы с отцом ходили покупать товары в еврейские бакалейные лавки. И хотя считалось (едва ли не ошибочно), что член парламента от округа Питер Шор был евреем, он регулярно выступал в мечети. В то время между евреями и мусульманами не было никакой враждебности, однако в период предвыборной гонки 2005 г. преемница Шора Оона Кинг лишилась места в парламенте в результате целенаправленной кампании, в рамках которой со стороны оппонентов, поддерживавшихся экстремистами, в её адрес звучали антисемитские оскорбления. Очевидно, что за последние годы уровень антисемитизма, так же как и антимусульманских настроений, серьёзно вырос и необходимо немедленно принимать какие-то меры против этого», — пишет Хусейн.

Хусейн считает, что успешная история интеграции еврейской общины в британское общество может многому научить мусульман, большинство из которых, однако, не готовы учиться. «Мы призваны быть благословением для других жителей этой планеты. Но можем ли мы претендовать на эту роль? Слишком много активистов-мусульман видят за каждым геополитическим событием глобальный еврейский заговор. Конфронтационное отношение к сионизму и отсутствие понимания еврейской экзистенциальной тревоги в мире эпохи пост-Холокоста только усугубляют ситуацию. Взаимную враждебность усиливает и культивируемая в некоторых еврейских общинах ненависть к исламу. Наше правительство боится помещать мусульман и евреев в одну комнату». Хусейн полагает, что на отношения между британскими мусульманами и евреями серьёзное влияние оказывает палестино-израильский конфликт и ситуация в Газе, где «население пребывает как в тюрьме». По его мнению, всё, что происходит на Святой Земле непосредственно затрагивает и исламские общины на британских островах. Основатель Фонда Киллиама даёт и свои рекомендации по выходу из сложившейся ситуации: «Если бы евреи перестали оценивать любые мусульманские взгляды на деятельность израильского правительства как антисемитские и не пытались бы больше препятствовать их выражению, а мусульмане, в свою очередь, перестали отрицать право Израиля на существование – это бы стало практическим шагом вперёд».

Что касается непосредственно Великобритании, то Хусейн считает, что исправить текущую ситуацию и способствовать исчезновению непонимания могли бы совместные мусульмано-иудейские паломничества в Святую Землю, а также совместная работа в этом направлении основных мечетей и синагог, что могло бы стать чётким сигналом «о братских узах в эти смутные времена и подорвать экстремистскую пропаганду». По мнению Хусейна, необходимо также организовать взаимное общение учеников исламских и иудейских школ.

Увы, проблему непонимания невозможно решить только активной совместной работой синагог и мечетей или паломническими поездками. Главным препятствием для достижения взаимопонимания между британскими евреями и мусульманами сегодня в большей степени является мировоззрение последних. Очевидно, что несмотря на то, что многие британские мусульмане и евреи имеют родственников, проживающих на Святой Земле, а оценки характера и последствий боевых действий в рамках палестино-израильского конфликта могут быть самыми разными (и иметь под собой веские основания), учащиеся еврейских школ Лондона и расположенные в британской столице синагоги не должны нести ответственность за убитых израильскими солдатами мирных палестинцев, подобно тому, как ракетные бомбардировки территории Израиля боевым крылом движения «Хамас» не являются поводом к нападениям на британские мечети и медресе. Тем не менее, эскалация боевых действий в секторе Газа (даже если она была вызвана бомбардировками со стороны Палестины) почему-то всегда ведёт к росту в Соединённом Королевстве антисемитизма, а не исламофобии.

Масштабы антисемитизма в последнее время увеличиваются в Великобритании гораздо быстрее антимусульманских настроений. Один из всплесков антисемитизма пришёлся на первую половину 2009 года, когда только в январе было зафиксировано более 250 инцидентов, так или иначе связанных с преследованиями евреев на национальной или религиозной почве. Тогда серьёзную обеспокоенность ситуацией в интервью «Таймс» выразил главный раввин страны Джонатан Сакс, рассказавший о частых случаях нападения на еврейские школы и синагоги и актах вандализма на еврейских кладбищах. Сакс также указал на прямую связь между всплеском антисемитизма и активизацией боевых действий в секторе Газа против движения «Хамас»: «Это обычно начинается как антисионизм, но сейчас уже, конечно, не антисионизм, когда нападают на синагоги и еврейские школы». Эту точку зрения поддержал и представитель следящей за безопасностью британского еврейского сообщества организации «Community Security Trust» Марк Гардинер, отметивший, что «каждый раз, когда обстановка на Ближнем Востоке становится напряженной, у нас начинается волна антисемитизма. Но ведь это смешно, что наши евреи должны подвергаться опасности из-за конфликта, который происходит за тысячи километров от них».

Глубину непонимания между британскими мусульманами и евреями красноречиво демонстрирует сама постановка вопроса, вытекающая из заголовка статьи Хусейна: «Могут ли евреи и мусульмане сосуществовать»? А можно ли вообще всерьёз рассуждать на тему сосуществования двух народов или, в данном случае, религиозной и этнической общности, не скатываясь при этом в фашизм или любую другую форму дискриминации? Что мешает некоторым британским мусульманам (а именно к ним себя причисляет значительная часть тех, кто осуществляет нападения) мирно сосуществовать со своими согражданами-евреями? Ответ очевиден – им мешает находящийся за тысячи километров Израиль. При этом проблема не ограничивается сугубо радикальной плоскостью, когда речь идёт о целенаправленных деструктивных действиях представителей экстремистских группировок. Гораздо большее влияние на всплески бытового антисемитизма (впрочем, это касается нападок на любые этносы и конфессии) оказывают особенности мировоззрения многих мусульман, ассоциирующих себя с глобальным братством верующих — уммой. Мировая исламская умма всегда остро реагирует на любые действия насильственного характера в отношении единоверцев. При этом немалое число адептов вероучения пророка Мухаммеда до сих пор старается руководствоваться архаичными принципами, сводящимися к фразе «глаз за глаз». В то же время, большинство британских евреев, не представляющих какие-либо ортодоксальные и радикальные течения и организации, зачастую не чувствуют своей прямой связи с событиями, происходящими на Святой Земле и, как отметил Марк Гардинер, не понимают, почему они должны нести ответственность за действия израильских войск на палестинских территориях, а синагоги и школы должны подвергаться нападениям в отместку за разрушенную в секторе Газа инфраструктуру.

Исламская умма проецирует своё мировоззрение на все остальные религиозные конфессии и этнические общности, полагая, что раз она воспринимает весь мир, как потенциальный дар-уль-ислам, то и британские евреи или, скажем, сикхи, смотрят на межконфессиональные и межэтнические отношения схожим образом. А это значит, что есть все моральные основания нанести потенциальному противнику ответный удар за какой-либо проступок в любой точке мира и детская еврейская школа в пригороде Лондона таким образом получит справедливое воздаяние в виде камней и бутылок с зажигательной смесью за убийства израильскими солдатами мирных палестинцев. Очевидно, что подобная логика делает невозможным сосуществование придерживающихся её мусульман с кем бы то ни было где бы то ни было. Одно дело, когда речь идёт о защите своих интересов и здесь мировое братство верующих может сыграть сугубо положительную роль. Но когда защита переходит в перманентную месть по принципу «глаз за глаз», выливающуюся на тех, кто мог даже никогда не быть на месте совершения изначального преступления, любые разумные доводы и аргументы по исправлению ситуации становятся бесполезными. Далеко не всех из тех, кто совершает нападения, можно причислить к исламистам или радикальным экстремистам. К несчастью, многие обыватели-мусульмане считают такое поведение вполне оправданным и допустимым.

Всплески антисемитизма, сопряжённые с боевыми действиями на Святой Земле, уже не раз красноречиво свидетельствовали о том, что не только значительная часть британских мусульман, но и весьма солидные общественные организации Соединённого Королевства, такие, как, например, Мусульманский совет Великобритании, гораздо больше обеспокоены такими вопросами, как «существование государства Израиль», «джихад против Израиля» и «боевые действия израильской армии на территории сектора Газа», нежели такими, на первый взгляд, куда более важными для исламских общин британских островов проблемами, как «интеграция в британское общество», «мирное и комфортное сосуществование британских мусульман с коренным населением страны и представителями других конфессий и различных этнических групп», «увеличение представительства мусульман в британских органах власти для решения насущных проблем общин» и т.п. Вместо этого энергия зачастую направляется на такие «конструктивные» действия, как антисемитские граффити на витринах еврейских магазинов или оскорбления и угрозы, выкрикиваемые прямо в лицо высокопоставленным чиновникам израильского правительства. Так поступил один из студентов Оксфордского университета во время выступления заместителя министра иностранных дел правительства Израиля Даниэля Аялона перед учащимися в феврале 2010 г. «Вырезать всех евреев», — выкрикнул на арабском в лицо политику молодой человек, перед тем, как покинуть аудиторию. В целом, Аялон получил весьма враждебный приём в одном из лучших университетов Великобритании: на протяжении всего выступления его прерывали выкриками обвинений в «военных преступлениях» и расизме, а один из слушателей, размахивая палестинским флагом, попытался пробраться к трибуне, за которой стоял политик, но был выдворен охраной. Кроме того, у входа в здание университетское Палестинское общество организовало демонстрацию, скандируя: «От реки до моря Палестина будет свободной»!

Британское правительство в последние годы хорошо усвоило то, что палестино-израильское противостояние является едва ли не главной темой, вокруг которой, как это ни парадоксально, вращается жизнь многих британских мусульман. Следствием этого, в том числе, стал акцент на проблеме создания палестинского государства, сделанный в речи перед мусульманами мечети Брик Лэйн Дэвидом Милибэндом. Но даже несмотря на это, среди уважаемых лидеров исламских общин Лондона, слушавших высокопоставленного политика, нашлись люди, прерывавшие его речь обвинениями в симпатиях сионизму. 25-летний Мамунур Рахман продолжил свои нападки на Милибэнда и на улице, после того, как нарушителя выдворили за пределы мечети.

Нередко даже имеющиеся возможности прямого влияния на решения правительства страны мусульмане Великобритании используют не для того, чтобы сделать жизнь общин своих единоверцев в этом государстве лучше и комфортнее, а для очередных выпадов в отношении Израиля. Так поступила, например, Консультативная группа молодых мусульман, учрёждённая в октябре 2009 г. с целью помочь правительству разобраться с проблемами молодых мусульман Соединённого Королевства, призвавшая премьер-министра заклеймить атаки Израиля на палестинские территории как «насильственный экстремизм»: «Мы определяем «насильственный экстремизм» как массовые убийства невинных людей, где бы и кем бы они не совершались. Руками израильского правительства в секторе Газа убито более 450 невинных палестинцев и британское правительство должно расценить это как государственный терроризм и осудить как форму «насильственного экстремизма». Характерно, что молодые мусульмане Великобритании расценивают в качестве насильственного экстремизма только действия израильских солдат в секторе Газа, тогда как, например, регулярные убийства адептами ислама христиан в Пакистане к форме такового, на их взгляд, не относятся и не заслуживают осуждения британского правительства.

Все вышеперечисленные обстоятельства заставляют сильно усомниться в том, что большую часть британских мусульман интересуют хоть какие-то проблемы, связанные с непосредственной жизнью исламских общин Соединённого Королевства, в то время как вся их энергия и помыслы направлены на помощь своим палестинским собратьям по вере. Сегодня многие британские политики-мусульмане всё чаще говорят о том, что недалёк тот день, когда правительство страны возглавит их единоверец, но страшно представить куда приведёт государство власть, которая куда больше национальных проблем будет озабочена «мировым сионистским заговором», «оккупацией Газы Израилем» или «созданием независимого государства Палестины». Потому сегодня одной из главных задач для британского мусульманского сообщества является поиск компромисса между взглядами и реакциями мировой уммы на те или иные события и вниманием к национальным проблемам и интересам, непосредственно влияющим на жизнь британского исламского сообщества.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что в Соединённом Королевстве встречаются поистине вдохновляющие примеры конструктивного диалога между евреями и мусульманами. Одним из них является базирующееся в Бристоле «Радио Салям Шалом», выпускающее подкасты (звуковые или видеопередачи, которые могут быть воспроизведены посредством сети Интернет), в рамках которых британские мусульмане и евреи дискутируют и обсуждают самые актуальные вопросы и проблемы в отношениях двух сообществ. Радио было учреждено в конце 2006 г. зарегистрированной в Соединённом Королевстве благотворительной организацией «Салям Шалом Лтд.» при поддержке министерства внутренних дел и сегодня создаёт не только подкасты, но и, например, уникальные миксы из мусульманской и еврейской музыки. Основатели так говорят о целях и задачах «Радио Салям Шалом»: «Мы стремимся к такому миру, в котором люди понимают все аспекты мусульманской и еврейской культуры и наследия, закладывая таким образом основы позитивного будущего. Наша миссия заключается в создании мультимедийного ресурса, посвящённого еврейско-мусульманскому диалогу, содействии налаживанию взаимопонимания и осознания общих ценностей».

И всё же подобные примеры являются редкость в сегодняшней Великобритании, где тон в межконфессиональных и межэтнических отношениях чаще всего задают радикально настроенные представители той или иной религии или этноса, провоцируя вспышки насилия и дискриминации. В первую очередь это относится к мусульманскому сообществу, большинство представителей которого, кажется, не способны почувствовать себя гражданами конкретной страны, предпочитая целиком ассоциировать себя с мировой уммой. А это значит, что от британского общества они хотят получать исключительно разнообразные права, но не обременительные обязанности. Права, предоставляемые одним из самых развитых демократических обществ мира, позволяют им чувствовать себя героями и защитниками Палестины, совершая такие «отважные» поступки как выкрики антисемитских оскорблений в лицо израильским и британским политикам. Однако при этом почти никто из них не готов променять учёбу в одном из престижнейших университетов мира на боевые действия в секторе Газа.

44.14MB | MySQL:87 | 0,709sec