Исследование «Радар безопасности 2024» фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV). Часть 3

28 декабря 2023 года, под занавес года, ведущим мозговым центром Турции, Фондом политических, экономических и социальных исследований (SETAV)  был опубликован ежегодник «Радар безопасности 2024».

Часть 2 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=104840.

Напомним, что мы разбираем публикацию авторства Мехмета Чагатая Гюлера под заголовком «Отношения Турция-Россия: повышение устойчивости сотрудничества, несмотря на геополитическую неопределенность».

В прошлой части нашей публикации мы приступили к рассмотрению прогнозов турецкого автора на 2024-й год. Одним из заметных прогнозов стала вероятность очередного витка конфликта между Азербайджаном и Арменией, для чего, по мнению автора, может потребоваться новый механизм региональной безопасности.

Продолжаем цитирование автора:

«Более того, война на Украине измотала и Россию, и Украину и действительно продолжает это делать.

Обе стороны испытывают проблемы с поставками боеприпасов и рабочей силой. Ни одна из сторон не может добиться того, чего они стремятся достичь в контрнаступлении.

В 2024 году, как и во время самой войны, в отношениях Турции и России может сохраниться статус-кво по украинскому вопросу, и никаких фундаментальных изменений не произойдет. Однако, поскольку туман войны все еще существует, а ситуация на поле боя неопределенна и непредсказуема, следует ожидать неожиданностей.

Поэтому, в зависимости от хода войны, непрямое противостояние Турции и России на Украине, похоже, может произойти точно так же, как это произошло после того, как Турция освободила командиров батальона «Азов».

Кроме того, хотя вероятность очень мала, продление «Черноморской зерновой инициативы» — это то, что должно быть достигнуто в 2024 году ради глобальной продовольственной безопасности.»

Итак, заметим в связи с изложенным выше немаловажное.

Во-первых, оценку турецкого автора «измотанности» не только Украины, но и России военными действиями, что приведет, на взгляд автора, к тому, что не следует ожидать перелома в конфликте в 2024-м году.

Во-вторых, «непрямое противостояние» между Турцией и Россией – это более чем прямое выражение турецкого интереса на Украине. Мы не раз говорили о том, что Турция, отстаивая интересы Украины, стремится к роли «опекуна» украинской стороны, постепенно наращивая в стране свое влияние. При таком подходе турок, действительно, можно говорить о противостоянии не только Украины с Россией, но всех сторон, поддерживающих украинскую сторону. И Турция среди них выделяется особым интересом, в том числе, интересом, обусловленным историей, которая, получается, развивается по спирали.

В-третьих, тема «Черноморской зерновой инициативы» — как мы можем видеть, турецкая сторона продолжает настаивать на её продлении по причинам, выходящим за рамки обеспечения глобальной продовольственной безопасности.

Цитируем далее:

«И последнее, но не менее важное: Астанинский формат с момента своего создания подтвердил, насколько важен и знаменателен для зон деэскалации, мирного процесса и долгосрочного урегулирования сирийского кризиса.

Несмотря на то, что власти Казахстана заявили, что отныне Астана не будет принимать встречи, этот механизм может продолжить работу в новом формате под названием «Астана 2.0», и справедливо ожидать, что этот механизм укрепит свое место и эффективность в 2024 году.

Тем не менее, когда дело доходит до политики России и Турции в Сирии, нельзя игнорировать вероятность прямой или косвенной конфронтации. В частности, в районах, безопасность которых обеспечивает Турция, или на прилегающей территории, противостояние двух стран, скорее всего, будет осуществляться через доверенных лиц.

Прежде всего, для достижения прочного урегулирования и мира в регионе необходимо разработать новую инклюзивную конституцию и провести справедливые выборы, на которых будут одинаково представлены все партии. Хотя шансы кажутся маловероятными, создание такой конституции и проведение честных выборов имеют первостепенное значение для будущего Сирии, а также для национальной безопасности Турции.»

Как можно заметить, турецкий автор не исключает возможности эскалации напряженности в отношениях между Россией и Турцией в связи с сирийскими событиями. Перезапуск астанинского формата в новом виде продолжает оставаться важным вопросом для положения дел в Сирии.

В целом можно резюмировать следующим образом: 2024-й год ознаменуется новыми вызовами для двусторонних российско-турецких отношений, в которых есть питательная конфликтная среда в трех, как минимум, точках – Нагорный Карабах, Сирия и Украина. При этом, отчасти, и в турецких и в российских интересах – балансировать эти противоречия успешным торгово-экономическим сотрудничеством. Однако, отметим, что турецким автором это сотрудничество рассматривается как ситуативное, не означающее ни в коей мере сближения между Россией и Турцией. Речь идет, как можно заключить, о новой форме «тематических альянсов», которые приходят на смену более широкому пониманию сотрудничества.

Не в порядке расположения в альманахе, а по степени важности обратимся к материалу, посвященному турецко-американским отношениям в 2024 году. Материал озаглавлен как «2024: год паузы в турецко-американских отношениях». Автором материала стала Глория Шкурти Оздемир.

Краткая биографическая справка автора:

«Глория Шкурти Оздемир получила степень бакалавра политологии и международных отношений в Албании. Она закончила магистратуру в Университете Сакарья, защитив диссертацию на тему «Смертельное оружие, которое стало панацеей от терроризма: дискурсивная конструкция дронифицированной войны в США». Она является докторантом Анкарского университета Йылдырыма Беязыта, и ее диссертация посвящена применению искусственного интеллекта в вооруженных силах на примере соперничества США и Китая. Ее основные исследовательские интересы включают внешнюю политику США, войну дронов и искусственный интеллект. В настоящее время она является научным сотрудником Управления внешней политики Фонда SETA. Она также работает помощником редактора Insight Turkey, журнала, издаваемого Фондом SETAV».

Переходим непосредственно к материалу. Начнем с главных событий 2023 года в турецко-американских отношениях:

«Центральными темами были переговоры о покупке F-16 и членстве Финляндии и Швеции в НАТО.

Постоянная поддержка США СНС / РПК оставалась основной точкой разногласий между Турцией и США.

Конфликт в секторе Газа вновь поставил Турцию и США на противоположные концы геополитического спектра.»

Заметим, что первые из двух перечисленных тем являются уже «классическими» для турецко-американских отношений. Однако, отметим для себя новую вводную 2023 года – палестино-израильское обострение. И ту характеристику, которую получило это событие, которое поставило Турцию и США «на противоположные концы геополитического спектра».

2023-й год в отношениях между Турцией и США охарактеризован как год прагматического взаимодействия.

Цитируем:

«В 2023 году Турция продолжила политику усиления своей стратегической автономии за счет снижения зависимости от внешних держав, в том числе от США

Это ключевая идея внешнеполитического курса Турции, который направлен на повышение стратегической автономности. Впрочем, сразу стоит заметить, что экономическое положение Турции, в особенности, в последние несколько лет не дали реализоваться плану турецкого руководства по тому, чтобы уйти от зависимости от зарубежных финансов и финансовых институтов.

Продолжаем цитировать:

«Отношения в 2023 году, как и в предыдущие годы, характеризуются сочетанием заметных разногласий и продолжающимся сотрудничеством в ключевых областях.

На протяжении всего года диалог между лидерами двух стран оставался открытым, что подчеркивало прагматичный характер их взаимодействия.

Действительно, этот прагматизм является постоянной темой в их двусторонних отношениях, продолжая определять их динамику в 2023 году. Поддерживая эту точку зрения, в июне 2023 года советник по национальной безопасности Джейк Салливан во время интервью CNN признал независимую траекторию внешней политики Турции и возможности для сотрудничества между двумя государствами, особенно в сфере истребителей F-16.

За этот период несколько ключевых вопросов существенно повлияли на двусторонние отношения Турции и США.

К ним относятся дискуссии вокруг покупки F-16, расширения НАТО за счет членства Финляндии и Швеции, а также позиции США в отношении РПК.

Несмотря на продуктивное и позитивное сотрудничество между президентами и министрами иностранных дел двух стран, важно признать, что продолжающийся антагонизм по отношению к Турции в американском Конгрессе сохранялся на протяжении всего 2023 года.

Это отрицательно сказалось на различных аспектах двусторонних отношений. Более того, недавний конфликт между Палестиной и Израилем, начавшийся 7 октября, также стал решающим фактором. Этот конфликт особенно повлиял на отношения Турции и США из-за их противоположных позиций.

Тем не менее, важно констатировать, что, несмотря на эти расходящиеся вопросы, обеим странам удалось поддерживать сотрудничество в различных областях посредством прагматичной политики.

На этом фоне Турция и США продолжили диалог в рамках Стратегического механизма, встретившись 18 января и 23 июня. Эти заседания были посвящены национальной безопасности и другим ключевым областям, включая значительный рост двусторонней торговли, что подчеркнуло возобновление усилий по укреплению экономических связей и по использованию новых возможностей.

Подводя итог, можно сказать, что 2023 год станет годом, когда баланс будет определять двусторонние отношения между США и Турцией. Обе страны продемонстрировали повышенную готовность к сотрудничеству, однако их действия все еще были связаны определенными ограничениями, особенно антитурецкой позицией в Конгрессе».

Отметим, что упомянутая автором «повышенная готовность к сотрудничеству» пока не выдержала проверку практикой. В том смысле, что вплоть до настоящего момента Турции не удалось добиться от американской стороны желаемого для себя.

Переходим к рассмотрению перспектив 2024 года. Под заголовком «Динамика в турецко-американских отношений».

Цитируем:

«Отношения между Турцией и США на протяжении многих лет в основном оставались стабильными, при этом многие вопросы тесно связаны с проблемами национальной безопасности.

В 2023 году на эту динамику заметное влияние оказали три ключевых вопроса: продолжающаяся поддержка США СНС/РПК, приобретение истребителей F-16 и вопросы, связанные с НАТО, особенно на фоне украинско-российского конфликта и перспектив Членство в НАТО Швеции и Финляндии. Эти факторы часто переплетаются, многогранно влияя на двусторонние связи. Более того, такие вопросы, как безопасность в Восточном Средиземноморье, периодически приобретают известность, что еще больше влияет на дипломатические отношения между двумя странами. Однако, значительное событие, произошедшее в конце 2023 года, в частности, израильско-палестинский конфликт, оказало глубокое влияние на отношения Турции и США».

Отметим главную мысль турецкого автора, которая заключается в том, что к традиционным раздражителям (СНС/РПК, поставка истребителей, расширение НАТО) в двусторонних турецко-американских отношениях добавился ещё и палестино-израильский конфликт, чье влияние ещё предстоит оценить.

Пропустим описание разделов, посвященных описанию существующих проблем в отношениях между Турцией и США и перейдем непосредственно к рассмотрению оценок турецкого автора в части перспектив 2024-го года.

Единственное, что стоит упомянуть вслед за автором – это тема Восточного Средиземноморья, а также палестино-израильский конфликт. Цитируем:

«В 2023 году Восточное Средиземноморье оставалось предметом трений между США и Турцией, особенно из-за стоянки американских военно-морских кораблей, а именно USS San Juan и USS Arleigh Burke, в порту администрации греков-киприотов (так в Турции называется руководство Республики Кипр – прим.) и приостановки военного эмбарго США против греческой администрации. Турция раскритиковала эти действия как предвзятые и дестабилизирующие, потенциально препятствующие справедливому и устойчивому решению на Кипре. Более того, в 2023 году израильско-палестинский конфликт обострил отношения между Турцией и США. В частности, решительная поддержка Израиля Израилем со стороны США контрастировала с призывом Турции к сдержанности с обеих сторон. Разница также очевидна в их моделях голосования в ООН, намекая на при растущем расхождении».

Тот факт, что тема Палестины продолжит оставаться одной из доминирующих для Турции и, следовательно, для турецко-американских отношений подтверждается тем, что 1 января нового 2024 года в Стамбуле, на Галатском мосту, был проведен массовый митинг в поддержку Палестины. Фотография митинга приводится ниже.

Переходим к рассмотрению перспектив двусторонних турецко-американских отношений в 2024 году. Цитируем турецкого автора:

«Вступая в новый год, ключевая динамика, определяющая двусторонние отношения в 2023 году, вероятно, сохранится и в 2024 году. Однако мнения относительно будущей траектории этих отношений расходятся.

Преобладающая точка зрения предполагает, что двусторонние связи, скорее всего, сохранят свой прагматичный характер, избегая серьезных кризисов, но не углубляя существенного взаимного взаимодействия.

Как отмечает Ричард Аутцен, индивидуальная динамика, влияющая на эти отношения, сама по себе не создает двустороннего кризиса, но в совокупности они сигнализируют о продолжающихся трениях и дистанции. Оутзен отмечает, что перекрытие интересов в торговле, украинском конфликте и региональной нормализации (отношения Турции с Арменией, Грецией и арабскими странами) предполагают сохранение вежливых и функциональных отношений.

Тем не менее, не ожидается, что 2024 год станет годом повышения тепла или конвергенции.

Вероятно, это будет еще один год сложных партнерских отношений с потенциальными упущенными возможностями.

Напротив, некоторые эксперты придерживаются более оптимистичного взгляда на отношения Турции и США.

Например, Мэтью Брайза предполагает, что, хотя текущие проблемы, такие как война в Газе, кажутся важными точками разногласий, со временем Турция и США могут сблизиться более тесно. Такое выравнивание, по мнению Брайзы, может произойти по мере того, как президент Байден и госсекретарь Блинкен будут испытывать все большее нетерпение по поводу военных преступлений Израиля против невинных палестинцев. Несмотря на резкую риторику президента Эрдогана, дистанцирующегося от Нетаньяху и израильского политического руководства, Брайза полагает, что после конфликта может наступить период, когда Израиль, ХАМАС и США смогут приветствовать посредничество Турции, аналогично ее успешным усилиям в российско-украинском конфликте.

Как подчеркивалось ранее, ключевая динамика, определяющая двусторонние отношения, вероятно, сохранится до 2024 года. Ожидается, что вероятное продолжение поддержки США РПК/СНС останется спорным вопросом в этих отношениях. Чагры Эрхан отметил явное недовольство Турции своим союзником, США, особенно в отношении их поддержки РПК/СНС. Эрхан заявил, что это было далее отражено в последнем заявлении Совета национальной безопасности Турции, в котором говорилось: «Действия, направленные на защиту от террористов и подрывающие основы закона о союзничестве, были тщательно отмечены, подчеркнув, что никакие усилия не могут изменить судьбу террористических организаций, нацеленных на Наша страна». Это заявление подчеркивает продолжающиеся разногласия с США, которые, как предполагает Юсуф Эрим, как ожидается, останутся заметным предметом разногласий между США и Турцией в 2024 году».

55.82MB | MySQL:121 | 0,559sec