Об увеличении военных расходов Израиля в 2024 году

В 2024 году Израилю будет необходимо увеличить оборонные расходы минимум на 30 млрд шекелей (8,3 млрд долл.) на фоне продолжающейся войны с ХАМАСом. Об этом со ссылкой на Министерство финансов Израиля сообщает новостное агентство Bloomberg. Прогноз ведомства был составлен с учетом того, что интенсивные боевые действия, предположительно, завершатся в первом квартале 2024 года.

Бюджетные прогнозы Министерства финансов Израиля были обновлены с учетом идущего вооруженного конфликта, который влечет за собой соответствующие издержки – мобилизация резервистов, развертывание большего количества войск на юге и севере страны, а также массовое применение ракет для нанесения ударов по позициям противника и обеспечения противоракетной обороны и защиты от БПЛА дорого обходятся Израилю. В докладе финансового ведомства страны говорится, что дополнительное финансирование потребуется вне зависимости от наличия военной помощи со стороны союзников, в частности, США.

Помимо прямых военных расходов Минфин Израиля заявил о необходимости выделить 10 млрд шекелей (2,7 млрд долл.) для эвакуации около 120 тыс. человек из приграничных районов страны, увеличения бюджетов правоохранительных органов и восстановления поселений, разрушенных в результате атак ХАМАС.

В связи с обозначенными статьями расходов общий бюджет страны на 2024 год превысит запланированный ранее на 49 млрд шекелей (13,5 млрд долл.). При этом Минфин Израиля считает, что государству придется снизить расходы на 35 млрд шекелей (9,6 млрд долл.) ввиду сокращения налоговых поступлений и снижения потребительского спроса. По мнению представителей Министерства финансов, без принятия дополнительных мер по повышению налогообложения бюджетный дефицит вырастет до 6% от ВВП страны. Правительство намерено обсудить возможные бюджетные изменения и увеличение предельного уровня дефицита, который, по рекомендациям Минфина, не должен превышать 4,5%-5% ВВП в 2024 году.

Ранее сообщалось, что операция против ХАМАСа обойдется Израилю в более чем 50 млрд долл. при условии, что боевые действия завершатся в пределах года и Израилю не придется вступать в прямое столкновение с ливанской «Хизбаллой», Ираном или Йеменом. Расходы на участие в конфликте при этом составили бы порядка 10% от годового ВВП Израиля.

Между тем, по данным ежегодного бюллетеня с обзором военных потенциалов государств мира The Millitary Balance, в 2023 году военный бюджет Израиля составил 15,69 млрд долл., что на 3,4% больше, чем в 2022 году. Доля расходов Министерства обороны в военном бюджете в 2023 году составила 85,9%, других министерств и ведомств – 14,1%.

Как известно, суммарную величину расходов государства на военные цели характеризует показатель общих военных расходов (ОВР). В 2023 году ОВР Израиля составили 17,9 млрд долл. В целом за 2018-2023 гг. отмечался рост общих военных расходов. В 2020 году они оценивались в 18,8 млрд долл., в 2021 году – в размере 19,9 млрд долларов. В среднем за период 2018-2023 гг. доля общих военных расходов в ВВП страны составила 4,9%. Доля ОВР в государственном бюджете на этот период достигала в среднем 12,8%.

Помимо собственных источников военного финансирования, в Израиле есть достаточно крупные внешние. В качестве главного стороннего ресурса выступает ежегодная безвозмездная военная помощь США. С 1999 года выделение средств осуществляется на основе «Меморандума о взаимопонимании» между правительствами США и Израиля в формате десятилетнего цикла. В частности, в сентябре 2016 года был заключен новый пакет на 38 млрд долл. (на 2019-2028 гг).

Программа по наращиванию сил стала возможной благодаря утверждению в 2019 году нового десятилетнего плана финансовой помощи США на оборону в объеме 38 млрд долл. Согласно ему Израиль получает ежегодную помощь в размере 3,3 млрд долл., а также 500 млн долл. на противоракетную оборону. Дополнительно планируется увеличение расходов на оборону на 0,3% от ВНП.

Изучение материалов Института стратегических исследований (США) позволяет утверждать, что расходы на содержание военнослужащих за период с 2015 по 2022 годы увеличились на 15,1% и составили 5,5 млрд долл. Расходы на содержание гражданского персонала выросли на 15,2% и составили в 2022 году 1,1 млрд долларов, также в течение рассматриваемого периода последовательно увеличилась доля расходов на содержание военнослужащих и гражданских служащих в бюджете Министерства обороны.

Расходы на боевую подготовку войск увеличились на 4,8% за рассматриваемый период и составили в 2022 году 5,4 млрд долл., расходы на строительство военных объектов выросли на 9,1% и достигли 0,3 млрд долл. Расходы на техническое оснащение ВС Израиля в 2022 году по бюджету Министерства обороны составили 3,1 млрд долларов. Вместе с тем, общие объемы средств на эти цели достигли 6,2 млрд долл., при этом значительную их часть – 50,2% (3,1 млрд долл.) составила военная помощь США.

Таким образом, политическое руководство Израиля уделяет значительное внимание финансированию Армии обороны Израиля. Однако, проверка реальной боевой обстановкой показала неготовность страны не только предсказать признаки агрессии, но и своевременно на них отреагировать.

В заключение отметим, что последние месяцы мировая общественность пристально наблюдает за развитием израильско-палестинского конфликта. Учитывая, что в Израиле традиционно уделяют серьезное внимание финансированию военного ведомства, его неготовность к отпору для многих стала неожиданностью.

Следует ожидать, что в обозримой перспективе израильское руководство извлечет уроки из обострившегося конфликта, что можно будет увидеть в смене приоритетов военного строительства. Например, возможно увеличение численности личного состава Армии обороны Израиля и количества конвенциональных вооружений, а высокотехнологичным вооружениям (беспилотники, барражирующие боеприпасы, робототехнические комплексы) будет уделено чуть меньшее внимание.

55.78MB | MySQL:116 | 0,498sec