Последствия возможного вторжения Израиля в Ливан

Итак, мы пришли к выводу, что израильское руководство может готовить к проведение военной операции против «Хизбаллы». Ливанское направление выбрано в силу ряда объективных и субъективных факторов, главным и основным из которых является «близость» этой части ливанских шиитов к Ирану. Основные логические выкладки израильского премьер-министра и его коллег, как представляется, следующие.

Правительственной коалиции необходима «маленькая и победоносная война» для укрепления своего авторитета в израильском обществе, сохранения единства в своих рядах и отвлечения внимания мирового сообщества «на негодный объект» с целью не допустить дальнейшей обструкции Израиля за его отказ прекратить поселенческую деятельность. Успешная военная операция позволит уничтожить (или серьезно нарушить) боевую инфраструктуру «Хизбаллы»; дать ясный посыл Ирану о том, что его ожидает в случае продолжения «упертой линии» по вопросу своего «ядерного досье»; предупредить ХАМАС; а также, кто бы чего не говорил, потрафить «большому американскому брату», отношения с которым переживают не самые лучшие времена.

Одновременно в Израиле рассчитывают на молчаливое одобрение своих действий внутри арабского сообщества, вернее его ярко выраженной «суннитской составляющей» (Ливан, КСА, АРЕ). Что же касается сирийцев, то для израильтян важно «сбить» позитивную динамику восстановления их позиций в политической элите Ливана. В этой связи разгром важнейшего союзника Дамаска в этой стране, по оценке израильтян, будет абсолютно логичным.

Вроде бы все правильно рассчитано, кроме одного момента, из которого следует все остальные негативные последствия. В случае, если такие планы реально существуют, то, по нашей оценке, это будет означать скорый конец нынешней правительственной коалиции. Попробуем пояснить.

«Маленькая и победоносная война» на юге Ливана невозможна, поскольку проблему «Хизбаллы» невозможно решить военным путем. Это Б.Нетаньяху может аргументировано доказать любой мало-мальски грамотный командир батальона. Возможно, используя превосходство в огневой мощи, практически полностью уничтожить основные объекты военной инфраструктуры партии: доты, бункера, пусковые установки и т.п. Можно даже используя «запрещенные» бомбы постараться обрушить бункеры в горах, где хранится основной арсенал. Но это не решает проблемы «Хизбаллы», ни с политической, ни с военной точек зрения.

Во-первых, оружие будет большей частью перебазировано в жилые кварталы компактного проживания шиитов, в том числе и в Бейруте. Любой удар по этим целям вызовет жертвы среди мирного населения, и как следствие, предсказуемую реакцию международной общественности. Можно конечно сказать, что нынешнему израильскому руководству на это «наплевать», но это не так. Доклад Голдстоуна попортил много нервов политической элите Израиля. Кроме того, такая ситуация сильно «оживит демократов» в самом Израиле.

Во-вторых, необходим весомый повод для того, чтобы такую операцию проводить. Обстрелов Израиля с территории южного Ливана не было даже в период операции «Литой свинец». Соответственно необходимо затевать какую-то хитроумную провокацию, в организации которых в последнее время израильтяне сообразительностью не блещут. Достаточно привести последний пример с якобы намеченными поставками СКАД из Сирии. С большой долей уверенности такие «шитые белыми нитками» комбинации не удовлетворят мировое сообщество и «вынужденные боевые действия» плавно превратятся в международно-юридический термин «агрессия».

В-третьих, в этом случае Израиль однозначно подвергнется жесткой критики со стороны США и Евросоюза, кто бы и что бы до этого в кулуарных беседах не говорил. Надежда на то, что атака против «Хизбаллы» будет «проглочена» мусульманским миром в силу скрытой неприязни большинства его руководителей к Ирану и его союзникам, наивна. В данном случае речь будет идти не об операции против «иранских гномов» (кстати, арабов), а об агрессии против Ливана. И именно в этом ракурсе будут рассматриваться израильские действия. Именно такое официальное объяснение даст происходящему ЛАГ и ОИК. Не надо обманываться, в нынешнем ливанском руководстве очень сильны антиизраильские настроения и любой вход ЦАХАЛ на территорию страны будет расценен очень болезненно. Причем не только ливанцами, но в «первую голову» саудовцами.

Для Эр-Рияда любые очаги вооруженной борьбы на ливанской территории (даже против «Хизбаллы») не нужны. Идет планомерное восстановление отношений с сирийцами, важной частью чего является ливанское спокойствие.

В четвертых, тактика шиитского сопротивления повторит схему обороны, испытанной в прошлой кампании. Это будет «очаговое» сопротивление в жилых кварталах, с отводом основных сил на север и распылении их в окрестностях Бейрута. В прошлой раз такая схема стоила ЦАХАЛу десятков убитых, в этот раз будет столько же, если не больше. Но в тот раз это было оправданно ракетными обстрелами израильской территории. А сейчас? Создавать «буфер безопасности» и оккупация ливанской территории в планы Израиля не входят. Значит, после вывода израильских войск туда опять вернуться шииты, правда с еще более окрепшим ореолом «борцов и мучеников».

Таким образом, плавно переходим к пятой причине слабости этой идеи. Война (победоносная или не очень) в нынешних условиях, когда 80% населения Ливана считает, что «Хизбалла» является единственным боеспособным механизмом, способным противостоять Израилю, объективно будет работать только (при любых вариантах развития событий) на рост именно такого рейтинга партии. И с этим будут вынуждены будут считаться и признавать этот факт все без исключения силы в мусульманском мире. Ибо драка между шиитами и суннитами уходит «в песок» сразу же, если речь идет о сопротивлении «сионистскому врагу». Это надо понимать отчетливо, ибо этот тренд является преобладающим в мусульманском мире, и пытаться его сломать атаками на шиитов бесперспективно. В итоге делаем вывод, что любая атака на «Хизбаллу» с целью ее ослабления достигнет ровно противоположного эффекта. И это уж совсем не надо ни С.Харири, ни его саудовским кураторам. Это соображение предопределяет их резко негативную реакцию на военную операцию Израиля.

Ровно такая же реакция будет и в Иране и Сирии. Немотивированная военная операция на территории суверенного мусульманского государства дает лишний повод А. Ахмадинежаду указать на правильность его выводов в «отношении агрессивной природы сионистов», а Дамаску не оставит другого выхода, как при поддержке Турции, увеличить свою помощь ливанским шиитам. Тегеран в результате действий Израиля не только «не запугается», а получит «второе дыхание» для ведения своей пропаганды. А это способно серьезно замедлить процесс принятия режима экономических санкций, о которых вроде бы уже договорились.

Сама по себе идея «маленькой и победоносной войны», которая может витать сейчас в головах израильских политиков, говорит о шаткости положения Б.Нетаняьху и его коалиции. Уверенным в своем положении политикам такие эксперименты чужды. Проблема заключается в том, что он сделал одну ошибку, поссорившись с американцами в угоду сохранения своей власти. Теперь все остальные фатальные для своего политического будущего ошибки он уже делает, исходя из первой. Провозгласив «опору на собственные силы», он поторопился и взял «фальстарт». Это понимает Э.Барак, чья партия раздирается дискуссиями о необходимости покинуть правительственную коалицию. Не исключено, что как министр обороны Э.Барак сейчас «одной рукой» подталкивает премьера на авантюру в Ливане, а второй выгадывает, как сделать так, чтобы после ее провала остаться «мужественным солдатом, вынуждено выполняющего непопулярный приказ» и в этом качестве войти в новое правительство.

52.22MB | MySQL:103 | 0,494sec