Российско-алжирские энергетические связи

Двусторонние отношения между Россией и Алжиром всегда носили особый характер дружбы и взаимодействия. Государства и сегодня выражают обоюдную заинтересованность в укреплении стратегического партнерства и взаимовыгодного делового сотрудничества.

В марте 2006 г. состоялся официальный визит на тот момент президента России В.В. Путина в Алжир. В ходе данного мероприятия были подписаны ряд двусторонних документов.

Так, министр иностранных дел России С.В. Лавров с российской стороны подписал по итогам переговоров В.В. Путина с президентом Алжира А. Бутефликой соглашение между правительствами РФ и Алжира о торгово-экономических и финансовых отношениях и урегулировании задолженности Алжира перед Россией по ранее предоставленным кредитам.

Российская сторона списала Алжиру долг в размере 4,7 млрд долларов в обмен на закупки им вооружения на сумму около 5,5 млрд долларов. (Эта договоренность способна сделать армию Алжира одной из самых боеспособных и современных в плане вооружения и оснащенности в Африке, а также обеспечить работой несколько десятков тысяч российских граждан на оборонных заводах).

Также по итогам переговоров на высшем уровне были подписаны:

• конвенция об избежании двойного налогообложения;

• соглашение между правительствами двух стран о поощрении и взаимной защите капиталовложений;

• соглашение о сотрудничестве между ТПП России и ТПП Алжира.

Примечательно, что хотя Алжир по-прежнему входит в число ведущих партнеров нашего государства в Африке, объемы внешней торговли и экономического взаимодействия в целом более чем скромные и не отражают своего экономического потенциала и уровня политических отношений и поддержки руководства двух стран.

К примеру, ежегодно Россия экспортирует в Алжир товаров на сумму не более 400 млн долларов. Из них 47,6% приходилось в основном на целлюлозу, картон, прокат черных металлов, пиломатериалы, 35% — на продовольственные товары, 4,5% — на сырьевые товары.

Однако, по нашему мнению, все же имеются значительные неиспользованные возможности для наращивания объемов товарооборота. В последние годы сложилась ситуация, когда значительная доля российских товаров поступает в Алжир не напрямую, а через страны-посредники. Вследствие этого некоторая часть доходов поступает в бюджеты этих стран, а не в казну нашего государства.

Однако после того как в России улучшилась экономическая ситуация, а в Алжире была практически достигнута политическая стабильность, усилилась вертикаль власти в обеих странах, становится очевидным, что наступило время для возвращения России на традиционный для нее алжирский рынок. К тому же Россия стала активнее участвовать в процессах на Большом Ближнем Востоке и в районе Магриба.

Политические позиции России и Алжира совпадают по многим вопросам. Во-первых, государства выступают за справедливый мировой порядок на основе многополярности, за обеспечение стратегической стабильности, повышение роли ООН в международных делах. Во-вторых, они имеют сходные подходы в разрешении ближневосточного конфликта, ситуации в Ираке, решения вопроса по иранскому ядерному досье. В-третьих, эти страны активно содействуют обеспечению коллективной безопасности в Средиземноморье и миротворчеству на африканском континенте.

Общность внешнеполитических интересов двух государств проецируется в их взаимную поддержку на мировой арене. Алжир поддерживает участие России в деятельности Организации Исламская конференция в качестве наблюдателя, которое призвано открыть новые возможности для развития отношений России с исламским миром и налаживания «диалога цивилизаций» в целом. Россия, в свою очередь, как член «Группы восьми» поддерживает инициативы Алжира, направленные на развитие африканских и ближневосточных стран.

Стоит особо отметить, что в последнее время значительно повысилось качество деловых контактов между представителями российских и алжирских бизнес-кругов.

Ведущие российские компании выразили намерение инвестировать средства в такие области, как высокие технологии, телекоммуникации, водные ресурсы, химическая промышленность, строительство, машиностроение, сельское хозяйство. Однако особый интерес российского инвестора, по понятным причинам, вызывает все же углеводородный сектор стремительно набирающей обороты алжирской экономики.

Из отечественных компаний наиболее широко на энергетическом рынке Алжира представлены «Роснефть» и «Стойтрансгаз», которые являются партнерами «Газпрома». Представители «Роснефти» входят в состав рабочих групп, занятых реализацией конкретных российско-алжирских проектов. Рабочие группы встречаются два раза в год, попеременно в Москве и Алжире.

Не стоит забывать, что российский «Стройтрансгаз» выиграл проводимый алжирской компанией «Сонатрак» тендер на проектирование, поставку оборудования и сооружение северного участка очередной нитки магистрального нефтепровода, соединяющего крупнейшее алжирское месторождение Хасси Мессауд с нефтяным терминалом Арзев на побережье Средиземного моря. «Стройтрансгаз» вышел победителем в конкурентной борьбе за этот проект с американской компанией «Willbross», предложив алжирской стороне наиболее выгодные по сравнению с американскими коммерческие условия – 79 млн долларов (американские условия – 98 млн).

Кроме того, альянс «Роснефти» и «Стройтрансгаза» выиграл тендер на разведку, разработку и добычу углеводородов на территории блока «245-Юг» (на юге Алжира недалеко от ливийской границы). Российские компании создали для освоения этого проекта совместное предприятие «Роснефть-Стройтрансгаз Лимитед» (РН-СТГ). Позднее между РН-СТГ и «Сонатрак», выступающей от лица правительства Алжира, был подписан контракт на условиях соглашения о разделе продукции (СРП) на освоение блока «245-Юг». Извлекаемые запасы блока оцениваются в 47 млн т. нефти, общая стоимость проекта — 1,03 млрд долларов.

Важно отметить, что не так давно «Стройтрансгаз» вышел победителем тендерных торгов на строительство газопровода Сугер – Хаджерет — Эннус в рамках международного проекта «Медгаз», предусматривающего поставки алжирского газа в Испанию и другие европейские страны. Российский консорциум на этом тендере предложил более выгодные и технологически приемлемые условия по сравнению с фирмами из ОАЭ, Испании и Алжира.

Российские компании «Лукойл» и «Союзнефтегаз» в очередной раз участвовали в тендере по разработке новых алжирских месторождений. По словам президента компании «Лукойл Оверсиз» (оператора международных добывающих проектов «Лукойла») А.Кузяева, «Лукойл» поставил задачу сосредоточить к 2013 г. на Ближнем Востоке 25% своих международных проектов. Алжир в этих планах занимает одно из первых мест. В то же время «Лукойл», «Газпром» и «Сонатрак» подтвердили свою заинтересованность в создании совместных проектов по разработке углеводородных месторождений на территории России. В таких проектах могут участвовать и частные алжирские инвесторы. В Алжире за последние 10-12 лет сформировался слой крупных предпринимателей, стремящихся инвестировать средства за рубежом (почему бы не в Россию?!).

Таким образом, можно констатировать следующее. На сегодняшний день в результате четкой и планомерной работы политических деятелей, дипломатических сотрудников, представителей бизнес-структур обеих стран созданы все условия для возврата России на алжирский рынок, очевиден интерес к этому североафриканскому государству со стороны ведущих российских компаний. Тем более уровень восприятия наших компаний в Алжире остается высоким, благодаря тесному взаимодействию двух стран в прошлом.

В геополитическом отношении положение Алжира будет устойчивым в силу высокого регионального и международного авторитета страны, сбалансированного внешнеполитического курса. За последние годы страна добилась заметных успехов в решении важных политических и социально-экономических задач – запущен ряд адресных программ помощи населению, предприняты конструктивные усилия в сторону достижения национального согласия с исламистами. Президент А.Бутефлика стал ключевой фигурой, консолидирующей алжирское общество.

Очевидно, что Алжир органично «влился» в современную систему международных отношений, поддерживая ровные, сбалансированные отношения с основными центрами силы в мире (в том числе с Россией) и реализовывая собственные региональные инициативы, особенно на африканском направлении. При этом руководству страны удается выдерживать собственную, во многом сбалансированную линию, не «прогибаясь» под интересы и амбиции мировых держав.

Следует признать, что алжирским властям удалось предпринять важные шаги в сторону локализации конфронтации, достижения внутренней стабилизации и, что самое важное, мобилизации поддержки алжирской общественности своего курса.

В целом можно констатировать, что внутриполитические риски в Алжире, большая часть которых сводится к проблемам безопасности, хотя и сохраняются на достаточно высоком уровне, но имеют ограниченный характер и контролируемы в рамках существующей в стране политической системы как минимум до тех пор, пока у власти находится А.Бутефлика. Важно и то, что благодаря нынешнему алжирскому президенту все больший акцент общественного и международного внимания смещается из политической плоскости в сторону поиска решений актуальных экономических проблем Алжира.

На экономическом уровне важным достижением является урегулирование проблемы внешней задолженности страны. Выплатив только в 2006 г. 11,8 млрд долларов, Алжир сократил долговую нагрузку с 75% ВВП в 1995 г. до 6% ВВП в настоящее время. Это стало возможным благодаря возросшим поступлениям от нефтяного экспорта, что обеспечило стране устойчивый профицит торгового баланса и позволило увеличить золотовалютные резервы. Положительная макроэкономическая динамика, по всей видимости, сохранится и в 2010 г.

Главным гарантом устойчивости и динамичности сегодняшнего экономического положения Алжира, на наш взгляд, является нефтегазовая отрасль, которая «процветает» благодаря благоприятной мировой конъюнктуре цен на углеводородное сырье. Эксперты сходятся во мнении, что если во внутриполитических делах Алжира и можно усмотреть некоторые элементы усиления авторитарных тенденций (что, правда, объясняется особыми обстоятельствами), то на экономическом направлении курс правительства приобрел отчетливый крен в сторону большей открытости и либерализации хозяйственной жизни. Исходя из этого, а также текущих и прогнозируемых показателей развития хозяйства экономические риски в Алжире оцениваются как умеренные и предсказуемые. Единственным уязвимым местом экономики Алжира является ее зависимость от мировой конъюнктуры нефтяных цен.

В то же время есть достаточно оснований полагать, что правительство воспользуется дополнительными доходами от нефтегазового экспорта для решения актуальных структурных проблем в экономике.

На пути освоения алжирского рынка потенциальный российский инвестор столкнется с рядом трудностей практического характера, связанных главным образом с так называемой «бюрократической волокитой». В то же время обнадеживает то, что правительство страны осознает характер и степень трудностей, испытываемых иностранными инвесторами, и обещает продолжать уже начатую работу по либерализации условий бизнеса и подтягиваться к международному уровню.

52.28MB | MySQL:103 | 0,510sec