Развитие социально-экономической ситуации в Иране: итоги 2009 г. и планы правительства на 2010 г.

Несмотря на определенные положительные тенденции социально-экономическая ситуация в Иране по-прежнему остается напряженной. С точки зрения аналитиков, мировой финансовый кризис, высокие темпы роста инфляции, спад внутреннего производства и безработица в течение всего 2009 г. были главными факторами, негативно влияющими на жизнь страны. Прогнозируется, что без серьезного вмешательства со стороны правительства положение, в целом, останется прежним и в 2010 г. Пока что предпринимаемые руководством ИРИ контрмеры к качественному изменению макроэкономической ситуации не привели.

Главным испытанием в прошедшем 2009 г. для Ирана стал мировой финансовый кризис. По мнению экспертов, действующий кабинет министров никак не ожидал столь резкого снижения цен на нефть. В период с января по июль 2009 г. от ее экспорта было получено лишь 26 млрд долларов США, что на 48% меньше, чем за аналогичный период 2008 г. Падение стоимости барреля ниже уровня 75 долл. США (в среднем в 2009 г. за иранские сорта давали около 60 долл. США) привело к дефициту средств в госказне и значительному истощению резервного валютного фонда. Сокращение притока инвалюты нарушило инвестиционные планы правительства ИРИ, а также уменьшило его возможности по финансированию затратных социальных программ, ухудшив тем самым и общий внутренний экономический климат.

Падение цен на ввозимую в 2009 г. в Иран продукцию привело к снижению цен на аналогичные товары иранского производства. В итоге, достаточно резко снизились доходы строительных и сталелитейных корпораций, предприятий АПК и легкой промышленности, что стало причиной сокращения налоговых поступлений в казну. По данным главы ТПП Ирана М.Нехавандияна, к концу сентября 2009 г. до 50% предприятий в промцентрах страны объявило о вынужденной приостановке своей деятельности или находилось на пороге принятия такого решения. Крупные компании, с его слов, в большинстве случаев работали на 30% своих производственных мощностей. Более того, один из флагманов иранской экономики – автоконцерн «Иран Ходроу» летом 2009 г. оказался на пороге банкротства. Обеспокоенность иранских экспертов вызывает и тот факт, что основная часть невозвращенных долгов банковской системе ИРИ (к июлю 2009 г. составили 38 млрд долл. США) приходится на долю производственного сектора. В целом, по предварительным подсчетам экспертов, темпы роста экономики ИРИ в 2009 г. составили 1,5%. Прогнозируется, что в 2010 г. они вырастут до 2,5%, но так и не догонят уровень 2007 г. в 6,7%.

К 2010 г. снизилась активность внешнеторговой деятельности. В период с марта по сентябрь 2009 г. товарооборот ИРИ с другими странами (включая экспорт нефти) был отрицательный и составил 6,4 млрд долларов США в пользу импорта. Уменьшились объемы иностранных инвестиций. В первую очередь это отразилось на нефтегазовой и нефтехимической отраслях. Под угрозой выполнения оказались многие контракты, подписанные в период высоких цен на нефть.

В 2009 г. высоким оставался целый ряд негативных социальных показателей: по разным оценкам, за чертой бедности в ИРИ сейчас живет от 14 до 25 млн. человек (максимально – не менее 35%). Достаточно сильным является социальное расслоение: доходы богатейшей части населения в 15,5 раз превосходят доходы беднейшей его части. Уровень безработицы достигает 10,2% (11,5% в городах), т.е. 2,25 млн человек.

Под угрозу была поставлена и продовольственная безопасность ИРИ. По целому ряду продуктов, имеющих стратегическую важность, Иран не является самодостаточным и находится в зависимости от импортных поставок. В случае их прекращения острый продовольственный дефицит в стране, гипотетически, начнет ощущаться через полгода (исходя из того, что стратегический продовольственный резерв ИРИ предположительно рассчитан на 180 дней). Так, продолжительная засуха 2008 – 2009 г. значительно сократила объемы производства пшеницы до 8,5 млн тонн, из-за чего с апреля 2008 г. по март 2009 г. Иран был вынужден ввезти из заграницы до 5,7 млн тонн пшеницы стоимостью не менее двух миллиардов долларов США.

Не менее тяжелой была ситуация, связанная с производством риса. Традиционно ИРИ в год импортирует не менее трети потребляемого риса. Однако, по имеющейся информации, последние несколько лет ввозимые объемы данного вида продукции значительно превосходят необходимые. Так, только с апреля по август 2009 г. в ИРИ было поставлено, по разным подсчетам, от 653 до 900 тыс. тонн риса, хотя реальная потребность существовала в импорте лишь 400 тыс. тонн в год, что нанесло серьезный удар по ценам на иранском рынке, а, следовательно, и по внутреннему сельхозпроизводителю, чей товар традиционно стоит дороже иностранного.

На этом фоне в 2009 г. правительством предпринимался ряд мер, направленных на стабилизацию ситуации. В частности, был ужесточен контроль за валютными операциями, прорабатывалась перспектива полного перехода при их ведении с доллара на евро, разрешен беспошлинный ввоз слитков золота и серебра, объявлена компания по выплате государственных долгов иранской банковской системе, а также по созданию полугосударственных компаний, которые могли бы выкупать у банков частные долговые обязательства. Велась борьба с бесконтрольным экспортом продовольствия в страну. Нетарифными методами ограничивались поставки импортных товаров, эквиваленты которых производятся в самом Иране (в том числе ограничивался ввоз автомобилей иностранного производства).

Указанные меры иранского руководства дали определенные результаты. По данным иранского Центробанка, с июня 2009 г. по март 2010 г. в стране устойчиво сокращались темпы инфляции (с 25% до 20,5%). С 29,5 до 13,1% к началу 2010 г. снизился рост цен на потребительские товары в городах. Удалось удержать курс риала по отношению к доллару США от перехода через психологический порог в 10000 риалов за доллар и остановить спад биржевых показателей (по словам биржевых игроков, колебания акций на рынке находятся в пределах нормы). В то же время, с точки зрения иранского экспертного сообщества, говорить о начале экономического подъема в стране пока что рано. Ожидать его стоит лишь в 2011 г. Сейчас же речь идет о некоторой стабилизации ситуации, по причине роста мировых цен на нефть, который, как показывает ситуация, весьма нестабилен.

Между тем руководство ИРИ намерено закрепить достигнутые результаты и явно обладает разработанной программой действий. Частично она заложена в бюджет страны на 2010 г., традиционно выступающий ключевым элементом финансовой системы ИРИ. Несмотря на то, что в текущем году бюджет страны по-прежнему зависим от нефтяных доходов и вырос по сравнению с 2009 г. на 32%, в нем сделан особый акцент на активизацию фискальной политики, а также увеличение роли поступлений из источников не связанных с добычей и экспортом энергоресурсов. Значительной реструктуризации подверглась затратная часть. В 2010 г. руководство ИРИ намерено увеличить расходы на развитие экономики и социальной инфраструктуры, сократив текущие затраты. Для этого, в частности, был создан Фонд национального развития, который должен заменить собой Нефтедолларовый валютный резерв. Хотя основным источником как первого, так и второго выступают отчисления от экспорта энергоресурсов, Фонд планируется использовать только для финансирования инвестиционных проектов, в то время как в предыдущие годы Резерв зачастую шел на покрытие бюджетного дефицита.

Главной проблемой, с которой может столкнуться иранское руководство в процессе выполнения своих замыслов, с точки зрения аналитиков, может явиться серьезная нехватка средств. Считается, что в бюджет ИРИ на 2010 г. уже заложен дефицит размером 15,3 – 17 млрд долл. США из-за прогнозируемого недобора налогов, в том числе и с Национальной Иранской Нефтяной Компании, а также предполагаемых проблем с ходом приватизационного процесса. Поступления же от нефти при заложенной цене в 65 долл. США за баррель будут достаточны лишь для завершения текущих проектов, но никак не начала новых. Единственным выходом из этой ситуации является предлагаемая кабинетом М.Ахмадинежада программа по частичной отмене топливных субсидий, которая должна принести государству до 40 млрд долл. США прибыли в год.

Сама идея подобной реформы не является новой. Разговор о необходимости полной отмены или значительного сокращения государственных дотаций на поддержание низкого уровня цен на товары первой необходимости и энергоносители ведется среди правящей элиты ИРИ уже достаточно давно. Большинство цен на так называемые «стратегические товары» (в первую очередь, продукты питания, топливо) было фактически заморожено с 2005 г. Покрывать разницу между их себестоимостью (импортной ценой) и низкими внутренними ценами с каждым годом правительству становилось все тяжелее даже в условиях высоких цен на нефть. Предлагаемые иранским руководством варианты «бесстрессового» облегчения бремени госдотаций не оправдали себя: отмена талонов на льготные продукты для населения, живущего в городах с населением более 100 тыс. человек, отказ от субсидирования некоторых второстепенных продуктов, постепенный отпуск цен, небольшое повышение стоимости бензина и распределение его по топливным карточкам в 2007 г. сильно ситуацию не изменили. Окончательную точку в вопросе отмены госдотаций поставил мировой финансовый кризис, достаточно сильно задевший Иран и потребовавший от правительства страны для поддержания экономики ИРИ наплаву в кратчайшие сроки по максимуму саккумулировать свободные средства, в том числе и за счет отказа от соцпрограмм.

В итоге, еще в июле 2008 г. М.Ахмадинежад выступил с инициативой проведения крупномасштабных реформ. Официально, грядущие преобразования должны «ускорить развитие национального хозяйства, сократить безработицу, инфляцию, перерасход средств, а также установить социальную справедливость». На практике это выразилось в решении руководства ИРИ сократить лежащее на бюджете бремя льгот и предоставляемых ежегодно населению государственных субсидий общим объемом 90 – 100 млрд долл. США, а также перераспределить под контролем лояльных М.Ахмадинежаду лиц высвободившиеся финансовые средства. В соответствие с инициативой правительства, увеличение стоимости энергоносителей должно было начаться с июля 2009 г. и завершиться к 2012 г. (по другим данным к 2013 г.). Высвободившаяся от сокращения госсубсидий сумма (изначально по расчетам правительства – от 20 до 34 млрд долл. США) должна была пойти на проекты по развитию экономики, субсидирование производства и прямые выплаты льгот населению (за исключением трех децилей, относимых статистикой к слоям с высоким доходом), под контролем правительства и специально созданного фонда.

Однако реализация программы была отложена во многом из-за опасений политических кругов, что введение более высоких цен на энергоносители (независимо – единовременно или постепенно) может оказаться катастрофичным для социально-экономической ситуации в стране. Основными реципиентами субсидий в Иране выступают сфера перевозок (42,7%), домохозяйства (25,7%), промышленность (17%) и сельское хозяйство (7,3%). По оценкам экспертов, цепная реакция от увеличения цен приведет к ощутимому росту себестоимости производства товаров до 40% (в некоторых отраслях до 80%), потребительских цен на 59,6% (все это без учета достаточно высоких естественных темпов прироста данных показателей), а также инфляции не менее 35%. В связи с этим существуют опасения относительно спада производства и отрицательного роста экономики.

В свою очередь, рост цен на отечественную продукцию, происходящий на фоне снижения стоимости импортных товаров, значительно уменьшит конкурентоспособность иранских производителей, переживающих и без того тяжелые времена. Серьезный удар будет нанесен и по продовольственной безопасности ИРИ: сельское население считается самым бедным в стране, а аграрное производство весьма неустойчивым. Эксперты предполагают, что рост цен на горючее вызовет повышение себестоимости продуктов (куриного мяса на 69%, куриных яиц на 67%, молока на 76%, красного мяса на 46 – 47%), весьма критичное в условиях низкого уровня жизни в Иране. Кроме того, на 10 млрд.долл. США вырастут и расходы самого государства, являющегося крупнейшим потребителе в стране, не считая еще 10 млрд долл. США, по-прежнему необходимых для регулирования цен на импортный бензин.

Уже сейчас очевидно, что принимаемые меры окажутся непопулярными, и обещанные прямые выплаты бедной части населения вследствие их незначительности (по разным оценкам от 14,5 до 22 долл. США на человека в месяц) не исправят ситуации. Все это неизбежно влияет на политическую жизнь страны: понимая необходимость и неизбежность реформ, не относящаяся к лагерю сторонников М.Ахмадинежада часть иранской элиты старается отмежеваться от инициативы президентской команды или заработать дополнительные очки, выступая за более мягкий вариант преобразований. В частности парламентарии настаивают, что в бюджете страны на 2010 г. заложены более высокие цены на энергоносители, чем предполагается в самом законе о реформах. В частности, по их мнению, можно было бы придерживаться ранее поставленной задачи получить прибыль от отмены субсидий в размере лишь 20 млрд долл. США, что позволит смягчить общий шок и сократить негативный эффект (например, инфляцию с 35% до 25%).

В то же время, для правительства сумма в 20 млрд долл. США неприемлема, так как является недостаточной, чтобы покрыть имеющийся бюджетный дефицит. При этом, настаивая на жестком варианте проведения реформ, руководство страны явно намерено защитить малоимущие слои населения (к которым, по разным оценкам можно отнести от 30% до 60% населения). Соответствующие механизмы были заложены в бюджет на 2010 г. Прежде всего, в Иране не будет проведена полная отмена господдержки топливных цен (при максимальном увеличении они все равно останутся ниже региональных). Значительной реструктуризации и увеличению подверглись остальные субсидии. Они стали более целенаправленными, а их главным реципиентом – малообеспеченные слои населения. Так, дотации на водообеспечение для сельскохозяйственных нужд выросли на 100%, строительство социального жилья на 50%, медицинские нужды на 16,5%, закупку «стратегических товаров» для общих нужд, а также нужд министерств и ведомств на 3,9% и 14,5% соответственно. Выплаты их, впрочем, будут возможны только при условии успешной реализации плана реформ. Кроме того, по словам заместителя министра торговли Ирана М.А.Зигми, под контролем кабинета министров уже подготовлены три пакета сопроводительных мер, якобы обеспечивающих «безболезненное» проведение реформ по отмене топливных субсидий. Они включают: создание резервов потребительских товаров и жесткий контроль их использования, регулирование внутреннего рынка и поведения деловых кругов, а также проведение новой таможенной и внешнеторговой политики.

Подводя итог, можно сказать, что исход дебатов, развернувшихся в иранских политических кругах вокруг будущей отмены топливных субсидий, имеет судьбоносный характер для всей страны. По мнению экспертов, в сложившейся ситуации проведение реформ, носящих шоковый характер – неизбежно: существующая в ИРИ экономическая система не отвечает текущим потребностям, и ее сохранение при самом наихудшем сценарии развития событий само по себе может вызвать социальный взрыв. Понимание этого, как показывают недавние выступления депутатов иранского меджлиса, постепенно приходит ко всем слоям общества. Как заявляют члены особой парламентской комиссии по обсуждению будущих реформ, их проведение может быть начато уже летом 2010 г. Однако для полной трансформации экономической системы ИРИ одной отмены топливных субсидий недостаточно. Не исключено, что этот шаг станет лишь первым на пути будущих преобразований.

 

1.Эгтесад-э иран. №134.

2.Джавади Ш. Пишбини-йэ амалкард-э будже-йэ сал-э 1389 ва асар-э ан бар эегтесад-э мелли. Техран. 1388.

3.http://www.cbi.ir/

4.Мохаммадхани М.Р. Таасир-э мостагим-э афзайеш-э кеймат-э хамелха-йэ энержи бар хазине-йэ тоулид-э мухсулат-э санати ва хамл-о-нагл. Техран. 1388.

5.Тутунчи-Малеки С., Хади-Мусавиник С. Эттебарат-э йаранеи ва асар-э таварроми-йэ ан. Техран. 1388.

52.24MB | MySQL:103 | 0,511sec