Египет-Сирия: проблемы остаются

Возобновление «добрососедских» отношений Египта и Сирии откладывается на неопределенный срок. Телефонный разговор на этой неделе лидеров этих стран показал это в полной мере. По нашим данным, попытка восстановить «конструктивный диалог» провалилась. В центре обсуждения стояло несколько проблем, ключевой из которых было попытка Каира заручиться поддержкой Дамаска по вопросам ближневосточного урегулирования. Если говорить проще, египтяне пытались убедить сирийцев воздействовать на штаб-квартиру ХАМАС в Дамаске в плане большей гибкости по вопросам достижения компромисса с М.Аббасом. При этом обращалось внимание, что именно по вопросам «внутрипалестинского диалога» якобы существуют разногласия между лидерами движения из сектора Газа и его «сирийской части».

Торопливость Каира объясняется резко возросшей обеспокоенностью ситуацией с рейтингом лидера ПНА М.Аббаса. Последний теряет свои позиции катастрофическими темпами. С учетом того, что именно с ним египтяне связывают свои основные надежды в качестве посредников, то они торопятся выйти на какой-либо реальный результат до начала осени с.г. В противном случае их миссия резко осложняется.

Кроме того, остается серьезный барьер в лице «неуступчивости» израильского премьерминистра Б.Нетаньяху, который отказывается прекратить свою «поселенческую политику». Это обстоятельство просто не оставляет территории для маневра М.Аббаса, который этого не может принять и идти на какой-либо диалог с израильтянами в этих условиях без ущерба для своего и так очень сильно «похудевшего» рейтинга внутри ООП.

В этой ситуации Каир принял для себя решение сосредоточится именно на вопросах «внутрипалестинского диалога», что без сирийцев сделать фактически невозможно. Попытки «расколоть» ХАМАС по географическому признаку успеха не имели. В настоящее тезис об этом расколе активно муссируется Каиром, но это имеет отношение к действительности в очень малой степени. Общая позиция движения сейчас сформулирована следующим образом: время работает на нас, надо воздержаться от резкой активности по налаживанию диалога с ФАТХ до смены М.Аббаса.

Такая политика полностью поддерживается Дамаском, который абсолютно не заинтересован в налаживании какого-либо «внутрипалестинского диалога» без одновременных подвижек на треке аннексированных Израилем сирийских территорий. Одновременно необходимо принимать во внимание и сложные межличностные отношения между Б.Асадом и М.Аббасом.

Исходя из этого, общий замысел Каира по вовлечению сирийцев в свои посреднические усилия провалились. Одновременно Дамаск выразил резкое неудовольствие по вопросу строительства египтянами новой стены на границе с сектором Газа.

Остался нерешенным вопрос и о позиции в отношении «Хизбаллы». Каир отличается резкой неприязненным отношением к этой партии, что было продемонстрировано и прошлогодними публичными арестами ее членов на египетской территории. Б.Асад и Х.Мубарак в процессе последнего телефонного разговора фактически зафиксировали диаметрально разные позиции по отношению к ливанским шиитам. Каир считает «Хизбаллу» проводником иранской экспансии, Дамаск связывает с ней возрождение своего политического влияния в Ливане. Одновременно Б.Асад абсолютно не готов отказаться от своей идеи «оси сопротивления» в лице «Хизбаллы» и ХАМАС, которая должна демонстрировать межконфессиональную (шииты и сунниты) природу неприятия политики Израиля.

В Дамаске также «не забыли» молчаливую солидарность Каира с предыдущей позицией Международного трибунала по убийству Р.Харири. когда активно обсуждался «сирийский след». Предстоящее обвинительное заключение трибунала, которое ожидается в начале лета с.г., будет ставить «во главу обвинительного угла» ближайших сирийских союзников Иран и «Хизбаллу». Этот вариант крайне нежелателен для сирийцев. В Дамаске однозначно существует убеждение в том, что решения Международного трибунала корректируются в зависимости от складывающейся коньюктуры. Исчезновение из списка подозреваемых Сирии и включение туда ее ближайших союзников расценивается, прежде всего, с точки зрения попыток США «вырвать» Дамаск из орбиты влияния Тегерана. Такая ситуация не отвечает внешнеполитической концепции Б.Асада в настоящее время, которая предусматривает сохранение баланса интересов как в отношении Ирана, так и в отношении Турции.

Время для звонка из Каира (а это была инициатива египтян) было выбрано не случайно. Наметившиеся саудовско-сирийское «потепление» грозит законсервироваться в самое ближайшее время. Из вынужденного отпуска по болезни возвращается давний недруг сирийцев принц Бандар. Возобновление его активной деятельности ожидается уже в мае с.г. По оценкам самого Б.Асада, «улучшение наших отношений с саудовцами стало возможным только потому, что заболел принц Бандар». В этой связи в Дамаске в ближайшее время ждут серьезных подвижек в позиции Эр-Рияда. Предполагается, что это станет окончательно понятно в период опубликования выводов Международного трибунала. Такое «похолодание» отношений автоматически отразится на динамике сирийско-ливанского сотрудничества, что Дамаск не может не беспокоить. Вместе с тем общий объем саудовских инвестиций в экономику Сирии носит более демонстративный характер и серьезно уступает в количестве катарским и турецким. Тем не менее, в Дамаске приветствуют общий тренд к улучшению сотрудничества с КСА и надеются на то, что принц Бандар не сможет серьезно на него повлиять. При этом он сохранил свое влияние в руководстве и возможно вновь начнет курировать сирийско-ливанское досье.

В этой связи звонок из Каира был своего рода предложением «поиграть» на нервах Эр-Рияда путем заключения хотя бы устных договоренностей по палестинскому вопросу, к чему саудовцы относятся очень ревниво.

Не «срослось». Еще одной причиной этого стало нежелание сирийцев связываться со скомпрометировавшей себя политикой Каира в отношении «палестинского узла» и ожиданием «скорой смены состава» в египетском руководстве. В Дамаске не видят сейчас необходимости выстраивать некие отношения в среднесрочной перспективе с Х.Мубараком. Ровно, как и с его сыном, перспективы которого как приемника египетского лидера туманны.

В этой уверенности сирийцев убеждает позиция ЛАГ по отношению к возможным силовым операциям израильтян в отношении «Хизбаллы». Она очень проста: ЛАГ ее однозначно осудит. Это индикатор для Дамаска, так как египтяне традиционно имели сильные позиции в этой организации и разность подходов с официальным Каиром может косвенно свидетельствовать о том, что в самом египетской верхушке не все гладко.

52.36MB | MySQL:103 | 0,527sec