Исследование «Радар безопасности 2024» Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV). Часть 14

28 декабря 2023 года, под занавес года, ведущим мозговым центром Турции, Фондом политических, экономических и социальных исследований (SETAV), был опубликован ежегодник «Радар безопасности 2024», посвященный перспективам взаимодействия Турции с зарубежными партнёрами в наступившем году.

Часть 13 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=105491

Напомним, что в предыдущих частях нашей публикации мы рассмотрели состояние и перспективы отношений Турции с Россией, США и ЕС, а также политику страны на Южном Кавказе. Также мы осветили положение дел в турецком военно-промышленном комплексе и рассмотрели политику Турции на Африканском континенте. Кроме того, мы рассмотрели общие подходы Турции к Ближнему Востоку и углубились в турецко-сирийские отношения.

В частности, мы перешли к материалу сборника, который озаглавлен как «Сирия. Неопределенное будущее». Его автором стал Кутлухан Гёрюджю, эксперт Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции, специализирующийся на сирийской проблематике, туркменах, а также на ИГ («Исламское государство» – здесь и далее, запрещенная в РФ террористическая организация – И.С.)

Напомним, что мы остановились на вопросах, связанных с контртеррористической деятельностью Турции в Сирии.

В частности, речь идет о севере Сирии и территориях занимаемых, при поддержке американской армии, со стороны Сил народной самообороны, считающейся в Турции «филиалом Рабочей партии Курдистана».

Как отмечается турецким автором, Турция перешла к точечным силовым акциям, направленным на ликвидацию или же захват ключевых фигур РПК/СНС.

Кроме того, предпринимаются усилия (хотя их эффективность и даже принципиальную возможность можно ставить под сомнение, с учетом американской поддержки, оказываемой СНС – И.С.) по тому, чтобы лишить СНС нефтяного источника финансирования. Впрочем, подчеркнем декларативность данного тезиса, реализация которого на практике сопряжена с немалыми трудностями. Опять же, из-за американского зонтика над провинцией. Даже появившийся в районе турецкий разведывательный дрон, который, как подчеркивают турки, не нес вооружений, был американцами незамедлительно сбит. Сам инцидент был турецкой стороной озвучен, однако, не привел к каким-либо серьезным трениями между турками и американцами.

Тем не менее, указанные выше новые подходы Турции к борьбе с терроризмом, как отмечается турецким автором, сняли с повестки дня вопрос о четвертой по счету трансграничной операции в Сирии, которая ранее неоднократно декларировалась турецким руководством.

Турция, повторимся, пытается внедрять альтернативную, более точечную схему, которая, помимо всего прочего, не требует координации с ведущими игроками, действующими в регионе. Речь идет о США и России, с которыми, в противном случае – при намерении турок провести четвертую операцию, придется договариваться.

Следующий, завершающий раздел материала, посвященного Сирии, озаглавлен как «Предсказания, касающиеся изменения главной динамики в 2024 году». Цитируем издание:

«Турция продолжает расширять масштабы своей антитеррористической кампании каждый год.

В частности, страна нацелилась на высокопоставленных членов организации, а с 2022 года — на ее финансовые ресурсы, включая нефтяные месторождения.

Есть основания полагать, что турецкое правительство продолжит реализацию той же стратегии в 2024 году, но с некоторыми новыми тактическими шагами.

Турция не может начать наземную операцию против РПК/СНС с октября 2019 года, поскольку две мировые державы продолжают защищать группировку, как упоминалось выше.

Еще одной важной причиной стали экономические проблемы, с которыми Турция столкнулась с 2020 года.

Можно утверждать, что турецкие политики продолжают ждать подходящего момента, чтобы противостоять угрозе санкций США.

Более того, некоторые аналитики утверждают, что потенциальные политические изменения в Соединенных Штатах могут изменить характер отношений Турции с США»,

Итак, заметим принципиальный момент, который заключается в том, что турецкие политики трезво оценивают возможности Турции по противостоянию американским санкциям, которые не позволяют предпринимать стране сколь-нибудь решительных действий, пересекающих границы американских интересов. Добавим, что в обозримой перспективе Турция не будет готова бросить вызов США, однако, сама постановка вопроса не просто для страны-члена западного блока, но для члена НАТО, является весьма и весьма показательной. Что же до политических изменений, которые, возможно, произойдут в США, то тут тоже ситуация для Турции не вполне обнадеживающая: как показал опыт последних двух десятилетий, вне зависимости от того, кто находится у руля в Белом доме, отношение к курдам как одной из главных опор на Ближнем Востоке для американской администрации остается прежним, не устраивающим турецкую сторону. Так что, ни от демократов, ни от республиканцев, турецкому руководству ждать смены курса в отношении курдов не приходится.

Цитируем далее:

«Тем не менее, президент Эрдоган заявил 1 октября, что «наша стратегия защиты нашей южной границы с помощью зоны безопасности не менее глубиной более 30 километров и держать под контролем всю деятельность за ее пределами». Он добавил, что «наши новые шаги остаются вопросом подготовки, времени и обстоятельств».

Его акцент на сроках и обстоятельствах был особенно уместен в отношении вопроса об экономических трудностях и более широком положении дел.

При условии, что Турция, как ожидается, сосредоточится на восстановлении экономики и сдерживании инфляции в 2024 году, можно утверждать, что наземная операция Турции остается маловероятной».

Как можно заметить, турецкое руководство говорит о том, что очередная операция по освобождению буферной зоны, целью которой является замыкание сплошного пояса вдоль турецко-сирийской границы, — функция «подготовки, времени и обстоятельств». Упоминание экономической ситуации в стране – далеко не случайно. Поскольку, во-первых, очередная операция в Сирии, с высокой вероятностью, встретит осуждение в ЕС. И, кроме того, со стороны США могут и вовсе последовать экономические санкции. Во-вторых, иностранные инвесторы пристально смотрят на ситуацию в турецкой экономике, куда Турция пытается привлечь средства. Соответственно, очередная военная операция, которая преследует своей целью окончательного формирования турецкого пояса безопасности вдоль границы с Сирией, — не лучшее время для инвестиций в страну. Просто потому, что окончательное решение вопроса не может не натолкнуться на пропорциональное противодействие со стороны курдов.

Продолжаем цитирование материала:

«Хотя переговоры Турции о нормализации с режимом начались в 2023 году успешно, можно заметить, что контакты прекратились в свете результатов выборов.

Как более подробно обсуждалось выше, выгода, которую страна получит от нормализации отношений с режимом, кажется ограниченной и сомнительной.

Более того, кажется, невозможно принять просьбу режима о выводе турецких вооруженных сил.

В то же время нормализация остается решающей для турецко-российских отношений.

В частности, Россия стремится реинтегрировать режим в международное сообщество, чтобы снизить затраты и закрепить свою символическую победу.

Соответственно, она хочет, чтобы Турция, самый видный игрок на местах и в регионе, добивалась нормализации отношений с режимом.

Хотя Башар Асад продолжает делать антитурецкие заявления, можно утверждать, что вопрос о возобновлении переговоров о нормализации между Турцией и режимом должен быть решен на встрече президента Эрдогана и президента России Владимира Путина».

Итак, отмечаем пункт повестки дня встречи между президентами Путиным и Эрдоганом – разумеется, вряд ли, какая-либо из встреч между двумя лидерами может обойтись без обсуждения сирийской проблематики. Впрочем, заметим, что турецкий автор оценивает выгоды от нормализации отношений с официальным Дамаском в качестве «ограниченных и сомнительных». Заметим здесь, что российская сторона не может не осознавать того, что не Турция является главной проблемой на сирийской земле. Эту проблему составляют США, с которыми не до конца ясно, что можно поделать как с фактором, находящимся непосредственно на сирийской территории. Аналогичного мнения придерживается, как можно судить, и турецкая сторона, которая не может из-за этого «дотянуться» до сирийских Сил народной самообороны.

Цитируем далее:

«Еще одним важным моментом является то, что назначение Хакана Фидана, который участвовал в процессе нормализации в качестве главы Национальной разведывательной организации (MIT) и вел переговоры со своими коллегами внутри режима в этом качестве, новым министром иностранных дел Турции может послужить катализатором (процесса – И.С.)

Наблюдатели отмечают, что нормализация отношений между арабскими государствами и режимом набрала обороты и достигла определенного уровня в 2023 году.

Несмотря на решение Арабского контактного комитета приостановить переговоры, режим вновь присоединился к Лиге арабских государств и совсем недавно принял участие в совместном саммите Организации исламского сотрудничества и Лиги арабских государств – что дает представление о текущем направлении.

Можно сказать, что Иордания в этом плане стоит особняком, поскольку остается единственной страной, у которой есть жизненно важные проблемы с режимом в контексте наркотрафика, безопасности границ и репатриации сирийских просителей убежища. Ни для кого не секрет, что режим считает Иорданию важным рынком – особенно для торговли наркотиками. В то же время Иордания находится на торговом пути. Поэтому можно ожидать продолжения спора и в 2024 году».

Отметим, что именно Иордания упоминается турецким автором в качестве одного из важнейших факторов, препятствующих для Сирии нормальному диалогу с арабскими странами. И, как отмечается турецким авторов, эта проблема будет продолжаться и в наступившем 2024 году. В целом, наступивший год, как следует из изложенного выше, для турецко-сирийских отношений пройдет без каких-либо знаковых прорывов – а лишь будет балансировать в условиях хрупкого достигнутого статус-кво.

Продолжает тему контртеррористических и трансграничных операций Турции в сборнике статья «Контртеррористические операции Турции: Развитие событий и меры региональной безопасности».

Автором материала стала эксперт Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) Сибель Дюз.

Приведем ниже её краткую биографическую справку:

«Она получила степень в области международных отношений в Ближневосточном техническом университете (Ortadoğu Teknik Üniversitesi) и начала свою карьеру в качестве научного сотрудника в Фонде SETAV в 2014 году. В настоящее время она занимает должность координатора проекта Платформы анализа терроризма (TAP) — комплексная база данных и веб-портал, созданная в 2019 году и продолжающая активно работать. С 2021 года работает научным сотрудником SETAV. Примечательно, что она является автором уважаемых докладов, опубликованных SETAV, в том числе «Восхождение Турции как державы дронов: история, стратегия и геополитические последствия», «Раскрытие дебатов о турецких дронах» и «Дистанционное управление: уничтожение террористов РПК с воздуха, лидеров и оперативники». Ее исследовательская деятельность в основном вращается вокруг военных технологий и стратегии, борьбы с терроризмом и повстанцами, а также беспилотных систем».

Переходим непосредственно к анализу турецкого автора. Вот как она, в частности, перечисляет основные события 2023 года:

«15 марта — Вертолет Eurocopter AS350, на борту которого находились члены YAT, связанные с СДС (Силы демократической Сирии – И.С.), разбился в районе Чоман города Дохук.

7 апреля – Утверждается, что во время атаки БПЛА возле международного аэропорта Сулеймании мишенью стал так называемый генеральный командующий СДС «Мазлум Абди».

18 сентября – Впервые атака БПЛА была нацелена на военную зону, связанную с ПСК, в районе Арбата Сулеймании.

1 октября – Два террориста совершили взрыв перед входными воротами Главного управления Министерства внутренних дел в Анкаре.

6 октября – Американский истребитель F-16 сбил турецкий беспилотный летательный аппарат в Сирии».

Заметим, что именно 1 октября 2023 года называется турецкой стороны в качестве той поворотной точки, за которой последовал пересмотр турецкой политики в сфере борьбы с терроризмом – в сторону активизации точечных акций за пределами страны, как альтернативы более широкомасштабным действиям, которые, как показано ранее, не представляются на данном этапе развития Турции возможными.

Автором дается следующее резюме 2023 года, цитируем:

«Три приоритета Турции – расширение масштабов военных операций, усиление усилий оборонной промышленности по борьбе с терроризмом (КТ, контртеррористическая деятельность – И.С.) и проведение обезглавливания руководства – сохранятся и в 2023 году. Однако устойчивая эффективность борьбы с терроризмом остается первостепенной задачей в рамках Региональной политика Турции. В 2023 году крайне важно контекстуализировать усилия Турции по КТ в сложной сети международных и региональных взаимодействий с Ираком и Сирией, утверждая, что они будут сложным образом формировать стратегию контртеррористической деятельности Турции и потенциально станут основными определяющими факторами в предстоящем году».

Далее, турецким автором делается резюме 2023 года по разным направлениям, начиная с событий в Ираке. Цитируем:

«В марте Антитеррористический отдел Регионального правительства Курдистана (РегПК) сообщил о крушении вертолета Eurocopter AS350, на борту которого находились члены РПК/СНС, в районе Чоман города Дохук.

Впоследствии СДС подтвердили потерю девяти членов Контртеррористических сил. Этот инцидент имеет важное значение, проливая свет на сложные отношения между РПК/Силами народной самообороны и Патриотическим союзом Курдистана (ПСК).

Раздаются утверждения, что один из вертолетов, причастных к катастрофе, был закуплен в Канаде и передан для использования антитеррористическим подразделением, созданным при Министерстве внутренних дел РегПК, возглавляемым Лахуром Талабани.

Более того, есть утверждения, что члены РПК/СНС прошли пилотажную и техническую подготовку в Сулеймании, предположительно под контролем Центрального командования США (CENTCOM).

После этого инцидента было объявлено, что с 3 апреля воздушное пространство Турции закрыто для использования самолетов, следующих в международный аэропорт Сулеймании (ISU) и обратно в рамках «активизации деятельности РПК, проникновения террористической организации в аэропорт и, следовательно, угрозы безопасности полетов.

Вскоре после этого объявления, во время атаки беспилотника возле ISU (Международный аэропорт Сулеймании – И.С.), так называемый генеральный командующий СДС Мазлум Абди стал объектом нападения вместе с тремя американскими военнослужащими в конвое.

После атаки беспилотника, которая обострила отношения с США, на встрече, на которой, как сообщается, делегация ПСК встретилась с заместителем главы MİT (Национальной разведывательной организации Турции – И.С.) в Багдаде, обсуждалось открытие воздушного пространства Турции для самолетов, использующих ISU.

Впоследствии утверждалось, что заместитель премьер-министра РегПК Кубад Талабани и сопровождающая его делегация ПСК встретились с главой Национальной разведывательной организации (MİT) Хаканом Фиданом в Анкаре, где Фидан якобы выразил дискомфорт Турции по поводу «отношений ПСК с СДС и РПК».

55.61MB | MySQL:108 | 0,471sec