Продвигая свою инициативу «Один пояс, один путь» (ОПОП) политические лидеры Китая постепенно осознают, что страна становится важным политическим игроком ближневосточного региона. По мере того, как экономическое влияние Китая в странах Ближнего Востока возрастает,
в публикациях американских специалистов появляется информация
о возникающих опасениях по поводу условий предоставляемых КНР странам ближневосточного региона займов и инвестиций. Данное обстоятельство менее важно для участников ССАГПЗ обладающих значительными финансовыми накоплениями, однако другие бедные государства Ближнего востока уже оценивают свои возможности взять китайские кредиты на фоне разворачивающихся военно-политического кризиса в Красном море.
Важным элементом продвижения Китая на Ближнем Востоке является растущая демонстрация «мягкой силы». Одним из приоритетов сотрудничества в рамках проекта ОПОП является установление более тесных связей между народами. Так, Китаем были основаны Институты Конфуция для преподавания китайского языка и культуры в Бахрейне, Египте, Иране, Израиле, Иордании, Ливане, Турции и ОАЭ. Очевидно, что цель сотрудничества состоит в том, чтобы повысить уровень культурной и языковой интеграции во взаимоотношениях стран.
Туризм также является элементом китайской «мягкой силы». Число китайцев, путешествующих за границу, в последние годы резко возросло, и страны Ближнего Востока, хотя и сильно отстают от европейских, азиатских и американских направлений, используют для привлечения китайских туристов, к примеру, такие преимущества, как оформление визы по прибытии в страну.
ОАЭ лидирует в этом отношении: один только Дубай в первой половине 2023 года посетило более 400 тысяч китайских граждан. Гостиницы ОАЭ активно завлекают китайских туристов, реализуя программу под названием China Ready. Чтобы получить сертификацию, отели должны нанимать китайских сотрудников в качестве персонала, обучать и держать в штате китайских поваров, а также ежедневно предоставлять доступ к свежей китайской прессе и телевизионным каналам.
Обеспечение национальной топливно-энергетической безопасности является одной из основных задач, стоящих перед китайскими нефтедобывающими и нефтеперерабатывающими корпорациями, которые постепенно претворяют в жизнь инвестиционные проекты на территории иностранных государств. Китайская корпорация Sinopec запустила в эксплуатацию крупные нефтеперерабатывающие комплексы (НПК) в Саудовской Аравии. НПК успешно перерабатывают сырую нефть и позволяют китайским компаниям поставлять готовые к применению бензин, дизельное топливо, керосин и другие продукты, необходимые, как для национальных, так и для иностранных нефтехимических предприятий.
Корпорация Sinopec построила в Кувейте нефтеперерабатывающий комплекс Al-Zour, который расположен в 90 км к югу от столицы этого небольшого аравийского государства. В последние годы китайская нефтяная компания PetroChina ведет масштабную экспансию на мировом нефтегазовом рынке, делая ставку на новые крупные проекты, и Ближний Восток для компании является предметом особых амбиций. Катарский госконцерн Qatargas подписал 22-летний контракт с PetroChina International Co (подразделением PetroChina) о поставках в Китай около 3,04 млн тонн СПГ в год. Благодаря своей грамотной стратегии и масштабным инвестициям, PetroChina успешно продвигает свои интересы на Ближнем Востоке. В перспективе китайская компания нацелена на дальнейшее увеличение объемов добычи углеводородов в арабских странах и на всестороннее партнерство в нефтегазовой сфере.
Китай является основной страной-поставщиком миротворцев, направив свои миротворческие силы в Судан, Южный Судан, Ливан. Политическое руководство страны рассматривает участие в миротворческих операциях ООН на африканском континенте в качестве направления обеспечения своей безопасности за счет сотрудничества на региональном и международном уровне. В рамках мандата ООН в составе миротворческих сил китайские военные выполняют следующие задачи: наблюдение за прекращением огня; оказание помощи конфликтующим сторонам при реализации мирных соглашений; обеспечение безопасности при доставке гуманитарных грузов; организация демобилизации бывших участников военных конфликтов и возвращении их к мирной жизни; разминирование местности; наблюдение за проведением выборов; подготовка полицейских; контроль за соблюдением прав человека.
Современные подходы страны к участию в миротворческой деятельности ООН учитывают традиционную позицию Пекина по вопросам национального суверенитета и невмешательства во внутренние дела других государств: взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное развитие. Данные принципы записаны в Конституцию КНР в 1982 году и стали установками при развитии отношений с зарубежными странами.
В последние годы КНР для достижения своих целей в «горячих точках» стала использовать частные военные компании, в частности, в Ираке и Южном Судане. Китайские ЧВК основаны бывшими военными или полицейскими и контролируются госорганами, а основные клиенты – это тоже крупные государственные корпорации.
Таким образом, направления политики Китая на Ближнем Востоке можно охарактеризовать как комплекс мероприятий, сочетающий как «мягкие», так и «жесткие» методы достижения целей внешней политики.
Представляется, что в 2024 году Китай предпримет больше усилий для урегулирования палестино-израильского конфликта, усмирения амбиций йеменских хоуситов, нормализации отношений Пакистана и Ирана.