О направлениях гуманитарной политики Китая на Ближнем Востоке

Продвигая свою инициативу «Один пояс, один путь» (ОПОП) политические лидеры Китая постепенно осознают, что страна становится важным политическим игроком ближневосточного региона. По мере того, как экономическое влияние Китая в странах Ближнего Востока возрастает,
в публикациях американских специалистов появляется информация
о возникающих опасениях по поводу условий предоставляемых КНР странам ближневосточного региона займов и инвестиций. Данное обстоятельство менее важно для участников ССАГПЗ обладающих значительными финансовыми накоплениями, однако другие бедные государства Ближнего востока уже оценивают свои возможности взять китайские кредиты на фоне разворачивающихся военно-политического кризиса в Красном море.

Важным элементом продвижения Китая на Ближнем Востоке является растущая демонстрация «мягкой силы». Одним из приоритетов сотрудничества в рамках проекта ОПОП является установление более тесных связей между народами. Так, Китаем были основаны Институты Конфуция для преподавания китайского языка и культуры в Бахрейне, Египте, Иране, Израиле, Иордании, Ливане, Турции и ОАЭ. Очевидно, что цель сотрудничества состоит в том, чтобы повысить уровень культурной и языковой интеграции во взаимоотношениях стран.

Туризм также является элементом китайской «мягкой силы». Число китайцев, путешествующих за границу, в последние годы резко возросло, и страны Ближнего Востока, хотя и сильно отстают от европейских, азиатских и американских направлений, используют для привлечения китайских туристов, к примеру, такие преимущества, как оформление визы по прибытии в страну.

ОАЭ лидирует в этом отношении: один только Дубай в первой половине 2023 года посетило более 400 тысяч китайских граждан. Гостиницы ОАЭ активно завлекают китайских туристов, реализуя программу под названием China Ready. Чтобы получить сертификацию, отели должны нанимать китайских сотрудников в качестве персонала, обучать и держать в штате китайских поваров, а также ежедневно предоставлять доступ к свежей китайской прессе и телевизионным каналам.

Обеспечение национальной топливно-энергетической безопасности является одной из основных задач, стоящих перед китайскими нефтедобывающими и нефтеперерабатывающими корпорациями, которые постепенно претворяют в жизнь инвестиционные проекты на территории иностранных государств. Китайская корпорация Sinopec запустила в эксплуатацию крупные нефтеперерабатывающие комплексы (НПК) в Саудовской Аравии. НПК успешно перерабатывают сырую нефть и позволяют китайским компаниям поставлять готовые к применению бензин, дизельное топливо, керосин и другие продукты, необходимые, как для национальных, так и для иностранных нефтехимических предприятий.

Корпорация Sinopec построила в Кувейте нефтеперерабатывающий комплекс Al-Zour, который расположен в 90 км к югу от столицы этого небольшого аравийского государства. В последние годы китайская нефтяная компания PetroChina ведет масштабную экспансию на мировом нефтегазовом рынке, делая ставку на новые крупные проекты, и Ближний Восток для компании является предметом особых амбиций. Катарский госконцерн Qatargas подписал 22-летний контракт с PetroChina International Co (подразделением PetroChina) о поставках в Китай около 3,04 млн тонн СПГ в год. Благодаря своей грамотной стратегии и масштабным инвестициям, PetroChina успешно продвигает свои интересы на Ближнем Востоке. В перспективе китайская компания нацелена на дальнейшее увеличение объемов добычи углеводородов в арабских странах и на всестороннее партнерство в нефтегазовой сфере.

Китай является основной страной-поставщиком миротворцев, направив свои миротворческие силы в Судан, Южный Судан, Ливан. Политическое руководство страны рассматривает участие в миротворческих операциях ООН на африканском континенте в качестве направления обеспечения своей безопасности за счет сотрудничества на региональном и международном уровне. В рамках мандата ООН в составе миротворческих сил китайские военные выполняют следующие задачи: наблюдение за прекращением огня; оказание помощи конфликтующим сторонам при реализации мирных соглашений; обеспечение безопасности при доставке гуманитарных грузов; организация демобилизации бывших участников военных конфликтов и возвращении их к мирной жизни; разминирование местности; наблюдение за проведением выборов; подготовка полицейских; контроль за соблюдением прав человека.

Современные подходы страны к участию в миротворческой деятельности ООН учитывают традиционную позицию Пекина по вопросам национального суверенитета и невмешательства во внутренние дела других государств: взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное развитие. Данные принципы записаны в Конституцию КНР в 1982 году и стали установками при развитии отношений с зарубежными странами.

В последние годы КНР для достижения своих целей в «горячих точках» стала использовать частные военные компании, в частности, в Ираке и Южном Судане. Китайские ЧВК основаны бывшими военными или полицейскими и контролируются госорганами, а основные клиенты – это тоже крупные государственные корпорации.

Таким образом, направления политики Китая на Ближнем Востоке можно охарактеризовать как комплекс мероприятий, сочетающий как «мягкие», так и «жесткие» методы достижения целей внешней политики.

Представляется, что в 2024 году Китай предпримет больше усилий для урегулирования палестино-израильского конфликта, усмирения амбиций йеменских хоуситов, нормализации отношений Пакистана и Ирана.

55.78MB | MySQL:116 | 0,530sec